FLB: Бывшего охранника Березовского подозревают в крупном мошенничестве
"Сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России и ОЭБиПК УВД по ЦАО ГУ МВД России задержаны заместитель руководителя Общероссийского общественного фонда помощи и содействия ветеранам МВД России Аласгаров Тельман Гаджи Оглы, а также бывший офицер ФСБ России Понькин Андрей Валерьевич, которые подозреваются в мошенничестве, связанном с вымогательством 1,5 млн долларов, сообщает пресс-служба ГУЭБиПК МВД России . По информации ГУЭБиПК МВД России, указанные лица предложили бывшему председателю правления одного из ставропольских банков содействие в прекращении уголовного дела о хищении ценных бумаг, входящих в уставной капитал банка, а также в положительном заключении проверки ГК «Агентство страхования вкладов». Подозреваемые мотивировали финансовые требования, якобы, необходимостью передачи вознаграждения чиновникам АСВ, Министерства финансов России, а также сотрудникам ГУ МВД России по Ставропольскому краю. В ходе проверки данная информация не получила своего подтверждения. Задержание проведено в одном из ресторанов Москвы при получении подозреваемыми 1,5 млн рублей в качестве первого транша. В отношении них ГСУ при ГУ МВД России возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 (мошенничество).
Впервые Понькин «засветился» в громком скандале, связанным с якобы готовящимся покушением ФСБ на жизнь Бориса Березовского. Об этом было написано в издании Агентства федеральных расследований «Компромат» в статье «Телки Березовского». Итак, фигуранты этого громкого скандала: бывший начальник 7-го отдела Управления разработки преступных организаций (УРПО) подполковник Александр Гусак и его бывшие подчиненные: подполковник Александр Литвиненко, подполковник Виктор Шеболин, майор Герман Щеглов, майор Андрей Понькин, старший лейтенант Константин Латышенок. В начале августа 97-го создается Управление перспективных программ (УПП), которое почти сразу было переименовано в УРПО. К этому времени у бывшего директора Ковалева по ряду причин созрело решение отправить Гусака и Литвиненко на пенсию, но под давлением Березовского их с повышением перевели в УРПО. Начальник УРПО генерал Хохольков категорически возражал против такого кадрового "подарка", но интриги БАБа оказались продуктивнее. А вскоре к ним присоединились Шеболин, Щеглов, Понькин и Латышенок. По свидетельству одного сотрудника, служившего в параллельном подразделении, 7-ой отдел УРПО работал, как говорится, адресно: заводились уголовные дела на представителей крупных бандитских группировок, фигуранты активно разрабатывались. Затем бандитов либо шантажировали, либо физически устраняли, чтобы перевести подконтрольные им фирмы под свою "крышу". Гусак, например, лично "занимался" подольской группировкой, известной своими "отморозками", в частности, авторитетом (уже покойным) по кличке Мефодий. Есть рассказ сотрудника ФСБ, ставшего свидетелем одного инцидента, который вполне характеризует методы 7-го отдела: "Сотрудник приехал на "стрелку", которую бандиты "забили" на Таганке. Сходу расстрелял одного бандита, снял с себя бронежилет, выпустил в него несколько пуль, затем вложил пистолет в руку убитого. Такая вот "самооборона". Благосостояние офицеров 7-го отдела росло на глазах. Понькин, который недавно "стрелял" у коллег мелочь, чтобы пообедать в пельменной, вдруг преобразился в "нового русского". Начал одеваться в костюмы от Hugo Boss, перекусывать в дорогих ресторанах, разъезжать на 325-ой модели БМВ. Как впоследствии узнали коллеги Понькина, тот в течение одного месяца потратил астрономическую сумму, сделав со своего мобильного телефона около 2500 звонков.
Через несколько лет ситуация перевернулась диаметральным образом. Понькина заподозрили в покушении на президента России Владимира Путина, когда Березовский уже находился в эмиграции в Лондоне. В 2003 году, по сообщению английской газеты Sunday Times, в Лондоне были схвачены двое россиян, которые пытались привлечь к этой "операции" бывшего подполковника ФСБ Александра Литвиненко и Бориса Березовского. Однако те обратились в полицию. В статье «Березовский в тылу врага» на сайте FLB указывалось, что одним из задержанных оказался действующий майор ФСБ Андрей Понькин, а также некий коммерсант Алехин. Их допрашивали в течение пяти дней, после чего отпустили в Москву. От чьего имени действовали Понькин и Алехин, для англичан, похоже, так и осталось загадкой. Однако известно, что в 1998 году майор Понькин уже выступал с подобной инициативой. Тогда он сообщил, что его наняли убить Березовского, а партнером Понькина был как раз Литвиненко. О готовящемся покушении на главу российского государства антитеррористическое подразделение Скотленд-Ярда SO13 узнало 10 октября от бывшего подполковника ФСБ Александра Литвиненко, который уже в течение трех лет проживает в Англии и получил здесь политическое убежище. Он сообщил, что одним из заговорщиков является его бывший коллега (Андрей Понькин. – ГАЗЕТА). По данным Sunday Times, двое русских приехали из Москвы в начале месяца и остановились в лондонской гостинице "Хилтон Метрополь" на Эджвер Роуд. Понькин якобы изложил Литвиненко подробности акции сначала в телефонном разговоре, а затем и при личной встрече напротив ресторана "Вага-Мама" на Лестер-Сквер. В частности, Понькин сообщил Литвиненко, что знает одного из старших офицеров в управлении ФСБ, отвечающем за безопасность Путина во время зарубежных поездок, и тот готов предоставить информацию о пути следования российского президента во время одной из поездок. Убрать же Путина, по словам посланца, следовало, поскольку тот «ведет страну к разорению и развалу, а также собирается посадить всех в тюрьму». Само же покушение должны были исполнить снайперы из числа чеченских сепаратистов. На Литвиненко же заговорщики вышли для того, чтобы тот помог организовать встречу с Борисом Березовским, который, по их замыслу, должен был профинансировать эту акцию. Но Литвиненко и Березовский обратились в полицию. 12 октября Понькина и Алехина задержали. В течение пяти дней их допрашивали в специальном отделении полиции в Пэддингтон Грин в западном Лондоне, но вскоре выпустили. И это несмотря на то, что один из задержанных якобы признался в участии в заговоре. "