FLB: Почему казахстанскок следствие молчит о том, что пограничники вели бой «до последнего патрона», прежде чем погибли
"«В интернете появились выдержки из уголовного дела о ЧП на казахстанской заставе "Арканкерген", где в конце мая этого года были убиты 14 пограничников и егерь. Материалы расследования опубликовало сетевое издание Guljan.org, - сообщает 7 ноября Лента.Ру.
В статье приведены четыре страницы из уголовного дела. В них, в частности, перечисляются найденные на месте ЧП элементы оружия и боеприпасы: стреляные и неиспользованные гильзы, две планки обоймы, а также металлическое кольцо с чекой. Еще одна страница посвящена описанию повреждений, найденных на теле егеря Руслана Кима.
Его труп был обнаружен в охотничьем домике неподалеку от заставы. Первоначально утверждалось, что Ким был убит одним выстрелом в голову, однако в материалах уголовного дела сказано, что у него сломаны ребра, нога, а на спине, груди и плечах видны кровоподтеки.
Также приводится план, где и какие останки были обнаружены на погранзаставе и фотография пустой бутылки из-под водки и столовой ложки, которые следователи нашли неподалеку от поста.
Guljan.org пообещало позднее обнародовать другие материалы данного дела, отметив, что получило их из "собственных источников". Издание также настаивает на том, что на пост было совершено нападение».
«Истерзанное тело егеря нашли связисты, которых со срочной проверкой отправил начальник заставы «Сары-Боктер» Алексей Фомин, - пишет казастанское издание Guljan.org. - Об этом говорят сухие постановления из уголовного дела. Хотя есть сведения, что в центр каждую букву тревожной радиограммы передали гораздо раньше. Радист успел сообщить о нападении на пост, даже сказать, что егерь, тот самый дядя Руслан, рассказывавший охотничьи байки, мертв.
30 мая тело лесничего Кима остывало на веранде сторожки. Палас на полу задеревенел от крови. Зияющие раны по всему телу, словно с издевкой присыпанные кем-то стрептоцидовой крошкой. Но то были яйца мух. Они, согласно учебникам по криминалистике, появляются примерно через 48 часов после смерти. То есть Руслан 27 мая вполне еще дышал, наслаждался жизнью.
Хотя, судя по ранениям на истерзанном теле, его в тот день неистово пытали. С особым остервенением, а не так, как это описал в своих признательных показаниях Влад Челах. Однако – стоп. Его пока не поймали. Он числится в общем списке возможно погибших. Вернемся к Киму и его… нижнему белью. Да, на Руслане действительно были трусы, но оранжевого, а не красного цвета, и никакие не дамские стринги. Все это чушь, подтвержденная записями экспертов.
К слову, криминалисты прибыли на место происшествия 31 мая. Картина, представшая перед ними… Впрочем, оставим ее в памяти специалистов. Все равно они молчат, как красноармейские партизаны, гнут свою линию. Посмотрим на их выкладки, сделанные будто впопыхах, лишь бы поскорее улететь с гнетущего поста. Словно там ожили призраки сожженных погранцов, выглядывали из-под каждого осколка кирпича обрушившейся асбестовой кровли, печки-буржуйки, из склада, где нашли россыпь автоматных гильз – как стреляных, так и разорвавшихся.
Бой до последнего патрона
Мифы и домыслы сразу развеем. Водку в тот день на «Арканкергене» никто из служивых не пил. Хотя в нескольких сотнях метров от поста поисковики позже нашли пустую поллитровку, банку из-под тушенки и ложку. И ни единого отпечатка пальцев, равно как и на газовом баллоне, специально вытащенном на улицу из кухни – чтобы не взорвался в самый неподходящий момент. Это говорит о том, что сначала весь личный состав поста «Арканкерген» был уничтожен. Следы зачищали после или их не оставляли изначально.
Вряд ли первый выстрел прозвучал поздним вечером, когда повар погрузил в печь опару в формах на четыре буханки солдатского, походного хлеба. Значит, все-таки ранним утром на «Аркан» напали. И это не обиженный на соседей по казарме солдат. Ему не то что не хватило бы духу, скорее времени было в обрез. Одолеть 15 человек, находившихся в разных местах одновременно, дано разве что подготовленной, экипированной, отлично вооруженной группе.
Ждали ли пограничники нападения? Вряд ли. Думается, они стали свидетелями зверской расправы над егерем Русланом Кимом. Об этом, как положено, было передано вышестоящему руководству – начальнику заставы «Сары-Боктер» Алексею Фомину. Значит, капитан Кереев и его подчиненные ждали помощи, вместо которой прибыли «каратели».
Сидеть сложа руки 28-летний Алтынбек Кутжанович не стал. Загодя выставил засады, одна из которых расположилась в продовольственно-фуражном складе, где позже криминалисты обнаружили сотню стреляных и неиспользованных гильз калибра 5,45. ПФС, кстати, сожгли. Возможно, там прятался и сам капитан. На пепелище склада затем нашли еще и остаток солдатского ремня, другие интересные улики. К ним мы еще вернемся.
Что могли сделать не нюхавшие пороху солдаты против мобильной группы ликвидаторов, нагрянувшей под видом, например, следователей по делу убийства егеря Кима или подмоги? Ничего. Судя по разбросу патронов по всей территории поста, рядовых уничтожали там, где они попадались под автоматный прицел. Тех, кто остался внутри помещения, то ли пытались выкуривать, то ли подорвали гранатой. Хотя два кольца, одно из которых с чекой, нашли позже среди золы и пепла.
Расправившись с основной группой, «каратели» ринулись за убегавшим, но, видимо, отстреливающимся рядовым Аганасом. Его якобы убили выстрелом в затылок, но как тогда объяснить найденные под его сожженным телом пустые автоматные магазины? А рядом с тем местом, где лежало его полусожженное тело, эксперты обнаружили разброс гильз калибра 7,62. Патроны эти вроде бы старые, покрыты ржой. Но сути дела они не изменят. Ведь на посту «Арканкерген» все стволы, кроме киреевского пистолета ПМ, имели автоматное сечение 5,45.
«Чистильщики»
Кому понадобился профессиональный клининг, то есть уборка, а еще точнее – зачистка после кровавой расправы на «Арканкергене», пока вопрос. Факт в том, что после методичного отстрела пограничников неизвестные принялись подчищать за собой, уничтожать следы. Метод выбрали радикальный и эффективный. Собрать тела в одну кучу и сжечь вместе с казармой, офицерским домиком, складом. Но так, чтобы все могло выглядеть как внутренние разборки. Ведь в казахстанской армии, пограничных войсках неуставные отношения, как урожай тепличных томатов, регулярно появляются в сводках военной полиции и прокуратуры. Реже, но на родину какого-нибудь солдата приходит «груз 200».
В одном «чистильщики» просчитались. Капитан Кереев загодя отправил за территорию поста рядового Челаха. Ему, как самому «слабому звену», не способному дать отпор, было доверено дойти до главного командования и рассказать обо всем случившемся на посту. Кроме того, парень недавно перенес операцию по удалению аппендикса, о чем свидетельствует его шрам на животе. Потому солдату вручили самые ценные предметы – мобильники, ноутбук командира и пистолет, на случай если придется отбиваться.
Челах, к чести, сумел спрятаться от нападавших, а когда вышел к посту и увидел, что стало с «райским уголком», каким при его памяти был «Арканкерген», впал в ступор. Потом его задержали. Влад пытался рассказать все как есть. Но его не стали слушать. Хотя, возможно, настойчиво попросили «помочь следствию», взять вину на себя, чтобы следственно-оперативная группа успела выйти на след настоящих преступников, задержать их и наказать по всей строгости закона. Однако что-то поменялось. Челах стал главным обвиняемым. Да-да, именно обвиняемым, а не подозреваемым. Так написано в уголовном деле.
Рядовой еще больше погрузился в себя. Пытался повеситься на собственных спортивных брюках, пока дело, напичканное нестыковками, изобилующее недосказанностями, готовилось отправиться в суд. Все 53 несекретных тома требуют детального разбирательства, чему авторы «j» намерены посвятить цикл публикаций. Пока ознакомьтесь с некоторыми документами, которые нам удалось добыть из своих источников. Так, например, вы узнаете о том, что делал на посту некто Улыкбанов с 43 размером берца, то есть военного ботинка. А ведь его не было в списке солдат поста «Арканкерген». Кроме того, мы расскажем о том, как на казахстанском посту оказались четыре сигнальных пистолета ПС81. Пока для справки: эти стволы предназначены для стрельбы 26-миллиметровыми осветительными патронами. На официальном сайте завода имени Дегтярева четко обозначено, что «СП-81 поставляется только в силовые ведомства РФ»».
В конце сентября в публикации “Чужие” среди мертвецов "Арканкергена" Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «геномная экспертиза установила личность лишь одного из трех неопознанных пограничников с заставы "Арканкерген", которая была уничтожена в мае этого года, - сообщает 27 сентября Лента.Ру со ссылкой на Tengrinews.kz.
Всего на погранпосту погибли 14 человек. Тела 11-ти из них были переданы родственникам для захоронения еще 9 июня. Останки еще трех военнослужащих, предположительно Дениса Рея, Мейрхана Именова, Рустема Акылбаева, на родине идентифицировать не удалось, и их направили в берлинский институт правовой медицины Шарите.
Выводы молекулярно-генетической экспертизы должны были обнародовать еще в середине августа, однако исследование затянулось более чем на месяц. 27 сентября пресс-секретарь главной военной прокуратуры Казахстана Акбар Абдильдин сообщил, что немецким специалистам удалось идентифицировать лишь останки Рустема Акылбаева.
"В остальных останках немецкими экспертами клетки ДНК, пригодные для идентификации личности, не выявлены", - подчеркнул он.
ЧП на "Арканкергене" произошло в конце мая. Пост перестал выходить на связь, после чего туда был отправлен пограничный отряд. Он обнаружил, что застава сожжена. Военные, несшие на ней службу, погибли, кроме того, в охотничьем домике неподалеку был найден труп егеря.
Спустя несколько дней стало известно о задержании единственного выжившего пограничника - Владислава Челаха - который поначалу признался в убийстве”.
В начале сентября в публикации «Русский НАТОвец» Владислав Челах» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: “в деле о майском убийстве 15 человек на пограничном посту "Арканкерген" в Казахстане всплыли интересные подробности.
Как заявил источник, близкий к следствию, пистолет командира заставы, из которого, по версии следствия, подозреваемый Владислав Челах убил 14 пограничников и егеря, не числится в оружейной базе Пограничной службы Комитета национальной безопасности республики.
Собеседник агентства также утверждает, что обнаруженные на месте бойни автоматные гильзы были не калибра 5,45 мм, как в патронах, которыми снаряжено оружие казахстанских пограничников, а стандарта армии НАТО - 5,56 мм. Официально эти сведения не подтверждены.
Источник заявил, что, по его сведениям, президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву уже доложили о нестандартном оружии. "Почему это не озвучивается? Ну, значит, это может иметь какой-то общественный резонанс", - предположил собеседник агентства. По его данным, в первом докладе главе государства сообщили, что "стреляли с двух сторон".
"И что, Челах из 5,45 стрелял снаружи через стену? Мы знаем, что такое автомат с патронами 5,45: от любого препятствия эта пуля отклоняется. От любой ветки отклоняется", - пояснил источник.
На прошлой неделе стало известно, что защита Владислава Челаха собирается подать заявление в Генеральную прокуратуру с требованием привлечь к ответственности сотрудника Алакольского РОВД, которого пограничник опознал как одного из тех, кто вынуждал его признаться в массовом убийстве. Об этом телеканалу КТК сообщил адвокат пограничника Тулеген Берликожанов, - сообщает сегодня сайт Newsru.com со ссылкой на агентство «Интерфакс».
Как передает ИА "Новости-Казахстан", военная прокуратура назначила проверку и организовала очную ставку между Челахом и сотрудниками МВД, которые вели следствие по делу. Одного из дознавателей подозреваемый опознал, однако возбуждать в отношении него уголовное дело на стали. Теперь защита намерена опротестовать это решение.
Следователи устанавливают личности проводивших первый допрос арестованного пограничника. Известно, что среди них были представители военной полиции, сотрудники погранвойск, территориальных и областных отделений полиции».
В конце июля в публикации «Владислав Челах рассказал страшную правду о резне на границе» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «казахстанский пограничник Владислав Челах - единственный выживший с заставы "Арканкерген" - подтвердил неофициальную версию о том, что на заставу было совершено нападение. Об этом сообщает Лента.Ру со ссылкой на его адвоката Тулегена Берликожанова.
"Владислав сейчас вернулся к своим первоначальным показаниям - на пост напали. Он с самого начала давал показания о том, что совершено нападение", - отметил юрист.
В интервью изданию "Новый вестник" он сообщил некоторые подробности произошедшего. "На их пост было совершено нападение с стороны, - сообщил адвокат со слов Челаха. - Были слышны выстрелы. Влад находился на территории поста. Прибежал рядовой Аганас, сообщил, что на них напали. Солдаты побежали в разные стороны. Владислав в ущелье где-то прятался. А когда вернулся, там уже лежали трупы".
Напомним, что после ЧП на границе власти обвинили Челаха в убийстве сослуживцев и обнародовали его признательные показания. Однако многие сомневались в официальной версии, полагая, что "признание" военнослужащего стало результатом давления со стороны силовых структур.
25 июля стало известно, что Челах отказался от признательных показаний. Об этом рассказал его адвокат. В прокуратуре, по информации Tengrinews, в ответ заявили, что подозреваемый имеет на это право.
Агентству BNews адвокат Челаха рассказал (со слов своего подзащитного), что представители силовых структур запугивали задержанного пограничника, обещая в то же время, что признание поможет ему избежать пожизненного заключения».