Спецкор FLB передает из зала суда, где судебный процесс над обвиняемым в убийстве Буданова вступает в завершающую фазу
"Очередная неделя в этом судебном деле снова началась со скандалов. Во вторник, 5 февраля 2013 года, планировались три допроса: Светланы Будановой, вдовы бывшего полковника; допрос засекреченного свидетеля убийства под псевдонимом «Алан», который почему-то не является в суд с декабря; Александра Евтухова, которого, по сообщению ряда СМИ, около двух неделей назад пыталась подкупить сотрудница адвокатского бюро Мурада Мусаева.
Перед началом заседания судебные приставы перекрыли с двух сторон коридор возле кабинета № 232, в котором обычно проходят слушания. Сотрудница пресс-службы Мосгорсуда попросила собравшихся журналистов «на всякий случай» приготовить свои редакционные удостоверения. Приставы пропускали, сверяя удостоверения с какой-то бумагой. Раньше в зал свободно проходили люди в «штатском», а многие журналисты не могли попасть сюда из-за отсутствия мест. Похоже, пресс-служба все-таки решила отдать приоритет журналистам.
Началось заседание с информации о то, что Валерий Буданов, сын убитого, не будет присутствовать на заседании по семейным обстоятельствам. Остался не разъясненным вопрос по поводу «Алана» и Евтухова: никто из них на процесс опять почему-то не явился. Оказывается, их никто не может найти. По словам судьи, официальный запрос в Следственный комитет России (СКР) по поводу Евтухова так и остался без ответа. По словам защитника подсудимого Мурада Мусаева, его запросы в СКР «с просьбой обеспечить явку Евтухова в суд» также остались без ответа.
Затем Мусаева уже не в первый раз ходатайствовал о проведении выездного судебного заседания для осмотра автомобиля «Мицубиси Лансер», на котором с места преступления скрылся убийца. Этот автомобиль обнаружили горящим рабочие со стройки в паре кварталов от места убийства Буданова. Гособвинитель Владимир Боярышев заявил, что изьятые и запротоколированные вещественные доказательства представлены в «исчерпывающем количестве и виде, уже продемонстрированы присяжным и он не находит оснований для дополнительного осмотра машины». К тому же, по его словам, это лишь затянет процесс. И судья Андрей Коротков вновь отказал Мусаеву в удовлетворении ходатайства.
Тогда чеченский адвокат выступил с очередным ходатайством о выезде на место преступления свидетелей и присяжных. Мусаев заявил, что вызывает ряд сомнений показания некоторых свидетелей: например, что они могли увидеть, находясь, согласно схеме, на своих местах во время убийства Юрия Буданова?
- Согласно предъявленному Темерханову обвинению, около 12.05 мск 10 июня он расстрелял Юрия Буданова, а затем скрылся на автомобиле, который поджег на улице Доватора, отъехав от места преступления. Чтобы присяжные смогли сложить мнение, прошу произвести осмотр местности с участием коллегии присяжных заседателей, - заявил Мусаев.
Судья еще раз выслушал мнение гособвинителя и отказал в удовлетворении этого ходатайства. Затем Мусаев ходатайствовал перед судом о перерыве в судебном заседании до тех пор, пока не будет допрошен свидетель Александр Евтухов и вдова Светлана Буданова. По словам адвоката, происходит процессуальное нарушение - свидетель Евтухов начал давать показания в суде, но до конца так и не был допрошен.
Между судьей и адвокатом возникла небольшая перепалка. Судья напомнил, что дело рассматривается коллегией присяжных: «Я не хочу, чтобы коллегия распалась, так как мы уже заняли этим процессом больше предполагаемого времени. Решение суда будет вынесено в разумные сроки».
Судья также напомнил Мусаеву, что тот в конце прошлого года заявлял, что процесс может занять достаточно долгое время. Мусаев, по мнению судьи, может сознательно затягивать процесс.
Далее чеченский адвокат категорично заявил, что защита отказывается предоставлять свои «оставшиеся доказательства», пока не будет допрошен свидетель Евтухов. Судья отвел на поиски Евтухова еще «максимум два дня». Мусаев вновь заявил о том, что напишет жалобу на действия председательствующего.
Гособвинение в лице прокурора Марии Семененко высказало свою позицию: «Мы в пятнадцатый раз высказываемся, что хотим допросить Евтухова в суде. Если он не желает давать показания, то будем просить о принудительном приводе». Суья Коротков ответил, что для приводаЕвтухова в суд надо получить официальный ответ от СКР.
После этого слово попросил подсудимый Юсуп Темерханов, что происходит весьма редко и только в особых случаях:
- Ваша честь, я боюсь, что здесь все забыли: мы обсуждаем не вещь, а живого человека. Я имею в виду Евтухова. Мне уже неважно, какие показания он даст, но мне жаль его, я знаю, ему нужна помощь. И я хорошо знаю методы тех людей, которые удерживают Евтухова. Они могут пытать его. Так пытали меня. Они сейчас его пытают, а вы обсуждаете здесь, куда слать повестки.
Судья прервал Темерханова:
- У вас есть какие-то факты или это просто ваши догадки?
- Это не догадки, я прошел через то, о чем говорю. То, что сейчас происходит со свидетелем, - это не шутки, и я не могу, как вы, рассуждать об этом с улыбкой на лице. Меня пытали, пропуская ток через пальцы ног. От этого может отказать сердце. Его сейчас так же пытают. Если в вас есть хоть что-то людское, помогите этому человеку.
Если Евтухов не появится в суде в течение ближайших двух дней, суд перейдет в последующие процессуальные стадии. Мусаев ходатайствовал о допросе женщины-судебного пристава, находящейся в зале, которая, по его словам, «откуда-то ввела Евтухова в судебный зал, а потом куда-то его увела». Судья ответил, что помнит ситуацию по-другому: Мусаев сообщил суду, что «сейчас в зал войдет Александр Евтухов, и тот вошел после его слов».
Сторона гособвинения выступила категорически против допроса судебного пристава, назвав ходатайство Мусаева «абсурдностью заявления». И судья отклонил ходатайство защиты подсудимого.
На следующий день, 6 февраля, свидетель Александр Евтухов вновь не явился в суд. Не явилась также и потерпевшая Светлана Буданова. Председатель суда оповестил, что получил ответ от СКР, в котором сообщается, что «свидетель Евтухов не проживает по месту регистрации». Валерий Буданов сообщил, что его мать не смогла придти на заседание по состоянию здоровья.
Мусаев заявил, что защита завершила стадию предоставления доказательств, за исключением допроса Евтухова и Будановой. Он потребовал огласить уже данные Евтуховым показания. Судья Коротков отказал, пояснив, что еще не исчерпаны все возможности для привода Евтухова на судебные слушания.
Не прибыл на допрос 6 февраля и засекреченный свидетель обвинения под псевдонимом «Алан». Затем подсудимый Темерханов заявил, что отказывается давать показания суду до тех пор, пока не будут выполнены требования его защитников.
Это финальная часть судебного следствия, после которой следуют прения и выносится вердикт. Гособвинитель Мария Семененко огласила список дополнительных доказательств вины Темерханова, которые прокуроры намерены огласить в присутствии коллегии присяжных.