FLB: Иван Касперский освободиться не пытался, читал книжки, с похитителями был «на дружеской ноге»
"«МК» пообщался с одним из обвиняемых по громкому делу о похищении сына Евгения касперского Ивана - Семеном Громовым, - пишет «Московский комсомолец» в № 26080 от 30 октября 2012 г.
— В СМИ вас называли по-разному, то организатором, то соучастником, то человеком, охранявшим похищенного сына Евгения Касперского. Хотелось бы знать, как вы познакомились с отцом и сыном Савельевыми (организаторами похищения) и как оказались на том самом садовом участке, где удерживали молодого человека?
— В эту историю я оказался втянут случайно. С Савельевым-старшим я познакомился больше года назад — он хотел воспользоваться моими услугами. В последние годы я занимаюсь ремонтом и строительством. Так вот, Николай сказал, что ему нужна будет отделка бани, и пообещал щедро заплатить. Пару раз в течение года мы созванивались, но то у меня, то у него не было времени. И вот в апреле я оказался без работы, и тут снова позвонил Николай. Приезжай, говорит, хочу отделать баню. Я не возражал. На следующее утро он за мной заехал и отвез на свой участок, где и располагалась баня. В предбаннике я увидел, что дверь в саму парилку приперта шваброй. Николай сказал, что там сидит сын его должника, но волноваться мне не стоит: завтра, мол, папа его вернет деньги, и парень поедет домой. По его словам, присутствие сына — это гарант возврата долга.
— Что было потом?
— Разбираться, почему у него в бане заложник, я не стал, а начал заниматься своим делом, сделал замеры помещения, изучил постройку. Николай попросил меня на всякий случай посторожить парня. Потраченное впустую время обещал компенсировать.
— Вам это не показалось подозрительным? Не было мысли обратиться в полицию?
— Конечно, показалось, но чего мне было делать? Отправься я к полицейским — возможно, я бы сейчас был не в изоляторе, а на том свете. А у меня жена, дети, мама. К тому же, если честно, я не видел тут похищения. Кто этот парень в бане, я не знал, при этом его поведение во все дни, что я был с ним, не выдавало его беспокойства или желания выбраться. Я вообще думал, они с Палычем чуть ли не родственники.
— Почему вы пришли к такому выводу?
— Понимаете, когда человека держат в заложниках или ему грозит опасность, он делает все, чтобы спастись. Посмотрите любой фильм про похищения — там жертвы плачут, пытаются договориться с бандитами, те им угрожают... А тут все напоминало какой-то семейный заговор или розыгрыш. Днем его охранял по просьбе Николая я, и мы нормально проводили время, он ни разу не сделал попытки освободиться. Не просил меня выпустить его, не обращался ко мне с просьбой позвонить отцу или кому-то еще. Я был уверен, что эта ситуация вполне безобидна. Днем Николай передавал парню книжки, кормил его, создавал ему максимально комфортные условия. Мы с ним иногда болтали. Про компьютерные игры, про девчонок. К Палычу как-то приехал мужик один, и они вместе записывали Ваню на диктофон и на камеру, видимо, для его отца. Вместе шутили, парень им еще подсказывал, как лучше его записать, чтобы отец поверил. В общем, отношения были дружеские.
— Когда вы узнали, кем является похищенный?
— Где-то 21 апреля. Меня, как всегда, Палыч утром привез и уехал. Я зашел в дом, увидел на холодильнике газету, в ней — фотографию Ивана с подписью, что его разыскивают и что он сын Касперского. То, что это известный человек, я, честно говоря, не знал. У меня компьютер-то первый пару лет назад появился. Тогда я, конечно, понял всю серьезность ситуации.
— Что происходило в последующие дни?
— Днем я в предбаннике спал на раскладушке, разгадывал сканворды. Надеялся, что ситуация разрешится. Иван читал свою книжку, что-то там про Цезаря, правда, не историческое, а вроде как фэнтези. Говорил, что это его любимая книга. Вечером приезжал Палыч и отвозил меня домой. Обещал, что скоро все разрешится. Несколько раз приезжали какие-то люди, но кто они — я не знал, да и не спрашивал. Меньше знаешь — крепче спишь. В один из дней хозяин уехал за деньгами, я вздохнул с надеждой, что все скоро кончится, но обратно он не вернулся. Вместо этого появился спецназ, который меня и задержал. При этом ребята не проявляли какой-то жесткости, были весьма вежливы.
— Как сейчас идет следствие, чего ожидаете от суда?
— Надеюсь, что будет принято правильное и справедливое решение. Я виноват, что смалодушничал, что не пошел, как полагается гражданину, в полицию. Но, считаю, судить меня должны по статье 127 УК (незаконное лишение человека свободы). Ведь действительно я был с ним и охранял его. Хотя, повторюсь, попыток выйти он не предпринимал и об этом не просил. Но мне сейчас инкриминируют и похищение, и организацию. Но это не соответствует действительности, и тому есть множество доказательств: в день похищения я отвозил дочку в детский сад. Есть свидетели, взять хотя бы воспитательницу. Я был в садике в 8 часов утра и не мог быть в Москве, где состоялось похищение. Я ходатайствовал о допросе этих людей, но следователь их опрашивать почему-то не желает. Все мои запросы, направляемые на установление истинных фактов моего участия в этой истории, остаются без внимания.
Может, дело в моей судимости? Я лет семь назад сел за драку — защищал друга, и как-то по малолетке сидел за воровство картошки, которую украл потому, что очень хотелось кушать. Буду надеяться, что суд примет справедливое решение».
Неделю назад в публикации «Следствие скрыло “тайны” ФСО от обвиняемых» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: “Обвиняемые в похищении сына известного программиста Евгения Касперского закончили знакомиться с материалами расследования, однако в суд дело так и не ушло. Выяснилось, что следователи не предоставили фигурантам распечатки электронной переписки участников преступления, в том числе бывшего сотрудника Федеральной службы охраны капитана Алексея Устимчука. Знакомые обвиняемых подозревают, что его роль в этой криминальной истории была сознательно нивелирована.
Действующий на момент похищения сотрудник Службы специальной связи и информации (Спецсвязь) Федеральной службы охраны (ФСО) России Алексей Устимчук еще во время следствия заключил сделку с правосудием. При этом он заявил, что был введен в заблуждение относительно предстоящего преступления своими знакомыми – отцом и сыном Николаями Савельевыми. Он не знал, кого похищает, кем является отец молодого человека. В результате дело в отношении Устимчука было выделено в отдельное производство, в августе 2012 года 94-й гарнизонный военный суд, проведя слушания в особом порядке (без изучения доказательств), назначил капитану наказание в виде 4,5 лет лишения свободы. Другие обвиняемые – Савельевы и Семен Громов — к тому времени уже знакомились с материалами. Они закончили читать тома дела на прошлой неделе, однако потом неожиданно обнаружили, что им не дали для ознакомления распечатки электронной переписки участников похищения, в том числе Устимчука, которые фигурируют в деле. Следователь сослался на то, что эти данные находятся на электронных носителях и не могут быть предоставлены по "техническим причинам". Разразился скандал, который закончился тем, что дело вернули на стадию ознакомления, а обвиняемым пообещали предоставить электронную переписку. Случайно или нет, но одновременно расследование было передано другому следователю».
“Знакомые фигурантов дела заявили “Росбалту”, что надеются с помощью этих распечаток доказать свою версию случившегося: якобы Устимчук, действовавший в интересах третьих лиц, ввел в заблуждение Савельевых и склонил их к похищению. При этом капитан ФСО будто бы говорил, что данная операция проводится в интересах спецслужб России.
"Согласно выводам следствия, получается парадоксальная ситуация: капитан ФСО был обманут Савельевыми, его использовали "в темную", а сам он даже не знал, кого похищает, — рассказал "Росбалту" знакомый одного из обвиняемых. — А все нужные данные на семейство Касперских отец и сын, так и вовсе нашли в Сети. При том, что Савельев-старший вообще не умеет пользоваться Интернетом, а Савельев-млаший не имеет доступа ни к каким закрытым базам. А у Устимчука такой доступ был. Возможно, в тщательно оберегаемой следствием переписке капитана ФСО удастся найти подтверждение нашим предположениям".
По версии знакомых обвиняемых, реальные "заказчики" преступления, которые и стояли за Устимчуком, хотели не столько получить выкуп, сколько имели интересы, связанные с профессиональной деятельности Евгения Касперского. "Надеюсь, что на суде, когда уже будут изучаться все доказательства по делу, станет понятно, кто кого использовал "в темную", — полагает собеседник агентства.
Источник в правоохранительных органах заявил "Росбалту", что в ходе следствия отрабатывались все версии похищения, и нет никаких оснований сомневаться в правдивости показаний Устимчука.
По версии следствия, в 2011 году Николай Савельев и его сын, тоже Николай, наткнувшись в Интернете на страничку 20-летнего Ивана Касперского, решили его похитить с целью получения выкупа. В помощники Савельевы взяли двоих своих знакомых – Алексея Устимчука и Семена Громова Злоумышленники одно время следили за молодым человеком, подбирая место для нападения. Вначале они хотели похитить Ивана у подъезда его дома, но там были установлены камеры видеонаблюдения, поэтому от такого варианта пришлось отказаться. В результате было решено осуществить задуманное у офиса фирмы InfoWatch (дочерняя структура "Лаборатории Касперского"), в которой работал Касперский-младший.
Здание фирмы располагается в промзоне, на пересечении МКАД и проспекта Маршала Жукова. Когда 19 апреля Иван проходил через промзону, на него напали. Затолкав пленника в ВАЗ, его пленника в дом криминального семейства в СНТ "Роща". Заложника сковали наручниками и посадили в парилку банки, где не было окон. Его держали в темноте. На следующий день утром похитители заставили пленника позвонить отцу и огласить требования злоумышленников – выкуп в 3 млн евро.
Евгений Касперский обратился в ФСБ и МУР, оперативники сразу взяли под контроль проведение переговоров с преступниками. Стороны стали обсуждать место встречи для передачи денег, во время которой и планировалось провести задержание. Однако произошло непредвиденное: один из сокурсников Ивана по факультету вычислительной математики и кибернетики МГУ, которого допрашивали сыщики, рассказал о похищении журналистам.
Злоумышленники занервничали, успокоить их удалось, когда в СМИ появилась другая информация, уже специально распространенная оперативниками: мол, за Ивана был уплачен выкуп, он уже находится на свободе. Это стало своеобразным сигналом для похитителей, что деньги готовы, они их могут в любой момент получить.
Преступники каждый раз звонили с нового номера, однако сыщикам с использованием технических новинок удалось установить примерное местонахождение заложника и его охранников – СНТ "Роща". Но брать штурмом 3-этажный коттедж они не рискнули, опасаясь за безопасность юноши. Похитителям назначили встречу в Москве для получения выкупа в размере 3 млн евро. Утром 24 апреля Николай и Людмила Савельевы, их сын Николай и его приятель из Наро-Фоминского района, сев в Mercedes и Lexus, направились в сторону столицы. Иномарки были остановлены на пересечении МКАД и Ярославского шоссе, где была устроена засада из сотрудников МУРа, ФСБ и ОМСН. Злоумышленников задержали. При этом Савельев-младший пытался оказать сопротивление, вырываться из рук оперативников.
Одновременно вторая группа захвата ворвалась на территорию коттеджа в СНТ "Роща". Ивана Касперского оперативники обнаружили в отдельно стоящей бане. Пяти задержанным были предъявлены обвинения по статьям УК РФ 126 (похищение человека) и 163 (вымогательство). Отец и сын Савельевы свою причастность к похищению отрицают. Уже установлено, что Николай-младший в непосредственном нападении на Касперского участия не принимал».
В конце августа в публикации “Киднеппер из ФАПСИ провел спецоперацию “Приговор” Агентство федеральных расследований FLB рассказало: «девяносто четвертый гарнизонный военный суд 30 августа приговорил к 4,5 годам лишения свободы сотрудника одной из спецслужб капитана Алексея Устимчука, признав его виновным в организации похищения сына бизнесмена Евгения Касперского», - писал «Коммерсант».
30-летний капитан ФСО Алексей Устимчук, обвиняемый в похищении Ивана Касперского, полностью признал вину, заключил «сделку со следствием» и попросил рассматривать его дело в особом порядке. Подсудимый в суде подтвердил, что полностью признает вину, и напомнил, что предоставил всю информацию о своих сообщниках.
Дело Устимчука рассматривалось в военном суде из-за того, похитетель Ивана Касперского проходил службу в ФАПСИ. Офицеру было предъявлено обвинение по двум статьям "Похищение человека" и "Вымогательство".
Следователи установили, что для похищения Ивана Касперского Алексей Устимчук использовал навыки, полученные им в спецслужбах. Так, для конспирации, он купил три иномарки и 20 мобильных телефонов с обезличенными сим-картами.
Следствие выяснило, что похищение организовала семья Савельевых, которых толкнули на преступление долги по невозвращенным кредитам. Для помощи они наняли Алексея Устимчука и Семена Громова».
В конце июня в публикации «Предаукционная «спецоперация» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: “в деле о похищении Ивана Касперского – сына известного программиста Евгения Касперского – может смениться организатор преступления. Следствие сейчас рассматривает версию, что "главным" в захвате студента мог быть не 61-летний пенсионер Николай Савельев, а сотрудник Службой специальной связи и информации (Спецсвязь) Федеральной службы охраны (ФСО) России Алексей Устимчук. Из-за этого расследование затянулось больше чем на год.
Как сообщил "Росбалту" источник в правоохранительных органах, ГСУ СК РФ по Москве изначально планировало завершить расследование громкого дела еще весной 2012 года. Но у следователей появилась новая версия, которую сейчас активно прорабатывают. Предполагается, что у похищения могут быть иные мотивы, кроме как получения крупного выкупа, а организатором преступления являлся на тот момент действующий сотрудник ФСО Алексей Устимучк.
"К нам поступили сведения, которые позволяют относиться к такой версии довольно серьезно, а также полагать, что к преступлению причастны другие, пока еще не установленные лица, — отметил источник "Росбалта".
Как подозревают оперативники и следователи, эти самые "неустановленные лица" в начале 2011 года могли передать Алексею Устимчуку данные на Ивана Касперского: где он учится, бывает, его распорядок дня, информацию о том, что передвигается без охраны. Они же попросили сотрудника ФСО организовать похищение. Устимчук для этих целей обратился за помощью к своему знакомому, 61-летнему Николаю Савельеву. Причем последнему якобы было заявлено, что он будет участвовать в "операции спецслужб", поэтому беспокоится ему ни о чем.
Как следует из данной версии, реальные "заказчики" преступления хотели не только получить деньги, но и имели интересы, связанные с профессиональной деятельности Евгения Касперского. "Определенную цепочку событий можно отследить даже в Интернете", — отметил источник "Росбалта" в правоохранительных органах.
И действительно, 3 ноября 2011 года, через полгода после похищения Ивана, на сайте "Лаборатории Касперского" была размещена информация, что эта структура выиграла открытой аукцион на поставку своей продукции для Службы специальной связи и информации Федеральной службы охраны России. А Алексей Устимучк, согласно материалам дела, являлся сотрудником Спецсвязи ФСО с 2004 года, откуда был уволен задним числом уже после своего ареста.
"Даже требовавшаяся сумма выкупа может быть не случайной, а привязанной к контрактам "Лаборатории Касперского", — полагает источник в правоохранительных органах. – Пока, впрочем, это только версия, она тщательно прорабатывается". По словам собеседника агентства в правоохранительных органах, расследование дела может быть закончено в июле-августе 2012 года. А в окончательной редакции обвинения "организатором" похищения будет значиться не Николай Савельев, а Алексей Устимчук. Материалы в отношении "неустановленных лиц", которые могли являться "заказчиками" преступления, выделят в отдельное производство.
Напомним, по изначальной версии следствия, в 2011 году Николай Савельев и его сын, тоже Николай, наткнувшись в Интернете на страничку 20-летнего Ивана Касперского, решили его похитить с целью получения выкупа. В помощники Савельевы взяли двоих своих знакомых – Алексея Устимчука и Семена Громова Злоумышленники одно время следили за молодым человеком, подбирая место для нападения. Вначале они хотели похитить Ивана у подъезда его дома, но там были установлены камеры видеонаблюдения, поэтому от такого варианта пришлось отказаться. В результате было решено осуществить задуманное у офиса фирмы InfoWatch (дочерняя структура "Лаборатории Касперского"), в которой работал Касперский-младший.
Здание фирмы располагается в промзоне, на пересечении МКАД и проспекта Маршала Жукова. Когда 19 апреля Иван проходил промзону, на него напал Савельев-младший с друзьями. Затолкав жертву в ВАЗ, они вывезли пленника в дом криминального семейства в СНТ "Роща". Заложника сковали наручниками и посадили в парилку банки, где не было окон. Его держали в темноте. На следующий день утром похитители заставили пленника позвонить отцу и огласить требования злоумышленников – выкуп в 3 млн евро.
Евгений Касперский обратился в ФСБ и МУР, оперативники сразу взяли под контроль проведение переговоров с преступниками. Стороны стали обсуждать место встречи для передачи денег, во время которой и планировалось провести задержание. Однако произошло непредвиденное: один из сокурсников Ивана по факультету вычислительной математики и кибернетики МГУ, которого допрашивали сыщики, рассказал о похищении журналистам.
Злоумышленники занервничали, успокоить их удалось когда в СМИ появилась другая информация, уже специально распространенная оперативниками: мол, за Ивана был уплачен выкуп, он уже находится на свободе. Это стало своеобразным сигналом для похитителей, что деньги готовы, они их могут в любой момент получить.
Преступники каждый раз звонили с нового номера, однако сыщикам при технических новинок удалось установить примерное местонахождение заложника и его охранников – СНТ "Роща". Но брать штурмом 3-этажный коттедж они не рискнули, опасаясь за безопасность заложника. Похитителям назначили встречу в Москве для получения выкупа в размере 3 млн евро. Утром 24 апреля Николай и Людмила Савельевы, их сын Николай и его приятель из Наро-Фоминского района, сев в Mercedes и Lexus, направились в сторону столицы. Иномарки были остановлены на пикете на пересечении МКАД и Ярославского шоссе, где была устроена засада из сотрудников МУРа, ФСБ и ОМСН. Злоумышленников задержали. При этом Савельев-младший пытался оказать сопротивление, вырываться из рук оперативников.
Одновременно вторая группа захвата ворвалась на территорию коттеджа в СНТ "Роща". Ивана Касперского оперативники обнаружили в отдельно стоящей бане. Пяти задержанным были предъявлены обвинения по статьям УК РФ 126 (похищение человека) и 163 (вымогательство). Отец и сын Савельевы свою причастность к похищению отрицают. Уже установлено, что Николай-младший в непосредственном нападении на Касперского участия не принимал», - сообщало тогда агентство «Росбалт».