FLB: «Круг друзей» вице-премьера Дворковича готовится к приватизации
" Наступающий год должен принести в российскую казну 427 миллиардов рублей за счет приватизации госактивов. Однако, как пишут сегодня «Аргументы недели», государство, скорее всего, недополучит в ходе второй волны приватизации серьёзную сумму. По оценке экспертов издания, при нынешнем раскладе ожидать от приватизационных процессов прозрачности не приходится.
Напомним, по планам на 2013-2016 годы государство продаст свои пакеты акций в ВТБ, «Россельхозбанке», «Росагролизинге», «Аэрофлоте» и аэропорте Шереметьево, ОАО «АЛРОСА». В «Зарубежнефти», «РусГидро», Интер РАО ЕЭС, «Транснефти» и ФСК ЕЭС останется 75% плюс 1 акция. Не намерено правительство оставлять у себя и «Роснефть» - 75,16% её акций, находящихся в собственности «Роснефтегаза», также планируют продать к 2016 году. В конце 2012 года уже частично приватизированы или полностью готовы к продаже ОАО «Апатит», СГ-Транс, Ванинский морской торговый порт, Мурманский морской торговый порт, авиакомпания «Сибирь», Объединенная зерновая компания, Архангельский траловый флот, ТГК-5, Сбербанк и «Совкомфлот».
Как отмечает издание, вопрос приватизации госактивов во многом связан с личностью чиновника, на которого премьер Медведев возложил эту обязанность. Речь идет о вице-премьере Аркадии Дворковиче, отвечающем за промышленность (вне ВПК), сельское хозяйство, энергетику, транспорт, связь и все вопросы Минприроды, включая недропользование. Личное доверие Медведева «явно перевесило такие соображения, как профессиональные навыки последнего, например, в области практического руководства ТЭКом».
Эксперты издания припоминают Дворковичу все яркие свидетельства его профпригодности: от оптимистичных прогнозов во время кризиса 2008 года до проведения совещаний по ТЭКу в 2012, которые выявили,как они полагают, его полную некомпетентность в вопросах энергетики. «Также очевидно, что существуют значимые проблемы с имиджем Дворковича как ответственного, сильного управленца, способного решать ключевые задачи в российской экономике», отмечают «Аргументы недели».
Автор статьи «Аркадий Дворкович и продолжение большой приватизации» Олег Лурье пишет, «невероятная устойчивость» Дворковича во власти связана именно с тем, что его неофициальный круг задач лежит «несколько в стороне от публичного поля и связан с формированием финансовой основы власти «медведевской» группировки высших чиновников». И такой основой являются, по данным издания, кавказские деловые партнёры Дворковича – группа бизнесменов, преимущественно родом из Дагестана, которые уже аккумулировали активов в общей сложности на сумму около 50 млрд. долларов и более чем готовы участвовать во второй волне приватизации. Связь с дагестанским бизнесом и Северным Кавказом вообще для москвича Дворковича, родившегося в интеллигентной семье шахматного гроссмейстера, не случайна. Его супруга – Зумруд Рустамова – дочь дагестанцев, перебравшихся в столицу незадолго до её рождения. Стоит отметить, что и сама Зумруд Хандадашевна сделала в своё время блестящую чиновничью карьеру: в 1995 году она пришла на должность рядового экономиста в Госкомимущество России, а в 1999 была уже замом Игоря Шувалова, тогда – главы этого ведомства. В 2001 Рустамова вышла замуж за Дворковича.
Однако, наиболее интересный период её карьеры приходится на время, когда она уже уволилась с госслужбы, с должности замминистра имущественных отношений. С 2006 по 2008 год Рустамова работала в ООО «Нафта-Москва», с 2008 по 2009 год являлась управляющим директором представительства офшора «Нафта-Москва (Кипр) Лимитед», с 2009 года - член совета директоров ОАО «Полюс Золото». Все эти компании принадлежали или принадлежат сейчас одному человеку – Сулейману Керимову.
Помимо немалого состояния, шлейфа скандальных историй и ФК «Анжи» у Керимова имеются и огромные лоббистские возможности, которые, безусловно, будут им использованы в ходе приватизации-2013, отмечает газета «Наша Версия» в статье «Кавказский узел». Так, одним из ярких показателей вхожести Керимова во властные круги являются его тесные отношения с госбанками – ВТБ и Сбербанком. Так, на кредиты Сбербанка Керимов приобрел контрольный пакет акций ОАО «Полиметалл» за $900 млн, пакет акций Газпрома и акции самого Сбербанка. А в 2008-ом Керимов за счёт своих связей в госбанках «спас» одного из крупнейших девелоперов – группу «ПИК». Кризис поставил «ПИК» перед необходимостью выплатить $900 млн по кредитам Сбербанку, ВЭБ и ВТБ. Неожиданно Керимов вышел на руководство компании и предложил за 25% акций – блокирующий пакет - разрулить все проблемы, пишет «Версия». И задолженность была реструктурирована моментально. Керимов вскоре получил еще 20% акций «ПИК» и практически устранил от руководства прежних владельцев. А вовлеченность в девелоперский бизнес позволила ему получить – при участии ряда госчиновников – крупный контракт Минобороны на строительство жилых домов для военнослужащих. По данным «Версии» Керимов сумел наладить тесную дружбу с госбанками благодаря личным связям с Игорем Юсуфовым, экс-спецпредставителем президента Медведева в Сбербанке.
Какие же государственные активы сегодня интересуют Керимова? Есть мнение, что с участием Керимова будет реализован проект приватизации угольных активов с последующим объединением их в «Объединенную угольную компанию» на базе ОАО «СУЭК» и «Шахта Распадская». Кроме того, Керимов может принять участие в приватизационных процессах в энергетических структурах - ИнтерРАО, ФСК, ГК «Роснефтегаз». Он же станет основным участником приватизационных процессов в «Банке ВТБ» и Сбербанке, полагают журналисты «Версии».
Что касается Дворковича, то он, как полагает издание, будет выполнять для Керимова в этих процессах роль ценнейшего инсайдера, чья информация позволит лидеру дагестанского бизнеса четко рассчитать все свои действия.
Помимо Керимова, в тесный круг деловых партнёров вице-премьера Дворковича, как отмечают эксперты «Версии», входят братья Билаловы, Ахмед и Магомет. Эти представители дагестанской диаспоры занимались банковской деятельностью (банк «Диамант», лишённый лицензии в 2011 году за многочисленные нарушения), а также нефтью – сделки по приобретению долей «Нижневартовскнефтегаза», «Варьеганефть», «Черногорнефть». Некоторые сомнительные сделки позже приводили к возбуждению уголовных дел, но это нисколько не пошатнуло позиции Билаловых, отмечает газета.
Братья плотно обосновались в Краснодарском крае: Ахмед Билалов – депутат краевого Заксобрания, вхож в ближний круг губернатора Кубани Александра Ткачева. В разное время Билаловым принадлежали контрольные пакеты крупнейших предприятий местного ЖКХ - Независимой энергосбытовой компании, «Краснодартеплоэнерго», Южной газовой компании, «Сочиводоканал». Билаловы получили и немалую часть средств, выделенных на олимпийские расходы.
Ткачев, по данным издания, ввёл Ахмеда Билалова в общество федеральных чиновников: познакомил с бывшим главой ОКР Леонидом Тягачевым, а тот – с управделами президента Владимиром Кожиным. В официальных поездках по олимпийским делам в составе делегаций Билалов свел знакомство с Германом Грефом, Аркадием Дворковичем и другими, близкими к Медведеву чиновниками. На сегодняшний день Билаловы владеют горнолыжным комплексом «Горная карусель», являются совладельцами компании «Красная поляна». Кстати, «Горная карусель» - излюбленное место для катания на горных лыжах премьер-министра Дмитрия Медведева, отмечает «Версия». Сейчас Ахмед Билалов является главой совета директоров компании в рамках частно-государственного партнёрства «Курорты Северного Кавказа» (КСК), которая к 2025 году должна создать на базе кавказских природных красот полноценный и популярный в мире туристический регион.
По данным «Версии», Билаловы, которые уже приняли участие в первом этапе приватизации в 2012-м, в следующем году (и до 2016-го) могут рассчитывать на благоприятный чиновничий режим в качестве приобретателей активов в сфере туристического, гостиничного, строительного бизнеса. Как полагают оба издания, репутация заметной части будущих приобретателей госактивов неоднозначна – в их прошлом и уголовные дела и неясные сделки, многие явно имеют отношение к офшорному бизнесу. Все это вкупе с деятельностью лоббистов в правительстве приведет только к одному: крупные куски госсобственности будут проданы гораздо ниже их рыночной стоимости, что самым негативным образом скажется на поступлениях в госбюджет. "