FLB: Министр образования Дмитрий Ливанов нашел «пространство компромисса» с шариатом и не одобрил «выдавливание религиозного компонента» со стороны своего ведомства
"«Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов, комментируя конфликт, произошедший в ставропольской школе, где директор запретила приходить на занятия ученицам в хиджабах, заявил, что не видит в ношении мусульманского платка нарушений каких-либо норм, - пишет интернет-газета «Взгляд».
«Насколько я знаю, в конкретной школе в Ставропольском крае, о которой шла речь, девочки ходили с 1 сентября с покрытой головой. Это совершенно не противоречило ни школьным правилам, ни общепринятым нормам», – заявил Ливанов на заседании Госдумы при обсуждении законопроекта об образовании в первом чтении.
При этом министр подчеркнул, что религиозные и культурные особенности семей не должны вступать в конфликт со светским характером образования в школе.
«Я абсолютно убежден, что в каждой школе есть пространство для компромисса, которое позволит обеспечить и светский характер образования, и следование тем культурным традициям, которые есть в той или иной местности, в тех или иных семьях. Я думаю, что в будущем мы, безусловно, создадим необходимые правовые условия для предотвращения профилактики таких конфликтов», – сказал министр.
Вопрос о конфликте в ставропольской школе министру задал глава думского комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. Он выступил с предложением обязать все школы, чтобы ученики носили универсальную форму, как это было в СССР, а бедным ее раздавали бесплатно.
«Таким образом мы снимем межконфессиональные противоречия, уберем классовую дифференциацию, когда некоторые в шелках, мехах и золоте ходят, а некоторые последние штаны с рубашкой донашивают», – сказал глава комитета.
Ранее со ссылкой на пресс-службу краевого муфтията сообщалось, что родители некоторых школьниц жалуются на то, что девочкам-мусульманкам уже около двух недель не разрешают посещать школу в мусульманских платках».
Между тем, на Ставрополье, где произошел «образовательный» конфликт, не все так просто, как в рассуждениях министра.
«Неожиданный поворот произошел в истории вокруг средней школы № 12 в селе Кара-Тюбе Ставропольского края, где директор Марина Савченко запретила пускать на занятия учениц в мусульманских платках-хиджабах. Женщина призналась «Известиям», что в ее адрес уже посыпались угрозы со стороны мусульман и она опасается расправы. Сын Марины Савченко бросил работу и переехал жить к маме, чтобы оберегать ее. МВД по Ставропольскому краю также готово предоставить директору школы защиту.
Решение директора школы в селе Кара-Тюбе относительно ношения хиджабов ученицами раскололо сначала жителей села, а потом и всего Ставропольского края, на два противоборствующих лагеря. На стороне Марины Савченко оказалось по большей части русское население, а противником этой идеи выступила мусульманская общественность края и близлежащих северокавказских республик.
По словам директора, теперь на нее посыпались угрозы.
— Мне уже поступил один звонок от редактора какой-то газеты в Дагестане, — поделилась Марина Савченко. — Он пробормотал свое имя и должность так неразборчиво, что я не расслышала. А потом с ходу начал кричать: «Кто ты такая? Как ты смеешь ущемлять и притеснять мусульман?!».
Марина Савченко в беседе с «Известиями» в очередной раз подчеркнула, что не собиралась оскорбить мусульман, а, напротив, неоднократно предлагала им компромиссные варианты того, как их дети могут посещать школу. Например, в ходе переговоров с родителями-мусульманами руководство школы предлагало даже выделить специальное помещение, в котором девочки могут спокойно переодеть хиджабы перед уроками, заменив их на обычные косынки. Однако согласия достигнуть не удалось.
— Если они такие правоверные мусульмане, то почему не отдали детей в медресе на Кавказе? — удивляется Савченко. — Они же сами, в ответ на наши вопросы о хиджабах, отвечали, что они выполняют функцию «защиты от неверных». Зачем же тогда учиться рядом с неверными?
Теперь Савченко опасается за свою жизнь и здоровье.
— Да, я не скрываю, что боюсь за свою жизнь, — заявила «Известиям» Марина Савченко. — В 2006 году мы хоронили директора школы села Каясула Вячеслава Холшевникова, которого с женой средь бела дня расстреляли боевики. Я тогда была завучем в этой школе и помню свой шок.
История с убийством заслуженного учителя и директора с 22-летним стажем Вячеслава Холшевникова произвела большой резонанс в Нефтекумском районе, где живет Марина Савченко. По одной из версий, директора и его жену убили всего-навсего за то, что они вместе с местной интеллигенцией воспрепятствовали назначению ваххабитами на должность имама в местной мечети человека с экстремистскими взглядами.
Оценив ситуацию, в село Кара-Тюбе приехал 25-летний сын Марины Савченко. Ради того чтобы быть рядом с мамой и защитить ее в случае опасности, парень бросил работу.
В ГУ МВД по Ставропольскому краю «Известиям» заявили, что готовы предоставить директору защиту, если ей будет угрожать опасность.
— Мы в ближайшее время оценим ситуацию и, если будет необходимость, предоставим ей охрану, — пообещал официальный представитель управления Юрий Семыкин.
На обстановку в Ставрополье оказывает мощное влияние близость Северного Кавказа, где действуют бандформирования из радикальных мусульман, у которых имеется свое представление о том, кто и где должен носить символы веры. Боевики вполне могут отдать под шариатский суд любого человека, оскорбившего, по их мнению, ислам.
Напомним, спорная ситуация в школе № 12 в селе Кара-Тюбе, в которой учатся дети из Степановского и Нефтекумского районов Ставрополья, возникла еще неделю назад. Тогда руководство школы настоятельно предложило родителям девочек, которые пришли в школу в хиджабах, снять их или хотя бы сменить на обычные платки. Директор ссылалась на устав учебного заведения, в котором прописаны единые правила к внешнему виду учеников. Однако вместо этого мусульмане забрали детей домой и написали жалобу в прокуратуру.
В результате Минобразования встало на сторону учителя, не увидев в ее требованиях ничего незаконного, в то время как Павел Астахов в беседе с «Известиями» заявил, что руководство школы перегнуло палку и нарушило права детей на свободу вероисповедания.
В настоящий момент проверкой занимается прокуратура края.
— В течение 30 дней будет дана правовая оценка сложившейся ситуации, если действия директора будут признаны незаконными или ущемляющими интересы детей, то будут приняты соответствующие меры, — сообщил «Известиям» прокурор района Александр Степанов».
Комментируя сложившуюся в сельской школе ситуацию, министр образования Ставропольского края Ирина Кувалдина сказала интернет-газете «Взгляд», что «разработка правил о ношении школьной формы относится к компетенции образовательного учреждения:
«К компетенции же образовательного учреждения относится разработка и принятие правил внутреннего распорядка, в том числе о ношении школьной формы и внешнего вида учащихся. В локальных актах Кара-Тюбинской школы прописано, что одежда учащихся должна носить светский, деловой характер, без изысков. В соответствии с этим директором школы и было предложено родителям учащихся принять меры по их соблюдению», – сказала Кувалдина.
Министр отметила, что в соответствии с российской Конституцией наша страна является светским государством. «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Одним из основных принципов, на котором основывается государственная политика в области образования, является светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», – сказала она».
Примечательно, что даже в мусульманском сообществе мнения относительно конфликта разделились. Некоторые из мусульман заявили, что столь правоверным родителям действительно стоит отдать своих детей в специализированное учебное заведение либо пойти на компромисс с администрацией школы.
Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), руководитель аппарата ДУМЕР Дамир-хазрат Мухетдинов отметил, что родительское возмущение вызвал не столько запрет ношения мусульманского платка, сколько внезапное решение администрации школы.
«Мы связывались с родителями учениц, которым не разрешили ходить в платках. Они нам рассказали, что во всех соседних деревнях, селах ученицы в больших количествах ходили в платках. Тут вдруг учителя сказали, что им из центра пришли ценные указания относительно внешнего вида школьников. Из этих указаний следовало, что школу нужно унифицировать, максимально придерживаться устава, как бы идет выдавливание религиозного компонента», – сказал Мухетдинов.
Представитель ДУМЕР отметил, что со слов родителей стало также известно, что устав, который сейчас размещен на сайте школы, был принят задним числом, в спешном порядке, после того как к конфликту было привлечено внимание СМИ.
«Вопрос просто в трактовке написанного в уставе. Просто неожиданно по непонятным никому причинам для отдельного директора ношение платков стало краеугольной проблемой. Почему она акцентировала на этом внимание? В прошлом году ходили, но этой проблемы не поднималось», – сказал Мухетдинов.
Дамир-хазрат Мухетдинов высказал сомнение по поводу того, что мусульманам запретят ношение хиджаба или платков, а тем более что из-за этой проблемы будут общественные протесты и беспорядки, как было во Франции.
«Не думаю, что кто-то будет лоббировать законы о запрете ношения хиджаба или платков, потому что будет жесткая реакция в масштабах всех страны. Не хочу сказать, что будут устраивать какие-то погромы. Сейчас и православные девочки начинают ходить в школы с покрытой головой, в платке. И если будет принято решение о запрете ходить (так) в образовательные учреждения, это и по ним ударит тоже», – сказал Мухетдинов.
Если обратиться к богословскому аспекту, очевидно, что ислам не обязывает несовершеннолетних девочек носить хиджаб, утверждает он. «Тема ношения хиджаба для школьников, особенно для малолеток, шариатских обоснований под собой не имеет. Как правило, мусульманское одеяние носят совершеннолетние девушки и замужние женщины. Поэтому верующим мусульманам не нужно с таким фанатизмом подходить к этому вопросу. Некоторые высказывают свои опасения, что если с малолетства не приучить к ношению платка, то потому будет невозможно заставить. Но, может, тогда сразу с рождения в платок ребенка пеленать?» – сказал Дамир-хазрат Мухетдинов».
Проблема соблюдения в образовательных учреждениях России традиционных норм религий, а особенно мусульманства, возникал уже в самых разных точках страны не раз и не два. И нет оснований считать, что проблема рассосется сама собой.
В середине мая в публикации «Аудитория намаза» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «вузы Тюмени внезапно оказались в центре острого религиозного конфликта. Все началось в январе нынешнего года. Так, руководство местного нефтегазового колледжа предупредило третьекурсника Камиля Ходжиева о том, чтобы он прекратил совершать ежедневный пятикратный намаз во время занятий. Ходжаев отказался подчиниться.
Корреспонденту «Свободной прессы» свои действия он пояснил так:
- Нас, читающих намаз, в колледже двое, я и Магомед Сайдуллаев. Мы не мешаем учебному процессу, совершаем намаз в закрытой от обзора мастерской, иногда под лестницей. Нас, молящихся, увидел один за преподавателей. Дирекция провела профилактическую беседу, пригрозила отчислением. С директором встретился муфтий Фатых Гарифуллин, чтобы убедить не препятствовать нам в молитвах, однако это не помогло. Директор непреклонна: здесь светское учебное заведение, а не религиозное, поэтому молитвы запрещены.
Впрочем, отчислить Ходжаева руководство колледжа пока не решилось. Однако в конце апреля в ситуацию счел нужным вмешаться Совет ректоров высших учебных заведений Тюменской области. Он уведомил мусульманские организации региона о решении запретить отправление религиозных обрядов на территории учебных заведений. По мнению ректоров, в вузах отсутствуют условия для положенных при совершения намаза гигиенических процедур. Ректоры считают, что и сам этот религиозный обряд противоречит требованиям безопасности, провоцирует конфликты и нарастание экстремистских настроений у «обучающихся других религиозных конфессий.., либо обладающих высокой степенью радикально-националистической ориентации».
Кроме того, по мнению руководителей высших учебных заведений, отправление намаза нарушает график учебного процесса, который не совпадает с графиком мусульманских ритуалов.
- Студенты-мусульмане омываются в туалетах, что вызывает недовольство других студентов. В Коране сказано, что мусульманин должен покарать того, кто помешает его молитве. Ректоры поняли: необходимо срочно вмешаться в ситуацию, - поясняет учёный секретарь совета ректоров высших учебных заведений Тюменской области Эмма Лимонова.
- Закон «Об образовании» устанавливает принцип светского обучения. Я согласна с требованием закона: вуз – место не для молитв, а для получения высшего образования, - говорит и.о. ректора Тюменского государственного университета, кандидат исторических наук Людмила Волосникова. – Для молитв и иных сакральных действий существуют специальные здания и церкви.
Председатель Кызыятского управления мусульман Тюменской области Фатых Гарифуллин считает, что прежде чем принимать такое решение, ректорам вузов следовало выслушать все стороны:
- Нужно было действовать согласно русской пословице: семь раз отмерь – один раз отрежь. Ректоры не соизволили даже встретиться с нами. Недавно мы убедили их в необходимости встречи, надеемся, она состоится в ближайшее время. Мы готовы предложить, например, такой вариант: читать намаз не в то время, когда его нужно читать, а дождаться окончания лекции. Мусульманин обязан выполнять намаз пять раз в день.
«СП»: - Сколько студентов-мусульман в тюменских вузах?
- Точное число назвать не могу, несколько сотен.
«СП»: - Все они читают намаз в учебных заведениях?
- Не все, несколько десятков. Намаз не читают многие этнические мусульмане, утратившие традиции. Они не знают текстов намаза, не держат пост. Они считают себя мусульманами, но в действительности ими не являются. То же и у русских – многие носят крестики, но требований христианства не соблюдают.
Мы не понимаем, чем ректоров вузов пугает чтение намаза. Их не волнует курение и плевки студентов возле порогов вузов, не беспокоят девушки-студентки, проходящие по вузовским коридорам полуобнажёнными. Не трогают их и учащиеся, употребляющие в учебных заведениях пиво. А те, кто несколько минут совершают поклоны, их раздражают.
Начальник отдела по взаимодействию с религиозными организациями комитета по делам национальностей правительства Тюменской области Александр Шевелёв говорит, что федеральные законы, в том числе :
- Закон «О свободе совести» предусматривает свободу вероисповеданий. Думаю, что не стоит запрещать студенту-мусульманину совершать молитву в вузе, если он своими действиями не нарушает права и свободы окружающих.
Социолог, кандидат исторических наук Дарья Халтурина считает, что из этой деликатной ситуации имеются два выхода:
Второй вариант: муфтии могут разрешить студентам читать намаз без поклонов. Ректоры, вероятно, опасаются, что после разрешения читать намаз придётся позволить кришнаитские обряды, затем – жертвоприношения.
Студентка Тюменского государственного университета Ольга Самойлова выражает недоумение позицией Гарифуллина: «Далеко не все учащиеся выбегают на перерывах курить и плеваться, многие остаются в аудиториях. Что ж им, уходить в коридор, пока там будут читать намаз?!»
Тем временем, похожий конфликт зреет в Ханты-Мансийском автономном округе. Недавно муфтий регионального Духовного управления Тагир-хазрат Саматов направил в адрес губернатора Югры Натальи Комаровой обращение с просьбой снять запрет на ношение платков ученицам-мусульманкам в школах Нижневартовска. Как выяснилось, такой запрет с начала года введен в школе № 15 этого города. Он уже привел к тому, что две ученицы по имени Айгун (6-й класс) и Тагира (11-й класс) одно время прекратили ходить на уроки из-за боязни нарушить мусульманский вероустав. Как сообщили родственники девушек, в адрес директора школы Зинаиды Ковригиной ранее направлялось письменное заявление с просьбой объяснить причину запрета посещать уроки в платках. Директор ответила, что новый устав школы запрещает это делать», - писал тогда сайт «Свободная пресса»."