FLB: Елена Скрынник не побежит из России. Она уже и так во Франции
"«Елена Скрынник бежать от следствия и покидать Россию не намерена. Об этом она заявила в интервью телеканалу РЕН, явившись на запись вместе со своими детьми. Экс-министр сельского хозяйства подчеркнула, что ни от них, ни от всей страны ей скрывать нечего. Сумму в 39 млрд рублей, якобы похищенную из ОАО «Росагролизинг», которое она возглавляла с 2001 по 2009 год, Скрынник еще раз назвала задолженностью и посоветовОлег Донских и лизинг спиртаала спросить ее с нового руководства компании. «МК» же располагает противоположной информацией, - пишет «Московский комсомолец» в № 26108 от 3 декабря 2012 г.
Интервью российскому телеканалу получилось очень эмоциональным. «Куда мне ехать? Куда бежать? Я родилась в России!» — восклицала экс-министр, едва сдерживая слезы.
По ее словам, «Росагролизинг» она оставила в прекрасном состоянии. «Когда я уходила из компании, задолженность ее составлялся всего 1 млрд. Откуда взялись сейчас 39 млрд — вопрос не ко мне», — считает Скрынник, переадресовывая вопрос новому руководству. «Нужно было просто работать, а не заниматься розысками чего-то там», — дала наставления экс-министр.
Скрынник также сослалась на комиссию Минсельхоза, с которой согласовывались все закупки ранее возглавляемой ею компании. Если все цены шли от министерства, то и хищений никаких быть не может, а 39 млрд рублей — это задолженности сельхозтоваропроизводителей, которые набежали за те 4 года, что она не работает в «Росагролизинге». Вот такая вот логика экс-министра.
По данным, полученным от нового руководства «Росагролизинга», до 2009 года только 32% всей приобретенной техники были закуплены напрямую у заводов-изготовителей, оставшаяся часть (68%) приобреталась через посреднические организации.
В начале 2009 года решения комиссии Минсельхоза перестали распространяться на компанию. В настоящее время ее деятельность в области закупок не ограничивается какими-либо рекомендательными перечнями, составленными сотрудниками ведомства исключительно для внутреннего пользования. Новый список поставщиков, вместе с выпускаемой ими техникой, теперь публикуется на официальном сайте «Росагролизинга».
Интересна судьба в этой компании и правой руки Скрынник — Олега Донских, который также успел покомандовать департаментом Минсельхоза под ее началом.
В 2006 году Донских, являясь совладельцем и руководителем регионального отделения компании Скрынник в Липецкой области (ОАО «Липецкагроснабсервис»), инициировал строительство ликероводочного завода мощностью более 1 млн декалитров в год. Работал Донских в партнерстве с бывшим директором филиала ФГУП «Росспиртпром» («Липецкспиртпром») Сергеем Бурдовским. Напомним, что оба они с апреля этого года проходят по делу, возбужденному Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, как предполагаемые участники организованной группы, ответственной за хищения в «Росагролизинге» (Бурдовский даже был задержан и дал показания, в то время как Донских удалось сбежать за границу).
По документам «Росагролизинга», с которыми удалось ознакомиться «МК», бизнесмены в 2007 году заключили между ОАО «Росагролизинг» и ООО «Воскресенский спиртзавод», ОАО «Коровинский спиртзавод», ООО «Пушкинский спиртзавод», ООО «Центральная водочная компания» 12 договоров купли-продажи на условиях лизинга. Общая сумма по всем соглашениям составила 573,1 млн рублей.
В течение следующего года Донских своими распоряжениями перечислил все деньги на счет единственного поставщика компании, работающего с оборудованием для ликероводочных заводов, который взялся обслуживать все 12 договоров. Им оказалось ООО «Межрегион+», главой которого являлся Бурдовский.
«В настоящее время уже установлено, что никакого оборудования никогда не поставлялось. Очевидно, что именно Донских, руководивший все эти годы нашим региональным оператором в Липецкой области, участвовал в реализации этих проектов, поскольку все документы по сделкам подписаны лично им. Не думаю, что его непосредственный начальник Елена Скрынник могла не знать об этих махинациях», — уверен советник генерального директора ОАО «Росагролизинг» Евгений Зеленский.
Впрочем, у экс-министра сельского хозяйства на подобный случай уже был заготовлен ответ. В своем первом заявлении после прозвучавших в ее адрес обвинений Скрынник подчеркнула, что, когда она работала в «Росагролизинге», украсть деньги из госкорпорации было невозможно. А все финансовые вопросы теперь необходимо адресовать бывшему первому вице-премьеру правительства Виктору Зубкову, который стал главой совета директоров компании после того, как она ее покинула.
Свои отношения с Зубковым сегодня Скрынник называет «отношениями, носящими конструктивный характер».
28 ноября в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Свидетель Росагролизинга» говорилось: «стало известно, что бывший министр сельского хозяйства, а ныне помощник президента по вопросам сельского хозяйства Елена Скрынник является свидетелем по уголовному делу о хищениях средств федерального бюджета, выделенных Росагролизингу. Об этом сообщил агентству РИА «Новости» начальник управления по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ МВД России Андрей Пилипчук. Он отметил, что расследование уголовного дела продолжается.
«Скрынник проходит по данному делу в качестве свидетеля, так как в то время она возглавляла Министерство сельского хозяйства», - заявил Пилипчук.
В апреле текущего года главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России сообщило, что выявило организованную группу, участники которой подозреваются в систематических хищениях средств федерального бюджета, выделенных ОАО "Росагролизинг" с 2001 по 2009 годы. По данным полиции, группа получила более 500 миллионов рублей за фиктивные поставки оборудования для спиртовых заводов и ферм крупного рогатого скота», - сообщило агентство.
«Елена Скрынник была гендиректором Росагролизинга с 2001 по 2009 год, а с 2009 по 2010 – зампредседателя совета директоров этой компании. С марта 2009 по май 2012 года Скрынник занимала пост министра сельского хозяйства, - сообщала интернет-газета «Взгляд».
Государственную компанию «Росагролизинг» Скрынник возглавила с самого ее создания в 2001 году. Эта компания была создана для поддержки отечественных сельхозпроизводителей. Ее главная задача – обеспечивать крестьян и сельхозпроизводителей сельхозтехникой и оборудованием по льготным лизинговым схемам.
Федеральный бюджет инвестирует в уставной капитал Росагролизинга средства, на которые компания должна закупать самый широкий ассортимент техники, оборудования, различных видов и пород племенных животных для того, чтобы потом на льготных условиях продать в лизинг сельхозпроизводителям.
Росагролизинг фактически предоставляет крестьянам (клиентам) технику в льготную аренду, а после выплаты всех платежей право собственности на технику передает клиенту. При этом льгота заключается в том, что сроки платежей по лизингу увеличены, система платежей дифференцирована для удобства клиента, процентная ставка субсидируется государством и минимальна.
Клиентская база Росагролизинга на сегодня составляет 4 тыс. сельхозпроизводителей по всей стране. Компания предлагает крестьянам продукцию 71 предприятия, в том числе российских компаний.
Схема же мошенничества заключалась в том, что Росагролизинг заключал фиктивные договора лизинга и поставки товаров. Бюджетные средства он тратил якобы на закупку техники, чтобы ее потом передать в лизинг сельхозпроизводителям. Однако техника покупалась только на бумаге, а федеральные деньги выводились на расчетные счета подконтрольных организаций, а затем перенаправлялись аффилированным организациям и обналичивались.
Речь идет об уголовном деле о мошенничестве, в котором сейчас Скрынник проходит как свидетель. Эти делом занимается Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.
Подозреваемыми по делу проходят генеральный директор «Межрегионторг+» Сергей Бурдовский и генеральный директор «Липецкагротехсервис» Игорь Коняхин. В отношении них возбуждены уголовные дела по ч. 4 ст.159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество). Обвинение в совершении мошенничества предъявлено также Олегу Донских, который в 2007–2009 гг. возглавлял одно из территориальных подразделений Росагролизинга, а также являлся учредителем и руководителем ряда коммерческих организаций. Олега Донских окрестили «правой рукой» бывшего министра сельского хозяйства.
МВД ранее проверяло также информацию о том, что в период с 2007 по 2009 год организациями, подконтрольными подозреваемым, от Росагролизинга было получено более 4 млрд рублей.
Именно Донских, по данным МВД, договаривался о выделении денежных средств, участвовал в подготовке документов по сделкам, а также договаривался о сокрытии фактов отсутствия оборудования.
Бурдовский и Коняхин были задержаны, и сразу после этого Донских срочно оформил внеплановый отпуск, а затем направил в Минсельхоз документы об увольнении по собственному желанию. Ему заочно предъявлено обвинение, он объявлен в розыск.
В ходе обыска его загородного дома, расположенного в элитном пригороде Липецка, обнаружен незарегистрированный пистолет системы «Наган», пригодный для стрельбы боевыми патронами.
В августе этого года сотрудники ГУЭБиПК МВД России в рамках расследования уголовного дела о хищении более 500 млн рублей Росагролизингом выявили еще один эпизод хищения бюджетных средств, в котором подозревается директор Липецкагротехсервиса Игорь Коняхин.
По информации ГУЭБиПК МВД России, в 2009 году Росагролизинг заключил договор с «Липецкагротехсервис» на 707 млн рублей о закупке оборудования для производства растительных масел и жиров. Однако после перечисления аванса в размере 58 млн рублей оборудование закуплено не было, а денежные средства были истрачены на хозяйственные нужды «Липецкагротехсервиса».
В отношении Коняхина возбуждено уголовное дело по ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенные в особо крупном размере). Ранее в отношении него было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество).
Следствие по данному делу продолжается. В частности, проверяется информация о причастности к нему топ-менеджеров Росагролизинга.
Кстати, летом этого года бывшего мужа Елены Скрынник посадили за взяточничество».
В интервью «Комсомольской правде» экс-министр сельского хозяйства Елена Скрынник заявила:
«То, что представляет телеканал «Россия 1», - клевета. И то, что я слышу - ущерб нанесен в 39 миллиардов рублей, это все просто из-за отсутствия компетентности тех, кто эти цифры произносит. Я перестала работать в Росагролизинге в конце 2008 года, а в начале 2009-го был отчет Счетной палаты. (…)
По итогам 2008 года задолженность лизингополучателей (сельхозпредприятий, которые брали технику в лизинг) составила 1 миллиард рублей (об этом говорилось в отчете Счетной палаты на тот момент). А сейчас у них задолженность, которую они почему-то называют хищением, 39 миллиардов рублей! А для того, чтобы сказать, что да, это хищение - пожалуйста, докажите, что это хищение. (…)
Когда я стала министром, меня убрали из состава совета директоров. Председателем совета директоров стал на тот момент действущий вице-премьер Виктор Васильевич Зубков. Поэтому я считаю, что вопросы необходимо адресовать непосредственно ему. Я четыре года не имею отношения к компании, при чем здесь я? У них растет задолженность, а я при чем здесь? (…)
У меня в министерстве никогда не было коррупционных скандалов. И вот эти 39 миллиардов - это сумма, которая скопилась из общей задолженности всех сельхозпредприятий. У нас все крестьяне в уголовных делах. (…)
Компания всегда управлялась советом директоров, цены на оборудование, на технику что закупать и у кого закупать, все это определялось Министерством сельского хозяйства. Ежегодно проверка Счетной палатой проводилась. (…)
Росагролизинг всегда был успешнейшей компанией. Нам международное агентство Fitch по итогам 2008 года ставило такой рейтинг, который имел только Газпром. Это высочайший рейтинг! И меня поэтому с почетными грамотами и наградами перевели оттуда на министерское кресло. (…)
Я с 1993 по 2000 год занималась собственным бизнесом. И пришла в Росагролизинг в 2000 году председателем Российской ассоциации лизинговых компаний. Я повторяю, что с 1993 по 2009 год я имела право заниматься бизнесом, даже работая в компании Росагролизинг. У меня в контракте это прописано. Поэтому у меня и недвижимость во Франции, и все есть. И со всего заплачены налоги. Есть декларация чиновника правительства (дом за границей не был отмечен в налоговых декларациях Скрынник, когда она была министром. – “КП”.). (…)
То, что связано с Донских, - это абсолютно не имеет ко мне никакого отношения. Это когда он работал в администрации Липецкой области. Мне его предложили. В кризис нужны были молодые кадры, мы брали эффективных. Вспомните, кто у него отец. У него отец Герой Соцтруда, руководил Липецкой областью 20 лет. Ну кого мне в сотрудники-то брать, если не таких парней? Я его не оправдываю, если на самом деле подтвердятся те факты, я первая его наказала бы. (…)
Я считаю, вот эту гигантскую задолженность в 39 млрд. руб. специально сделали. Чтобы декапитализировать компанию. Чтобы продать ее как убыточную, в этом же году она должна быть реализована (приватизирована.). А сейчас они только и раздувают уголовные дела и еще пытаются это все повесить персонально на меня. А я вот закончила работать министром, что у нас было? У нас было 7 рекордов на селе. Я пережила две засухи. Вы это обязательно напишите - две засухи мы пережили. Но мне интересно, почему все говорят: «Скрынник, Скрынник»? (…)
По этому поводу был один раз в Следственном комитете допрос, где я высказала свою позицию. Больше никаких официальных повесток. (…)
Я ушла в декретный отпуск. У меня четверо детей. Маленьким моим детям три месяца. Я нахожусь на лечении. Я не госслужащая. Я спросила разрешения, мне сказали: делайте все что угодно. У меня задекларирован дом во Франции, что в этом плохого? У нас больше ни у кого домов во Франции, что ли, нет?»