FLB: Следователи СКР пытаются разобраться, как на землях “Левашовского военного лагеря” выросли элитные загородные поселки
"“Возбуждено уголовное дело о мошенничестве с землей, находящейся в бессрочном пользовании Минобороны РФ в Ленинградской области, - во вторник сообщил Следственный комитет РФ.
"Выявлен факт незаконного отчуждения путем обмана земельных участков общей площадью не менее 456 гектаров, расположенных на территории "Левашовского военного лагеря" во Всеволожском районе Ленинградской области и находившихся в бессрочном пользовании министерства обороны", — говорится в релизе.
“В Петербурге и пригородах начались масштабные обыски. Следователи и полицейские пришли в Кадастровую палату области на улице Чапаева в Северной столице. В 11 часов следственно-оперативная группа примерно из десяти человек начала выемку документов в администрации Всеволожского района, - пишет 12 февраля «Комсомольская правда».
- Постановление на обыск предъявили заместителю главы по экономике и финансам Михаилу Ткачеву, - уточнил корреспонденту “Комсомолки” пресс-секретарь администрации Даниил Борисов. - Представители правоохранительных органов, одетые в штатское, ходят по кабинетам, требуют всем оставаться на местах до конца следственных действий. Никаких препятствий наши сотрудники им не чинят, поэтому силовое сопровождение в виде двух бойцов СОБРа кажется лишним.
Сам глава администрации Александр Соболенко на выезде. Следователи ждут его приезда. Скорее всего, к нему возникнут вопросы по уголовному делу. Сделки по отчуждению земель Минобороны и переводу их в частную собственность наверняка проходили через администрацию Всеволожского района.
На “военном” объекте тоже работают следователи. Они пришли в Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Минобороны. Видимо, должностные лица этой организации и давали добро на вывод гектаров “Левашовского военного лагеря” из ведения военного министерства.
Эпизод с расхищенными землями Минобороны под Петербургом очень напоминает дело "Оборонсервиса" - дочерней министерской структуры, ущерб от которой составил сотни миллиардов рублей.
Северо-Западное теруправление имущественных отношений - филиал Департамента имущественных отношений Минобороны, который до лета 2012 года возглавляла нынешняя фигурантка дела "Оборонсервиса" Евгения Васильева. Ей предъявили обвинение в особо крупном мошенничестве. В ноябре директором Департамента имущественных отношений назначили экс-председателя комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга Дмитрия Куракина».
“Под подозрение попали чиновники, чьи подписи стоят на документах, позволивших передать под строительство коттеджей сотни гектаров земли прямо в центре действующего общевойского полигона ЗВО, - сообщает 12 февраля Фонтанка.Ру.
Эта гигантская территория со времен сталинских репрессий известна как Левашовский военный лагерь (Левашовской полигон). В материалах фигурируют имена не только главы Всеволожской администрации Александра Соболенко, но и бывшей главы Департамента имущественных отношений МО Евгении Васильевой.
Синхронные мероприятия Следственного комитета Ленобласти, сотрудников областной прокуратуры, оперативников Управления экономической безопасности и отряда СОБР ГУ МВД начались в 10:30 12 февраля в зданиях администраций Всеволожского района и муниципального образования «Сертоловское городское поселение», в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Всеволожского района, отделении Росреестра Всеволожского района, а также в Федеральной кадастровой палате Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области и Северо-Западном управлении имущественных отношений Министерства обороны РФ.
Все изъятия документации и допросы проходят в рамках уголовного дела, возбужденного СК Ленобласти 4 февраля этого года по части 4 статьи 159 УК РФ, – мошенничество в особо крупном размере.
Начало событий предполагаемого преступления, по версии следствия, в постановлении обозначено так: «не позднее июня 2010 года». Смысл претензий: руководители администраций Всеволожского района и МО «Сертоловское городское поселение» по согласованию с должностными лицами Министерства обороны приняли решение передать десяти дачным некоммерческим партнерствам (ДНП) земли, несмотря на то, что «нормативных актов, устанавливающих отказ Министерства обороны от этих земель, не принималось».
СК зафиксировал и этапы принятия сомнительных решений: в январе 2012 года в отделение Росреестра во Всеволожском районе предоставлены документы для постановки на учет 456 гектаров на территории, принадлежащей воинской части; 8 сентября прошлого года земельная комиссия администрации Всеволожского района эту территорию отдала дачным некоммерческим партнерствам (ДНП); 14 сентября «вырезанные» куски бывшего Левашовского полигона встали на учет в кадастровую палату Ленобласти.
В результате земли, цена которых по кадастровой стоимости на двести миллионов превышает миллиард рублей, стали считаться исторически муниципальными. Сегодня на этих территориях находятся крупные ДНП: «Береговое», «Углово Аэродром», «Левашовский лагерь–1», «Левашовский лагерь-2», «Шишкин лес», «Лесная поляна», «Речное», «Северная Лица-1», «Северная Лица – 2», «Фазенда», «Просторы».
История Левашовского военного лагеря начинается еще с довоенных времен, а начало первых буржуазных земельных правовых движений датируется лишь 1993 годом, когда произошло первое разграничение Левашовского полигона от гражданских территорий. В 1996 году Левашовский полигон был поставлен на предварительный кадастровый учет без процедуры размежевания. Его площадь обозначена в 3779,55 гектара.
В 2006 году по заказу Министерства обороны в рамках госконтракта ОАО «Аэрогеодезия» за несколько миллионов рублей начало проводить выездные работы по составлению межевого плана. И в июне 2010 года структура принесла свой многотомный отчет в кадастровую палату для формирования единого пакета документов. Если бы это произошло, то границы Левашовского полигона были бы определены, и передача его могла бы совершаться только за подписью первого лица Министерства обороны.
Но этого не случилось. Как нашему изданию прокомментировали в Следственном комитете, труды «Аэрогеодезии» исчезли. Какие-то воспоминания в уголовном деле, конечно, есть. Так, бывший руководитель кадастровой палаты помнит о документах «Аэрогеодезии», однако в компьютерной базе упоминания о них оперативниками обнаружено не было, а бумажных носителей информации в кадастровой палате нет.
Примерно в эти же дни – в середине лета 2010 года главе муниципального образования «Сертоловское городское поселение» Юрию Ходько поступают ходатайства. В начале от представителей ДНП «Береговое» и «Левашовский лагерь-1», затем и от других.
Заявления передаются на суд земельной комиссии Всеволожской администрации. Как и положено в таких случаях, было проведено заседание земельной комиссии, в котором приняли участие глава администрации Всеволожского района Александр Соболенко и покойный ныне главный архитектор Всеволожского района Эдуард Акопян. Заседание прошло 8 сентября 2010 года. На нём было принято решение об организации на части территории Левашовского военного лагеря 10 ДНП. Под это было выделено 377 гектаров земли.
Примерно в это же время начальник Северо-Западного управления по расквартированию войск Иван Кондратьев, начальник ФГУ «Осинорощинская квартирно-эксплуатационная часть района» Дмитрий Осьмёркин и глава Департамента имущественных отношений Министерства обороны Евгения Васильеваподписывают документ, в результате которого 609 гектаров Левашовского полигона отходят муниципалам.
Именно этой бумаге Следственный комитет дал вышеуказанную оценку: «нормативных актов, устанавливающих отказ Министерства обороны от этих земель, не принималось».
Основная же претензия, которую предъявляют следователи всеволожским чиновникам, состоит в том, что они не должны были выдавать участки под садоводства, не проверив разграничение категорий земель согласно установленной федеральным законодательством процедуре.
Что касается подписи ныне находящейся под домашним арестом бывшей главы Департамента имущественных отношений Министерства обороны и генерального директора «Оборонсервиса» Евгении Васильевой, поставленной ей на фактическом «отказе» от сотен гектаров Левашовского военного лагеря то, как нам прокомментировали в правоохранительных органах, - это предмет «особого разбирательства, вплоть до нового эпизода в рамках расследования известных резонансных дел в Москве».
Пока проходила земельная комиссия, и 10 ДНП получали свои гектары, в ЗВО верстали планы танковых учений на 2013 год. В результате возникла фельетонная ситуация – в плане эксплуатации полигона намечены очередные танковые учения. Более того, танки должны выходить на линию огня, как раз выезжая на четыре садоводства: «Северная Лица-1», «Северная Лица-2», «Фазенда», «Просторы». И эти площади, с уже приобретенными некоторыми петербуржцами участками, как написано в отчете ЛенВо, лежат на их директрисе».
«В открытых источниках нет точной информации об объекте под названием «Левашовский военный лагерь», - отмечает Лента.Ру. - Левашово — поселок в Выборгском районе, там располагается мемориальное кладбище жертв репрессий (до 1989 года кладбище было секретным объектом КГБ). Некоторые источники утверждают, что в 1930-х годах в этой местности велась работа с химоружием, и до сих пор там находятся склады и полигоны соответствующей направленности.
Также в СМИ упоминается некий дачный поселок «Левашовский лагерь 1». По информации партии КПРФ, под этот поселок отдали земли учебного центра училища связи. Представители партии называют «Левашовский лагерь 1» «очередной Рублевкой».
«Следственная бригада по делу о масштабных хищениях активов Минобороны проверяет возможную взаимосвязь между недавним убийством во Всеволожском районе Ленинградской области местного главного архитектора Эдуарда Акопяна и аферами с земельными участками в Левашовском военном лагере. Часть этих сделок утверждала экс-глава департамента имущественных отношения Минобороны Евгения Васильева, а визировал их в том числе и Акопян. Следователи считали его важным свидетелем, однако 29 января, за несколько дней до обысков в администрации Всеволжского района, его расстрелял киллер. Это уже не первая загадочная смерть потенциальных фигурантов в деле Минобороны», - отмечают 12 февраля «Известия».