"Исполнился год с начала президентской реформы, благодаря которой на свет появился Приволжский федеральный округ. Для политических институтов год - вполне достаточный срок для того, чтобы оценить их эффективность.
В большинстве новых начинаний первый год обычно бывает самым трудным. С самого начала полпредам был выдан своего рода карт-бланш: им приходилось работать при фактическом отсутствии федеральной политики в отношении как регионов, так и округов. В.Путин не мешал своим полпредам, но и не сделал их эксклюзивными фигурами, отвечающими за региональную политику: известны случаи, когда администрация президента вела автономную игру во время губернаторских выборов.
Если говорить о стране в целом, то можно констатировать две основные тенденции. Во-первых, каждый из семи федеральных округов приобрел свое "лицо". Похоже, в этом состояла сознательная линия В.Путина: с одной стороны, он дал полпредам шанс доказать свою состоятельность, а с другой - получил возможность спустя некоторое время сравнить семь различных моделей развития округов и из этого "меню" выбрать самое лучшее.
Во-вторых, за год политическая ситуация в регионах стала более плюралистичной. Новым центром силы стали полпреды. Несколько окрепли позиции региональных парламентов. Вопреки прогнозам, муниципальные власти не были вытеснены на обочину, а в ряде случаев даже активизировались. Во многих регионах закрепились крупнейшие финансово-промышленные группы, могущие стать новыми полюсами влияния.
Что касается конкретно нашего региона, то С.Кириенко удалось вдохнуть в Нижний реформаторский дух, изрядно подзабытый за последние четыре года. Безусловное преимущество приволжского полпреда - способность мыслить концептуально, глобальными категориями (сказывается, видимо, премьерское наследие). С.Кириенко верно почувствовал, что субъекты Федерации подошли к некоему пределу своего развития. Управляемые старыми административными методами, они вступили в полосу кризиса, поскольку им становится все труднее сдерживать натиск мобильных и обладающих разнообразными ресурсами "игроков", в числе которых и крупнейшие финансово-промышленные группы.
Перед лицом новых вызовов регионы должны меняться. Весь вопрос - каким образом и в каком направлении. Основное противоречие здесь состоит в том, что С.Кириенко предполагает избавить регионы от "административного прошлого" с помощью чисто административных методов. Видимо, потому, что других эффективных инструментов в его распоряжении нет. Именно поэтому С.Кириенко часто и справедливо критикуют за то, что он предпочитает решать многие вопросы не публично, а кулуарно. Этот подход явственно просматривается на примере Нижегородской области и Татарстана: общая стратегия полпреда в этих ключевых регионах состоит в том, что можно добиться перемен к лучшему без смены первых лиц. С.Кириенко, похоже, верит в то, что политиков старой, номенклатурно-хозяйственной формации можно убедить в необходимости (или заставить) проводить либеральные экономические преобразования.
Для реализации этой стратегии С.Кириенко вынужден был пойти на слишком очевидное участие в политических баталиях. И это стало источником еще одного противоречия: изначально предполагалось, что полпред - это "менеджер", фигура нейтральная и беспристрастная. На деле же он оказался вовлеченным практически во все крупные скандалы - его отставки требует "Воля народа", пресса обсуждает его близкие отношения с руководителем Нижновэнерго А.Санниковым, а Агентство федеральных расследований FLB уверено, что в распоряжении г-на Кириенко есть "весьма солидный медиахолдинг, включающий пять газет, радиостанцию и телеканал". Коль скоро С.Кириенко - не объективный арбитр, а политик, делающий свои ставки на губернаторских выборах, то стоит удивляться, что он стал излюбленной мишенью для журналистов-разоблачителей.
Будем считать, что следующий, второй год внесет некоторую ясность в то, какая из двух ролей - менеджера или политика - все-таки наиболее адекватна статусу и полномочиям приволжского полпреда. "
- российский государственный и политический деятель. Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с 5 октября 2016 года