FLB: Почему в жилье бесквартирных офицеров привольно живут «дамы» Сердюкова
"«Сумма госконтрактов, заключенных Министерством обороны на покупку и строительство жилья для военнослужащих на период до 2014 года, почти в два раза больше заложенных в бюджете на эти цели средств. Как показала проверка Счетной палаты, лимит программы, установленный на уровне 80 млрд рублей, оказался превышен на 70,3 млрд рублей, - пишут 5 декабря «Известия».
Несмотря на почти 90-процентное превышение сметы расходов на жилье для военных, эта тема на сегодняшний день остается самой больной в Минобороны. По официальным данным, число военных, зарегистрированных нуждающимися в жилье, достигает 80 тыс. человек. 64 тыс. из них, по данным ВС РФ, уже несколько лет не могут уволиться из армии, хотя давно достигли предельного возраста службы. Всех их Минобороны при увольнении обязано обеспечить жильем, пока же они находятся в распоряжении и получают зарплату — в среднем 30 тыс. рублей. Таким образом, государство каждый месяц тратит на содержание ненужных ему офицеров и прапорщиков около 1,9 млрд рублей.
Как следует из отчета аудиторов Счетной палаты, в течение предыдущих трех лет (2009–2011) на реализацию программы выделено около 300 млрд рублей, что почти в четыре раза больше, чем заложено на 2012–2014 годы (80 млрд рублей). В 2009 году список очередников состоял из 129 тыс. человек, в 2011-м в него входило 167,7 тыс. человек.
Источник в правительстве пояснил «Известиям», что жилищная программа, запущенная с подачи экс-министра обороны Анатолия Сердюкова, имеет ряд проблем. В их числе, например, отсутствие критериев, на основании которых формируется очередь на жилье, — один офицер ждет получения квартиры в течение нескольких лет, а другому она предоставляется в более короткий срок.
— Программа работает непрозрачно, в связи с этим при ее реализации возможны коррупционные схемы, — описывает собеседник.
Самая критичная и коррупционная ситуация с обеспечением жильем военнослужащих сложилась в Москве, подчеркивает высокопоставленный офицер Минобороны.
Как следует из доклада новому министру обороны Сергею Шойгу, подготовленного Общественным советом по защите прав военнослужащих, узнать очередность в департаменте жилищного обеспечения (ДЖО) Минобороны невозможно, списки очередников в воинских частях отсутствуют, а при распределении жилья не учитываются льготы и семейные особенности военнослужащих. «Распределение жилья отдано на откуп программному обеспечению «Алушта», однако порядок ее работы засекречен», — пишут в своем докладе представители инициативной группы.
Одну из коррупционных схем распределения жилья в Минобороны, о которых уже писали «Известия», выявили судебные приставы Москвы. Они провели проверки домов, построенных для нужд Минобороны, но так и не заселенных нуждающимися в них офицерами. На 15 адресов в Москве были наложены аресты на любые регистрационные сделки, однако это не помешало Минобороны поселить там исключительно нужных людей, кому по закону жилье не полагалось. Среди них оказались две сотрудницы (референты) экс-министра обороны Ольга Васильева и Анна Гиндина, советник министра по архивам Лусинэ Арутюнова, сотрудница департамента санаторно-курортного обеспечения МО Тамара Пыхтина. Также среди жильцов дома оказались и руководители ДЖО Минобороны, которые за последние пять лет менялись практически каждый год. Так, в том же доме на Академика Янгеля проживают нынешний руководитель ДЖО Галина Семина и экс-руководитель Ольга Лиршафт, экс-начальница отдела ДЖО Ирина Бакаева и экс-сотрудница того же департамента Оксана Колодочка.
Как следует из официального ответа ДЖО Минобороны в Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ, за последнее время в Москве построено 1,3 тыс. квартир, а неисполненных решений столичных судов об обеспечении жильем военнослужащих — 1285. Почему в эти квартиры не заселяют офицеров, которым они положены, от ДЖО не смогли добиться ответа ни правозащитники, ни сами военные, ни судебные приставы.
Всего же, по данным Счетной палаты, в Минобороны до сих пор не заселено 59,6 тыс. квартир, построенных специально для военных. Все они, считают аудиторы, недоделаны и находятся в непригодных для жизни районах.
В Минобороны «Известиям» пояснили, что технически не могли перерасходовать 70 млрд рублей и поэтому не согласны с выводами аудиторов.
— Это какая-то ошибка. Есть государственный оборонный заказ, и в рамках ГОЗа мы и строили жилье. Ни одной копейки ни вправо, ни влево передвинуться не могут, — пояснил «Известиям» представитель департамента государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны, который занимается организацией закупок и строительства жилья для военных.
Другой представитель военного ведомства, недавно вступивший в должность, предположил, что деньги не были оформлены должным образом, поэтому и вызывали внимание аудиторов.
— Видимо, это дополнительное финансирование, которое выделялось для строительства жилья военным, но технически не было проведено по документам. Надо понимать, что фактически деньги подрядчику перечисляет не Минобороны, а Минфин, а там никогда не пропустят расходы, которые не расписаны в бюджете, — отметил собеседник «Известий».
Официальные представители Минобороны были во вторник недоступны для комментариев.
Президент института стратегических оценок Александр Коновалов пояснил, что неразбериха с расходованием средств военного бюджета происходит не только в жилищной сфере, но и во всех остальных областях Минобороны.
— Военный бюджет закрыт от общественности, за расходованием денег нет ни парламентского, ни общественного контроля. Поэтому возникают такие ситуации, когда деньги выделяют на одно, а тратят на другое. В США, например, такое невозможно. Если деньги выделили на самолет, но потратить их на корабль или спутниковую систему невозможно — для этого необходимо решение конгресса.
Велика вероятность, что покрывать дефицит ресурсов, требуемых для расчетов по госконтрактам, заключенным в рамках жилищной программы, теперь предстоит за счет других расходных статей бюджета, говорит эксперт по бюджетным вопросам. Процедурно, добавляет он, данную схему может провести Министерство финансов с подачи правительства».
29 октября в публикации Агентства федеральных расследований FLB “Квадратные метры под “юбкой в погонах” говорилось: “Более 1500 офицеров не могут получить причитающееся им жилье, тогда как в домах, построенных для их расселения, живут чиновники ведомства Сердюкова.
В распоряжении Life news имеются документы, согласно которым жилье для военнослужащих занимают сотрудники Минобороны и их родственники, а не стоящие на очереди офицеры. Согласно акту, квартиры переданы военному ведомству застройщиком еще в августе 2011 года.
Так, например, двухкомнатные квартиры занимают: советница Анатолия Сердюкова по архивам Лусина Арутюнова, экс-руководитель департамента жилищного обеспечения МО РФ Ольга Лиршафт и освобожденная от должности директора Федеральной службы по оборонному заказу Людмила Воробьева. Стоит отметить, что у большинства чиновников уже есть жилплощадь в Москве, причем зачастую не одна.
В беседе с Life news председатель президиума Общероссийской общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков пояснил, что в настоящее время получено около тысячи судебных решений, согласно которым ведомство Сердюкова должно предоставить военнослужащим их законное жилье.
- К нам обратились офицеры по поводу того, что данные судебные решения не исполняются и приставы ничего сделать не могут. Для решения возникших проблем была создана рабочая группа, которая существует уже более месяца, - говорит Цветков. - Совместными усилиями был наложен запрет на 480 квартир, принадлежащих Минобороне в Москве, потом мы добились запрета еще на 1400 квартир. То есть их не могут отчуждать, иначе говоря - совершать с ними какие-либо регистрационные действия.
Однако чиновники не спешат выполнять эти требования и продолжают игнорировать офицеров, которые годами стоят в очереди на улучшение жилищных условий.
Своими силами представители «Офицеров России» начали совершать обход данных квартир. На месте выяснилось, что часть из них уже занята жильцами, которые не имеют ни одного документа, подтверждающего законность их нахождения на данных жилплощадях.
- Когда мы вместе с судебными приставами начали делать обходы этих квартир, выяснилось, что часть их просто пустует, а в других проживают представители Министерства обороны, которые не смогли показать какие-либо документы, подтверждающие законность их пребывания там, - возмущается Цветков.
Подполковник в запасе Сергей Ермоленко, отслуживший 25 лет в ракетных войсках стратегического назначения и уволенный из армии в 1999 году без предоставления квартиры, рассказал Life news о результатах обхода многоэтажного дома по адресу улица Академика Янгеля дом 3 корпус 2.
- В результате проверки выявлено, что из 83 квартир, принадлежащих Минобороне, в 43 уже проживают жильцы. Это и генералы, и полковники, и гражданские люди, не относящиеся к министерству никаким образом, - рассказал военный. - Ни в одной квартире, ни у одного жильца не было документов, на основе которых они проживали бы здесь законно. Единственное, что у них было, это письмо о том, чтобы им разрешили оплачивать коммунальные услуги, на этом основании они там и живут.
Также в доме №3 по улице Академика Янгеля зарегистрированы высшие военные чины, которые получили жилплощадь несмотря на очередь среди офицерского состава.
- Удивительно, почему генералитет уже получил свои квартиры? А простые офицеры, которые десятки лет отдали своей стране, до сих пор без жилья, - удивляется Цветков. - И действительно, есть информация, которая сейчас нам поступает и которую мы перепроверяем - о том, что некоторые из чиновников имеют и другое жилье.
По мнению военнослужащих, проволочки с получением положенного жилья возникают из-за некомпетентной работы временно исполняющей обязанности директора Департамента жилищного обеспечения Минобороны Галины Семиной, которая, к слову, тоже проживает в одной из квартир на Янгеля.
- За ней бегают судебные приставы, но она их не пускает никуда, потому что Минобороны – режимный объект. Она не общается лично и не отвечает на письменные запросы. В настоящее время Семиной вручено два уведомления о том, что она ведет себя некорректно и предупреждение о том, что она может попасть под уголовную ответственность. То есть у нас есть все основания для возбуждения дела по статье 315 УК РФ, - заявил Life news Цветков.
Согласно российскому законодательству, статья УК «Неисполнение приговора суда» предусматривает лишение свободы на срок до 2 лет. Судебные приставы уже завели розыскное дело, уведомление о котором Семиной удалось вручить на слушаниях в Общественной палате.
- Она все-таки явилась к судебным приставам, но опять отказалась что-либо подписывать, и ее при понятых уведомили об уголовной ответственности. В ближайшее время судебные приставы намерены направить материалы в Генпрокуратуру, чтобы возбудить уголовное дело, - заявил Цветков. - Документы по Семиной также направлены в Пресненский суд для запрета на выезд за территорию РФ. Суд уже несколько месяцев не приступает к рассмотрению этого дела.
По словам офицеров, помимо этого объекта, есть еще один элитный дом, в который до сих пор не заселили стоящих в очереди офицеров, он находится в Оружейном перулке в центре Москвы. В настоящее время на все квартиры в этом здании также наложен запрет.
- Все квартиры - площадью от 70-ти до 200 квадратных метров. Всего в доме расположено 60 квартир. Минобороны сейчас пытается снять с них запрет, чтобы продать, - заявил Цветков.
На руках у полковника в запасе Сергея Ермоленко имеются документы за подписью министра Сердюкова, согласно которым квартиры в этом доме будут проданы.
- На полученные денежные средства военное ведомство купит другие квартиры, в менее элитных районах, - пояснил Ермоленко.
Военнослужащие не исключают, что решив продать элитное жилье, ведомство Анатолия Сердюкова попросту заберет себе прибыль, а не купит большее количество квартир в менее престижных районах Москвы», - сообщало Life news.