FLB: Материалы дела о похищении сына Евгения Касперского ушли к прокурору без участия ФСО
"«Столичные органы СК РФ завершили расследование уголовного дела по обвинению четверых участников преступной группы в похищении сына предпринимателя Евгения Касперского, - сообщает 13 ноябрая агентство «Интерфакс» со ссылкой на официального представителя СК РФ Владимир Маркин.
"Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело направлено (прокурору) для утверждения обвинительного заключения и последующей передачи в суд", - сказал Маркин во вторник "Интерфаксу"».
«Как сообщили в Следственном комитете РФ, в зависимости от роли каждого Николай Савельев, его сын Николай Савельев, Сергей Громов и Олег Маюков обвиняются в совершении преступлений, предусмотренных п.п. "а, з" ч.2 ст.126 УК РФ и п."б" ч.3 ст.163 УК РФ (похищение человека группой лиц по предварительному сговору из корыстных побуждений и вымогательство, совершенное группой лиц по предварительному сговору с применением насилия в целях получения имущества в особо крупном размере), - передает во вторник агентство «Росбалт».
Следствием установлено, что не позднее марта 2011 года Савельевы, Громов, Маюков и Алексей Устимчук приняли решение похитить Ивана Касперского и назначить за него выкуп в размере 3 млн евро. Обвиняемые признались, что идея возникла после просмотра одной из телепрограмм об отце потерпевшего – главе компании "Лаборатория Касперского" Евгении Касперском.
С марта 2011 года обвиняемые вели скрытое наблюдение за потерпевшим, выяснили, что он обучается на 4 курсе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова и работает в ЗАО "Инфовотч", а также составили график посещения им учебного заведения, места работы и распорядок дня. Наилучшим местом для похищения соучастники посчитали жилой сектор у станции метро "Строгино". Там утром 19 апреля 2011 года обвиняемые схватили Ивана Касперского, посадили в автомобиль, надели на глаза повязку и шапку, а на руки – наручники, после чего привезли в садовое товарищество в Сергиево-Посадском районе Московской области, где удерживали до освобождения 24 апреля 2011 года.
В ходе переговоров с родителями Ивана Касперского о выплате денежных средств за его освобождение похитители договорились с ними о передаче электронного носителя с информацией о состоянии сына и о последующей выплате выкупа.
Но в день исчезновения сына родители обратились в правоохранительные органы. Местонахождение похищенного было установлено. Правоохранители освободили Касперского и задержали Громова. В тот же день остальные соучастники — Савельевы и Устимчук — были задержаны на посту ГИБДД ГУ МВД РФ по Московской области по пути следования в Москву для встречи с родителями похищенного. При задержании у них был обнаружен электронный носитель с информацией о состоянии сына и решения вопроса о дальнейшем получении денежных средств.
Отмечается, что двое обвиняемых ранее привлекались к уголовной ответственности. Так, Сергей Громов был ранее трижды судим за нетяжкие преступления (побои), а глава четы Савельевых – Николай в 70-е годы привлекался к уголовной ответственности за мошенничество.
Алексей Устимчук ранее уже был осужден к 4,5 годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима».
“Киднепперы, выкравшие сына разработчика известного антивируса, пересылали его родным видеозаписи, чтобы подтвердить, что юноша жив, - сообщает сегодня Life news.
Савельевы засняли Ивана Касперского на мобильный телефон, чтобы доказать, что тот все еще жив. При этом парню всучили свежие газеты, дабы родители могли убедиться, что съемка произведена в день передачи диска с записью.
- Жив, здоров, передаю всем привет: Кате, маме, папе - всем. Меня тут кормят, поят, не обижают. Все нормально, даже книжку дали почитать, - сказал, улыбаясь, Иван. - Уже почти прочел».
В конце октября в публикации “Тайны похищения сына Касперского” Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: ««МК» пообщался с одним из обвиняемых по громкому делу о похищении сына Евгения касперского Ивана - Семеном Громовым, - пишет «Московский комсомолец» в № 26080 от 30 октября 2012 г.
— В СМИ вас называли по-разному, то организатором, то соучастником, то человеком, охранявшим похищенного сына Евгения Касперского. Хотелось бы знать, как вы познакомились с отцом и сыном Савельевыми (организаторами похищения) и как оказались на том самом садовом участке, где удерживали молодого человека?
— В эту историю я оказался втянут случайно. С Савельевым-старшим я познакомился больше года назад — он хотел воспользоваться моими услугами. В последние годы я занимаюсь ремонтом и строительством. Так вот, Николай сказал, что ему нужна будет отделка бани, и пообещал щедро заплатить. Пару раз в течение года мы созванивались, но то у меня, то у него не было времени. И вот в апреле я оказался без работы, и тут снова позвонил Николай. Приезжай, говорит, хочу отделать баню. Я не возражал. На следующее утро он за мной заехал и отвез на свой участок, где и располагалась баня. В предбаннике я увидел, что дверь в саму парилку приперта шваброй. Николай сказал, что там сидит сын его должника, но волноваться мне не стоит: завтра, мол, папа его вернет деньги, и парень поедет домой. По его словам, присутствие сына — это гарант возврата долга.
— Что было потом?
— Разбираться, почему у него в бане заложник, я не стал, а начал заниматься своим делом, сделал замеры помещения, изучил постройку. Николай попросил меня на всякий случай посторожить парня. Потраченное впустую время обещал компенсировать.
— Вам это не показалось подозрительным? Не было мысли обратиться в полицию?
— Конечно, показалось, но чего мне было делать? Отправься я к полицейским — возможно, я бы сейчас был не в изоляторе, а на том свете. А у меня жена, дети, мама. К тому же, если честно, я не видел тут похищения. Кто этот парень в бане, я не знал, при этом его поведение во все дни, что я был с ним, не выдавало его беспокойства или желания выбраться. Я вообще думал, они с Палычем чуть ли не родственники.
— Почему вы пришли к такому выводу?
— Понимаете, когда человека держат в заложниках или ему грозит опасность, он делает все, чтобы спастись. Посмотрите любой фильм про похищения — там жертвы плачут, пытаются договориться с бандитами, те им угрожают... А тут все напоминало какой-то семейный заговор или розыгрыш. Днем его охранял по просьбе Николая я, и мы нормально проводили время, он ни разу не сделал попытки освободиться. Не просил меня выпустить его, не обращался ко мне с просьбой позвонить отцу или кому-то еще. Я был уверен, что эта ситуация вполне безобидна. Днем Николай передавал парню книжки, кормил его, создавал ему максимально комфортные условия. Мы с ним иногда болтали. Про компьютерные игры, про девчонок. К Палычу как-то приехал мужик один, и они вместе записывали Ваню на диктофон и на камеру, видимо, для его отца. Вместе шутили, парень им еще подсказывал, как лучше его записать, чтобы отец поверил. В общем, отношения были дружеские.
— Когда вы узнали, кем является похищенный?
— Где-то 21 апреля. Меня, как всегда, Палыч утром привез и уехал. Я зашел в дом, увидел на холодильнике газету, в ней — фотографию Ивана с подписью, что его разыскивают и что он сын Касперского. То, что это известный человек, я, честно говоря, не знал. У меня компьютер-то первый пару лет назад появился. Тогда я, конечно, понял всю серьезность ситуации.
— Что происходило в последующие дни?
— Днем я в предбаннике спал на раскладушке, разгадывал сканворды. Надеялся, что ситуация разрешится. Иван читал свою книжку, что-то там про Цезаря, правда, не историческое, а вроде как фэнтези. Говорил, что это его любимая книга. Вечером приезжал Палыч и отвозил меня домой. Обещал, что скоро все разрешится. Несколько раз приезжали какие-то люди, но кто они — я не знал, да и не спрашивал. Меньше знаешь — крепче спишь. В один из дней хозяин уехал за деньгами, я вздохнул с надеждой, что все скоро кончится, но обратно он не вернулся. Вместо этого появился спецназ, который меня и задержал. При этом ребята не проявляли какой-то жесткости, были весьма вежливы.
— Как сейчас идет следствие, чего ожидаете от суда?
— Надеюсь, что будет принято правильное и справедливое решение. Я виноват, что смалодушничал, что не пошел, как полагается гражданину, в полицию. Но, считаю, судить меня должны по статье 127 УК (незаконное лишение человека свободы). Ведь действительно я был с ним и охранял его. Хотя, повторюсь, попыток выйти он не предпринимал и об этом не просил. Но мне сейчас инкриминируют и похищение, и организацию. Но это не соответствует действительности, и тому есть множество доказательств: в день похищения я отвозил дочку в детский сад. Есть свидетели, взять хотя бы воспитательницу. Я был в садике в 8 часов утра и не мог быть в Москве, где состоялось похищение. Я ходатайствовал о допросе этих людей, но следователь их опрашивать почему-то не желает. Все мои запросы, направляемые на установление истинных фактов моего участия в этой истории, остаются без внимания.
Может, дело в моей судимости? Я лет семь назад сел за драку — защищал друга, и как-то по малолетке сидел за воровство картошки, которую украл потому, что очень хотелось кушать. Буду надеяться, что суд примет справедливое решение».
Ранее в публикации «Следствие скрыло “тайны” ФСО от обвиняемых»Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: “Обвиняемые в похищении сына известного программиста Евгения Касперского закончили знакомиться с материалами расследования, однако в суд дело так и не ушло. Выяснилось, что следователи не предоставили фигурантам распечатки электронной переписки участников преступления, в том числе бывшего сотрудника Федеральной службы охраны капитана Алексея Устимчука. Знакомые обвиняемых подозревают, что его роль в этой криминальной истории была сознательно нивелирована.
Действующий на момент похищения сотрудник Службы специальной связи и информации (Спецсвязь) Федеральной службы охраны (ФСО) России Алексей Устимчук еще во время следствия заключил сделку с правосудием. При этом он заявил, что был введен в заблуждение относительно предстоящего преступления своими знакомыми – отцом и сыном Николаями Савельевыми. Он не знал, кого похищает, кем является отец молодого человека. В результате дело в отношении Устимчука было выделено в отдельное производство, в августе 2012 года 94-й гарнизонный военный суд, проведя слушания в особом порядке (без изучения доказательств), назначил капитану наказание в виде 4,5 лет лишения свободы. Другие обвиняемые – Савельевы и Семен Громов — к тому времени уже знакомились с материалами. Они закончили читать тома дела на прошлой неделе, однако потом неожиданно обнаружили, что им не дали для ознакомления распечатки электронной переписки участников похищения, в том числе Устимчука, которые фигурируют в деле. Следователь сослался на то, что эти данные находятся на электронных носителях и не могут быть предоставлены по "техническим причинам". Разразился скандал, который закончился тем, что дело вернули на стадию ознакомления, а обвиняемым пообещали предоставить электронную переписку. Случайно или нет, но одновременно расследование было передано другому следователю».
“Знакомые фигурантов дела заявили > “Росбалту”, что надеются с помощью этих распечаток доказать свою версию случившегося: якобы Устимчук, действовавший в интересах третьих лиц, ввел в заблуждение Савельевых и склонил их к похищению. При этом капитан ФСО будто бы говорил, что данная операция проводится в интересах спецслужб России.
"Согласно выводам следствия, получается парадоксальная ситуация: капитан ФСО был обманут Савельевыми, его использовали "в темную", а сам он даже не знал, кого похищает, — рассказал "Росбалту" знакомый одного из обвиняемых. — А все нужные данные на семейство Касперских отец и сын, так и вовсе нашли в Сети. При том, что Савельев-старший вообще не умеет пользоваться Интернетом, а Савельев-млаший не имеет доступа ни к каким закрытым базам. А у Устимчука такой доступ был. Возможно, в тщательно оберегаемой следствием переписке капитана ФСО удастся найти подтверждение нашим предположениям".
По версии знакомых обвиняемых, реальные "заказчики" преступления, которые и стояли за Устимчуком, хотели не столько получить выкуп, сколько имели интересы, связанные с профессиональной деятельности Евгения Касперского. "Надеюсь, что на суде, когда уже будут изучаться все доказательства по делу, станет понятно, кто кого использовал "в темную", — полагает собеседник агентства.
Источник в правоохранительных органах заявил "Росбалту", что в ходе следствия отрабатывались все версии похищения, и нет никаких оснований сомневаться в правдивости показаний Устимчука”.
В конце июня в публикации «Предаукционная «спецоперация» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: “в деле о похищении Ивана Касперского – сына известного программиста Евгения Касперского – может смениться организатор преступления. Следствие сейчас рассматривает версию, что "главным" в захвате студента мог быть не 61-летний пенсионер Николай Савельев, а сотрудник Службой специальной связи и информации (Спецсвязь) Федеральной службы охраны (ФСО) России Алексей Устимчук. Из-за этого расследование затянулось больше чем на год.
Как сообщил "Росбалту" источник в правоохранительных органах, ГСУ СК РФ по Москве изначально планировало завершить расследование громкого дела еще весной 2012 года. Но у следователей появилась новая версия, которую сейчас активно прорабатывают. Предполагается, что у похищения могут быть иные мотивы, кроме как получения крупного выкупа, а организатором преступления являлся на тот момент действующий сотрудник ФСО Алексей Устимучк.
"К нам поступили сведения, которые позволяют относиться к такой версии довольно серьезно, а также полагать, что к преступлению причастны другие, пока еще не установленные лица», — отметил источник "Росбалта".
Как подозревают оперативники и следователи, эти самые "неустановленные лица" в начале 2011 года могли передать Алексею Устимчуку данные на Ивана Касперского: где он учится, бывает, его распорядок дня, информацию о том, что передвигается без охраны. Они же попросили сотрудника ФСО организовать похищение. Устимчук для этих целей обратился за помощью к своему знакомому, 61-летнему Николаю Савельеву. Причем последнему якобы было заявлено, что он будет участвовать в "операции спецслужб", поэтому беспокоится ему ни о чем.
Как следует из данной версии, реальные "заказчики" преступления хотели не только получить деньги, но и имели интересы, связанные с профессиональной деятельности Евгения Касперского. "Определенную цепочку событий можно отследить даже в Интернете", — отметил источник "Росбалта" в правоохранительных органах.
И действительно, 3 ноября 2011 года, через полгода после похищения Ивана, на сайте "Лаборатории Касперского" была размещена информация, что эта структура выиграла открытой аукцион на поставку своей продукции для Службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны России. А Алексей Устимучк, согласно материалам дела, являлся сотрудником Спецсвязи ФСО с 2004 года, откуда был уволен задним числом уже после своего ареста.
"Даже требовавшаяся сумма выкупа может быть не случайной, а привязанной к контрактам "Лаборатории Касперского", — полагает источник в правоохранительных органах. – Пока, впрочем, это только версия, она тщательно прорабатывается". По словам собеседника агентства в правоохранительных органах, расследование дела может быть закончено в июле-августе 2012 года. А в окончательной редакции обвинения "организатором" похищения будет значиться не Николай Савельев, а Алексей Устимчук. Материалы в отношении "неустановленных лиц", которые могли являться "заказчиками" преступления, выделят в отдельное производство».