FLB: Конфликт акционеров и угроза со стороны госкомпании вынуждает топ-менеджеров менять работу
"«ТНК-ВР покидает исполнительный вице-президент по разведке и добыче Александр Доддс. После отхода от оперативного управления компанией Михаила Фридмана он был одним из шести ее ключевых топ-менеджеров. Отставка может быть связана как с конфликтом акционеров, так и с низкой динамикой добычи компании, - пишет 15 октября деловая газета РБК daily.
Исполнительный вице-президент по разведке и добыче ТНК-ВР Александр Доддс покидает компанию, сообщил Reuters со ссылкой на источник, знакомый с ситуацией. Его преемником, скорее всего, станет его нынешний заместитель Николай Иванов».
«Ранее ТНК-BP покинули несколько высокопоставленных менеджеров, в том числе начальник отдела нефтяного трейдинга и руководитель подразделения по слияниям и поглощениям, - сообщал ранее сайт Лента.Ру.
Александр Доддс пришел в ТНК-BP в 2011 году из подразделения ExxonMobil в Катаре. Кроме прочего, он представлял BP в совете директоров ТНК-BP. Наиболее вероятным его преемником на посту вице-президента считается заместитель Доддса Николай Иванов.
Компания на паритетных началах контролируется российским консорциумом AAR (принадлежит структурам Виктора Вексельберга, Леонарда Блаватника и Михаила Фридмана) и британской нефтяной BP. В начале июня британская сторона заявила, что готова выйти из проекта, продав свою долю.
Сначала главным претендентом на 50 процентов принадлежащих BP акций считался консорциум AAR, но позже в борьбу за половину ТНК-BP вступила государственная "Роснефть". Президент компании Игорь Сечин заявлял, что "Роснефть" может также рассмотреть возможность приобретения доли AAR.
“Но причина ухода топ-менеджера может быть не связана с этой ситуацией, - полагает автор делового издания РБК daily. - Перед Доддсом была поставлена задача по увеличению добычи на 1,5%, говорит аналитик Газпромбанка Александр Назаров. Но она увеличилась всего на 0,8% из-за того, что ТНК-ВР в августе текущего года сократила свои добывающие активы, продав «Русснефти» два дочерних предприятия. «Я бы не стал связывать это увольнение с корпоративным конфликтом в ТНК-ВР, тем более что Доддс, будучи менеджером такого уровня, не был аффилирован ни с той ни с другой стороной», — говорит аналитик.
В октябре 2011 года стало известно, что ТНК-ВР покидает зампред правления Максим Барский, так и не дождавшись своего назначения на пост главы нефтяной организации. По неофициальной версии, менеджер покинул компанию из-за того, что не смог договориться с работодателем об условиях сотрудничества. В конце того же года два независимых неисполнительных директора — бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер и Джеймс Лэнгобъявили о выходе из состава совета директоров TNK-BP Limited. В мае в качестве независимого директора от BP был назначен Эверт Хенкес. Поиск еще одного кандидата в совет директоров, необходимого для восстановления кворума, продолжается».
В начале июня в публикации «Искусство вовремя уйти в сторонку» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «внезапная, никем и ничем не предвещаемая отставка Михаила Фридмана с поста управляющего директора (CEO) нефтяной компании ТНК-BP - отставка, о которой не были предупреждены британские совладельцы компании, - побудила всех "раскапывать" причины сенсации.
Ссора
Одна предыстория связана с затяжными конфликтами между российскими и британскими акционерами нефтяного концерна.
ТНК-BP создана в 2003 г. на паритетных началах британской корпорацией BP и отечественной Тюменской нефтяной компанией (ТНК). С тех пор ТНК-BP принадлежит российской и британской стороне в пропорции 50 на 50, причем "за Россию" выступает консорциум AAR, в чьем названии зашифрованы "Альфа-групп" Михаила Фридмана, Access Industries Леонарда Блаватника и "Ренова" Виктора Вексельберга. На компанию приходится 29% всего производства нефти BP и порядка 17% производства "черного золота" в РФ.
Главой новой коммерческой структуры был назначен англичанин Роберт Дадли. Все шло спокойно примерно четыре года. Но в начале 2008 г. российские акционеры вдруг обнаружили, что из-за кадровой политики Дадли в компании царит засилье иностранцев, и таким образом BP пытается полностью контролировать деятельность российского СП. Этот конфликт, сопровождаемый целым рядом судебных исков, тлеет и по сей день. Роберт Дадли покинул ТНК-BP в конце 2008 г., но полноценную замену ему найти не удалось.
Было объявлено, что преемником Дадли станет экс-глава "Норникеля" Денис Морозов, но тот, по неофициальной информации, запросил оклад в $3 млн и компенсационный пакет размером в $60 млн, что сочли чрезмерным.
Главой ТНК-BP назначили Михаила Фридмана, но считалось, что это временная замена. Следующим кандидатом стал Максим Барский, бывший руководитель нефтяной компании West Siberian Resources, затем зампред ТНК-BP, в настоящее время совладелец и гендиректор нефтегазовой компании Matra Petroleum. Но его кандидатуру согласовать не удалось. По неофициальным сведениям, господин Барский предъявил ультиматум, что уволится, если его не утвердят в должности главы ТНК-BP до конца 2011 г. В итоге назначение Максима Барского не состоялось. Правда, сейчас Барский опять будет привлечен к управлению компанией без занятия официальной руководящей позиции.
Негодное управление
В начале 2011 г. вроде бы угасшее пламя конфликта между акционерами было повторно раздуто, когда BP решила создать совместное предприятие с "Роснефтью" для добычи нефти на российском арктическом шельфе. Между тем акционерное соглашение между AAR и BP предполагало, что если BP соберется реализовывать новые проекты на территории РФ, то ТНК-BP будет располагать первоочередным правом участия в них. Российские акционеры ТНК-BP, оставленные за бортом "шельфового" проекта, оспорили сделку в Стокгольмском арбитражном суде, и в результате она сорвалась. Это вызвало новые обвинения партнеров в адрес друг друга и очередные судебные процессы. BP подала иск против "Реновы", которая, по мнению британской компании, также нарушила акционерное соглашение, вовремя не предложив ТНК-BP ряд своих активов в России и на Украине.
На фоне этих конфликтов в ТНК-BP, по сути, было дезорганизовано корпоративное управление. Когда в 2008 г. акционеры поссорились в первый раз, они заключили соглашение, в соответствии с которым в совет директоров компании каждая из сторон предлагает по три своих представителя, и сверх того назначаются три независимых директора. С последними и вышла незадача.
После неудавшейся сделки с "Роснефтью" российские акционеры твердо решили добиться от BP компенсации упущенной выгоды через суд. Требовать денежного возмещения в такой ситуации может только сама ТНК-BP. А чтобы подать иск, решение об этом должен одобрить совет директоров компании. Не желая брать на себя ответственность, двое независимых директоров - экс-канцлер Германии Герхард Шредер и бывший топ-менеджер Rio Tinto Джеймс Лэнг - подали в отставку. Быстро найти им замену не удалось (кандидатура одного директора - бывшего топ-управленца Shell Эверта Хенкеса - была согласована только в конце мая). В итоге в совете директоров отсутствовал кворум, совет не собирался, некому было утверждать решения менеджмента, а Михаил Фридман как CEO не имел права принимать решения на сумму более чем $100 млн. Глава AAR Стэн Половец подчеркнул, что "положение с корпоративным управлением стало негодным", партнерство по формуле 50 на 50 себя исчерпало и ААR желал бы либо выкупить долю ВР, либо обменять свою долю на акции ВР, либо даже привлечь третьего инвестора.
Тем временем стороны продолжают обвинять друг друга в попытках контролировать ТНК-BP единолично, не считаясь с мнением партнеров. В прессе всплыла информация о такой "милой" подробности, как письма, рассылаемые BP менеджменту российской компании, с угрозами судебного преследования, если те не будут согласовывать свои решения с английской "мамой".
На фоне этой предыстории отставка Михаила Фридмана не так и удивляет. "Уход одного из основных акционеров с ключевых постов главного управляющего директора и исполнительного председателя совета директоров будет крайне негативно воспринят инвесторами как очередной этап развития внутрикорпоративного конфликта, - комментирует содиректор аналитического отдела "Инвесткафе" Григорий Бирг. - Совет директоров парализован, и это уже серьезно влияет на деятельность компании. Так, отменили СД, на котором должен был обсуждаться вопрос о дивидендах за 2012 г. Вопросы о влиянии этого на разногласия между основными акционерами и возможном распределении долей пока без ответа, и строить предположения по поводу развития событий будет целесообразным лишь после того, как станет ясно, кто заменит Михаила Фридмана. Хотя уже ясно, что позиции AAR ослабнут после его ухода, а BP, скорее всего, назначит на пост главного управляющего директора своего человека. Если же Фридман и вовсе выйдет из акционеров, деятельность компании в России сильно усложнится".
Сечин пришел, Фридман ушел?
Но у отставки Михаила Фридмана есть и вторая предыстория. Когда AAR сорвал сделку BP с "Роснефью", консорциум сделал своим врагом не только BP (она мечтала поправить свои дела после катастрофы в Мексиканском заливе), но и "Роснефть", а также бывшего вице-премьера Игоря Сечина, который, будучи главным политическим куратором ТЭКа в России, лично занимался этой сделкой. Перспективы нефтяной промышленности в РФ связаны в первую очередь с освоением шельфа, а последний невозможно осваивать без привлечения новаторских технологий, коих в нашей стране нет. Поэтому, что бы ни было написано в акционерном соглашении с AAR, британская корпорация BP российской "Роснефти" в качестве партнера требовалась, а ТНК-BP – нет.
Теперь, когда Игорь Сечин назначен президентом "Роснефти", он, скорее всего, займется всей этой проблематикой еще более плотно. Именно поэтому многие комментаторы непосредственно связали приход Игоря Ивановича в "Роснефть" с уходом Михаила Фридмана из ТНК-BP: последний решил не стоять на пути у Сечина. Как говорится, не стой на пути у высоких чувств. "
Основной причиной отставки Фридмана являются последствия конфликта консорциума AAR с BP, из-за которого сорвалась имиджевая сделка с "Роснефтью", - уверен Виктор Марков, старший аналитик ИК "Церих Кэпитал Менеджмент". - Конфликт был отложен до изменения политической ситуации в стране, после чего состоялась отставка Фридмана. После ухода Фридмана, возможно, произойдут изменения в капитале компании, а тенденция к созданию альянса с "Роснефтью" возобновится. Тем более что BP выгодней сотрудничать с госкомпаниями".
Взаимоотношения "Роснефти" с ТНК-BP нужно рассматривать не только в свете проблемы шельфа, но и в ракурсе широко обсуждаемых аналитиками планов по консолидации нефтяных активов вокруг одной из государственных корпораций. Как говорят "осведомленные источники", Игорь Сечин вот уже несколько лет, как продвигает идею создания так называемого нефтяного "Газпрома".
Сегодня "Роснефть" - крупнейшая нефтяная компания страны, на нее приходится около четверти всей добычи "черного золота", но до масштабов "Газпрома" она недотягивает. Существуют планы присоединения к "Роснефти" таких структур, как "Транснефть" (нефтепроводы), "Зарубежнефть" (нефтяные активы за границей), "Транснефтепродут" (магистральные продуктопроводы), "Сургутнефтегаз" (4-я по величине нефтекомпания России).
В рамках этой же логики Игорь Сечин, еще будучи вице-премьером, поддержал идею создания нефтесервисного холдинга, выдвинутую губернатором Ханты-Мансийского автомного округа Натальей Комаровой. По мысли авторов идеи, в него, наряду с существующими сервисными компаниями, должны войти подразделения "Зарубежнефти" и "Газпрома".
Стоит вспомнить, что в начале 2011 г., то есть как раз в разгар конфликта вокруг "шельфовой" сделки, "Роснефть" предложила российским акционерам ТНК-BP продать свою долю. Переговоры об этом шли, но ничем не закончились. По одной из версий, запрошенная акционерами ТНК цена - $32 млрд - оказалась неприемлемой. Позже, в середине 2011 г., шли переговоры о выкупе английской доли ТНК, вернее, об ее обмене на акции "Роснефти". Они тоже ничем не завершились. Однако возможный "развод" с BP создает новую почву для возобновления "торговли", хотя переговорные позиции AAR как продавца, которому "жжет руки" собственный товар, стали гораздо слабее, и прежней цены ему уже не дадут.
"Если говорить о переделе нефтяного рынка, то возможен вариант выхода AAR из ТНК-BP, - считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. - Такой вариант уже рассматривался во время сделки между BP, и "Роснефтью", но оценки, называвшиеся в СМИ, были намного выше рынка, и "Роснефть" не согласилась на выкуп доли AAR. Теоретически возможность покупки "Роснефтью" доли в ТНК-BP остается. Если из "Роснефти" планируется построить очередной "Газпром", то такой шаг был бы вполне логичным. Можно расширить возможные варианты консолидации российского нефтяного рынка путем объединения "Роснефти" и "Сургутнефтегаза": на счетах "Сургута" огромные средства, которые были бы очень кстати для "Роснефти".
Стоит также вспомнить, что параллельно с отставкой Фридмана произошел и уход Муртазы Рахимова из "Башнефти" - похоже, "крупные" люди просто разбегаются из ТЭКа.
"В российском нефтяном секторе в дальнейшем усилятся процессы консолидации, поскольку отечественные компании, за исключением ЛУКОЙЛа, не ведут международных проектов и уступают в конкурентоспособности мировым игрокам, - уверен Виктор Марков. - Поэтому государство будет делать ставку на укрупнение компаний, способных вести деятельность на глобальнвх рынках. В этой связи станут укрупняться госкомпании, поскольку у них имеется приоритет в распределении сырьевых ресурсов, а также больше возможностей в кооперации с мировыми игроками. В перспективе может произойти объединение "Башнефти" с крупным российским игроком. Владельцы "Башнефти" уже делали заявления о разочаровании в нефтяном бизнесе".
Запутать следы
Любопытно, что обеспокоенный руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев - главный защитник свободного рынка в правительстве - через несколько дней после назначения нового кабинета заявил, что "Роснефти" не следует укрупняться. Правда, сегодня "точкой кристаллизации" будущего государственного топливно-энергетического холдинга чаще называют уже не "Роснефть", а "Роснефтегаз", который пока что является даже не полноценной компанией, а только "хранилищем" для принадлежащих государству 75% акций "Роснефти", 11% акций "Газпрома" и 7% акций Каспийского трубопроводного консорциума. Но все сразу обратили внимание, что господин Сечин стал членом совета директоров "Роснефтегаза". Кроме того, Владимир Путин подписал указ, в соответствие с которым "Роснефтегаз" будет иметь право входить в капитал приватизируемых компаний топливно-энергетического комплекса. В чем смысл этого "права", пока не совсем ясно, но напрашивается версия, что приватизация ТЭКа будет ненастоящей, и для приватизируемых акций подыскали нового, связанного с государством хозяина. Глядя на все эти маневры, Financial Times написала, что российская программа приватизации госсобственности превращается в "дезинформационную комедию, у которой вполне может и не быть счастливого конца".
Впрочем, поскольку скупка нефтегазовых активов требует денег, а "Роснефтегаз" пока располагает только дивидендами от акций "Роснефти" и "Газпрома", то, возможно, он действительно продаст некоторые миноритарные пакеты акций двух этих корпораций, с тем, чтобы на вырученные средства продолжить процесс консолидации. Пока же активность "Роснефтегаза" выражается в том, что на его базе происходит объединение двух крупнейших сетевых компаний электроэнергетики (ФСК и МРСК) и создание Национальной сетевой компании (НСК). Так что "Роснефегаз" занимается не только нефтью, но и электричеством.
В общественном мнении будущая "блистательная" судьба "Роснефтегаза" постепенно обретает черты практически свершившегося факта. Экс-губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, сенатор Юрий Неелов уже успел публично положительно оценить создание холдинга на базе "Роснефтегаза", поскольку этот шаг заставит "подвинуться" газового монополиста - "Газпром".
Новая олигархия
На этом фоне задача нового руководителя ТНК-BP становится архисложной. Противостоять "зверским" аппетитам российских госкорпораций, затеявших очередной "консолидационный проект", - проблема труднорешаемая, а "обороняться" на фоне острейшего конфликта акционеров, и к тому же после затаенной в высшем руководстве страны обиды - дело безнадежное. А у Михаила Фридмана ведь имеются еще и другие бизнесы.
Правда, BP утверждает, что не собирается покидать совместное предприятие. "Мы остаемся верны будущему успеху ТНК-BP, всем акционерам и России", - цитирует Financial Times представителя компании. В связи с чем нельзя исключать сценарий, что в будущем BP станет миноритарным акционером того же "Роснефтегаза".
Некоторые аналитики связывают отставку Михаила Фридмана еще и с другими "зазубринами", образовавшимися в отношениях между ТНК-BP и государством. Одна из версий - расследования, которые проводит ФАС в отношении компании, борясь с подорожанием бензина. "Отчасти отставка может быть связана с недовольством со стороны властей, которое было не так давно озвучено еще премьером Путиным: государство недовольно низким объемом инвестиций ТНК-BP в трубопроводную инфраструктуру", - предполагает управляющий активами ИК "Грандис Капитал" Андрей Толстоусов.
Но как бы там ни было, складывается впечатление неконструктивности всего происходящего. Российская олигархия - не чисто рыночное явление. Она возникла вследствие поразившего страну глубочайшего экономического неравенства, которое, в свою очередь, появилось на фоне недостатков нашей правовой и политической среды, не позволяющей активно развиваться среднему и малому бизнесу, особенно в сырьевой сфере. Олигархия не показала себя в качестве эталонного менеджера: в кризис она спешит за государственными субсидиями, а в "мирное время" не способна договориться с иностранными партнерами. Сейчас старую олигархию вытесняет новая - полубюрократическая, прячущаяся под "крышами" государственных компаний. Найти хотя бы маленькие плюсы во всех этих процессах крайне сложно», - писал тогда журнал «Компания», № 21 (706) за 2012 год."