Кремль создает спецподразделение по контролю за независимыми средствами массовой информации
"Как стало известно газете "Сегодня", в администрации президента (АП) образовано подразделение, которое в личных разговорах сотрудники Кремля называют "группой быстрого реагирования" (ГБР). В ее задачи входит разработка так называемых активных мероприятий против СМИ, неугодных власти. "Активные мероприятия" на языке спецслужб - это дискредитация, причем не только людей или структур, но и информации, ими обнародованной. Идеологическую часть деятельности ГБР курирует некий Симон Кордонский, недавно назначенный начальником экспертного управления администрации президента. Кордонский - давний соратник кремлевского советника Глеба Павловского по агентству "Постфактум" и Фонду эффективной политики. Сам Глеб Павловский вчера в интервью "Сегодня" заявил, что необходим единый центр, координирующий борьбу с информационными угрозами. По его словам, такой центр надо создать "в зоне, ответственной за национальную безопасность, - где-то в районе администрации президента, Совета безопасности, правительства".
Как сообщил "Сегодня" источник в президентской администрации, ГБР входит в главк внутренней политики, который курирует замглавы администрации Владислав Сурков. В последнее время Сурков значительно укрепил свое положение в администрации. "Техническими" вопросами в ГБР занимаются кадровые спецслужбисты. Предполагается, что "группа быстрого реагирования" будет реагировать не на новость, а на источник информации. Таким образом, любое журналистское расследование может быть представлено как "олигархический заговор". А раз так, то можно не углубляться в содержание разоблачительных публикаций и телепрограмм. На профессиональном жаргоне такой прием носит название "перевод стрелок".
Другой вариант связан с дискредитацией уже не идей, а их носителей. Для этого осуществляется сбор "компромата" на руководителей и сотрудников независимых СМИ. В первую очередь речь идет о телевизионщиках, которые, по мнению Кремля, представляют наибольшую опасность.
Исследованию с помощью спецсредств должна подвергаться и личная жизнь "объектов". Компромат предназначен как для организации "сливов" в прокремлевские СМИ, так и для негласного воздействия на журналистов - на языке уголовного права такие действия называются шантажом. Видимо, именно так в руководстве президентской администрации представляют себе реализацию доктрины информационной безопасности.
Впрочем, есть у ГБР, с точки зрения его организаторов, один недостаток. Он заключается в том, что группа не имеет официального статуса. С одной стороны, это выгодно - в группе весьма высокие зарплаты, так что ее члены не слишком стремятся числиться на госслужбе с ее тарифной сеткой. С другой стороны, есть аргументы и в пользу "официализации". Именно поэтому Глеб Павловский и завел речь о создании некоего центра. Ведь группа сегодня есть, а завтра ее распустят - скажем, за хронические опоздания в деле "быстрого реагирования". Другое дело официальный центр при администрации или Совбезе - и солиднее, и возможностей для подглядывания в чужие замочные скважины больше. "