FLB: Общественники-экологи изгнали с незаконно захваченных гектаров стройфирму Сергея Матвиенко
"“В небольшом поселке Солнечное близ Петербурга минувшим воскресеньем случилось чудо – к людям вернулось нерукотворное озеро. Местные жители не видели его года два. С тех пор, как некая строительная компания возвела вокруг водоема забор, захватив попутно и несколько лишних гектаров земли. Вернулось озеро не без помощи активистов общественных организаций. Прежде всего, экологических – «Открытый берег» и «Против захвата озер», а также Центра экспертиз «ЭКОМ». Но – по порядку, - пишет сайт “Свободная пресса”.
Курортный район Северной cтолицы, куда входит Солнечное, это часть живописного Карельского перешейка. Сосны, дюны, Финский залив. Популярные санатории и детские базы отдыха. Не только горожане, но и жители многих других регионов страны и зарубежья приезжают сюда «за удивительно чистым воздухом и тишиной».
В последние годы, правда, тишину регулярно нарушают многочисленные большие и малые стройки. В основном элитные. Они тут нынче повсюду, начиная с ближайших к Питеру Лисьего Носа и Сестрорецка, и кончая заповедными Солнечным, Комарово, Репиным. Последние вошли в историю своими именитыми дачниками, среди которых Илья Репин, Корней Чуковский, Анна Ахматова…
Еще в 2004 году некое ООО «Версия» получило под застройку участок в Солнечном. Но то ли деньги у «Версии» к тому времени закончились, то ли идеи. Специалистам Центра экспертиз Общества естествоиспытателей ЭКОМ удалось проследить историю данной фирмы. Была она довольно скромной, до тех пор, пока в 2008 году не вошла в состав группы компаний ЗАО «Империя». Последнюю контролирует Сергей Матвиенко - единственный сын экс-губернатора Петербурга, а ныне - спикера Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко. За данной компанией числится более двух десятков дочерних структур самого разного профиля – от банковских до строительных и фармакологических. При этом Сергей Матвиенко является стопроцентным собственником ЗАО «Империя».
По словам местных жителей, как раз с 2008 года на данном земельном участке и началась стройка. Любознательные граждане быстро выяснили, что собралась «Версия» построить в их славном тихом поселке гостинично-оздоровительный комплекс. Выяснили и удивились: для комплекса приобретенные на берегу озера гектары явно маловаты. Удивлялись до тех пор, пока вокруг стройки не вырос забор. Вокруг стройки и водоема с близлежащим к нему пляжем «Ласковый», которым испокон веков пользовались все желающие, включая ребятишек детского санатория «Солнышко».
- Нашим детям сюда уже года два как вход заказан, - говорят теперь в санатории. - Мы пытались выяснить законность действий строителей, обращались к местной администрации, однако вразумительного ответа не получили.
Популярна у местных байка о том, что Матвиенко-сын вообще «держит» всю округу. Начиная со станции Горская, что у острова Котлин (более известный в народе по крепости Кронштадт). Принадлежащее его компании «Империя» ООО «Кронштадтские паруса» собирается построить на острове комплекс с деловыми, торговыми и жилыми объектами, а еще – «объединенную Военно–морскую академию». Соответствующее соглашение с руководством Минобороны РФ, губернатором Петербурга и банком ВТБ (Сергей Владимирович, замечу к слову, является еще и гендиректором «дочки» группы ВТБ — «ВТБ-Девелопмент») было подписано несколько лет назад.
К этому можно добавить, что здешние места Сергею Матвиенко более чем знакомы. И наверняка любимы, учитывая, что в Комарово находится дача его мамы. Неудивительно, если захотелось что-то построить здесь и для себя. А то, что заявленный «Версией» «гостинично-оздоровительный комплекс» на самом деле просто чей-то загородный особняк, уже мало у кого вызывает сомнения.
- Это по документам значится гостиница. Но ближе к истине – что именно частный загородный дом, - сказал «СП» Илья Пинигин, один из руководителей питерского отделения общественной экологической организации «Открытый берег». - Судя по масштабам здания и тем материалам, которые использовались для его возведения, потрачен не один миллион рублей. Точнее, не одна сотня миллионов. Но для нас не имеет значения, кто для кого что строит. Не надо нарушать законы! Никто не давал права строителям на захват водоема.
Вместе с товарищами по «Открытому берегу», градозащитниками и большой группой местных жителей Илья участвовал в минувшее воскресенье в сносе забора, установленного «Версией» вокруг озера. Точнее, двух заборов – помимо строительного из металлопрофиля, ограждающего земельный участок с выходом к берегу, здесь появился также и чугунный. Этот тянется вокруг всего побережья.
Вооружившись киянками, бензопилой, а также фотоаппаратами, они снесли сначала внешнюю, из профлиста, ограду, а затем и чугунную. Всего протяженностью более 50 метров. Вызванные охранниками особняка полицейские, после ознакомления с предоставленной им активистами документацией, только развели руками: «Все законно!». И быстро ретировались.
Правоохранителей сменил некто Александр Военков, генеральный директор фирмы-подрядчика работ «АСК». По словам участников акции, он требовал «немедленно восстановить забор», кричал, угрожая наказанием «вплоть до тюрьмы».
- А потом как-то сразу успокоился, - говорит Илья Пинигин. - Взялся даже подсказывать нам, как лучше подступиться к чугунным решеткам забора. Видимо, понял, что мы не отступимся.
Помог оформить общественникам-экологам все необходимые документы и выяснить, что происходит за двумя заборами, руководитель Центра ЭКОМ Александр Карпов. Он обратил внимание на то, что застраиваемый участок, во-первых, на полтора гектара больше, чем выделенный. Во-вторых, и в главных, находится почему-то сразу в трех территориальных зонах. Что явно противоречит законам.
- О том, что стройка в Солнечном ведется с нарушениями, мне стало понятно еще несколько месяцев назад, – рассказал корреспонденту «СП» Александр Семенович. – Узнав о жалобах местных жителей, взялся изучить вопрос. Выяснилось, что строительный забор охватывает сразу три, в сущности, несовместимые для застройки зоны. Это зона «ТР-0», где могут находиться только пляжи; зона «ТР-3», где можно возводить гостиницы, и зона «ТР-2» – для строительства небольших кафе и ресторанов. Дальше - больше. Изучая карту, я с большим удивлением обнаружил, что, оказывается, никакого озера (пруда) близ участка нет. То есть, должно быть, оно всегда там было, но на карте нет. Взял другую, третью, из тех, что изданы сравнительно недавно, – то же самое. Было озеро и – пропало.
Тогда-то Карпов и забил тревогу. Подключив членов «Открытого берега», подготовил пакет документов, дающих основание для сноса всех преград на участке. Соблюдены при этом были все необходимые юридические тонкости, приняты во внимание всевозможные мельчайшие нюансы. Это и помогло в итоге успешно провести «Операцию «забор». Без конфликта и долгих выяснений. Редкий пока в России случай!
Но что же застройщики, четвертый год возводящие «гостиничный комплекс» из одного здания? Пытаюсь выяснить у них, кто заказчик «стройки с водозахватом»? В ответ – тишина. Точнее, брошенная телефонная трубка, гудки… Но если есть разрешительные документы на строительство, почему не ответить? Что за тайна?
Та же история и с «Империей» - и там не желают разговаривать ни с местными жителями, ни с градозащитниками, ни с журналистами.
Спрашиваю у Ильи Пинигина:
«СП»:- А был в тот день в Солнечном, когда вы разбирали забор, кто-нибудь из администрации, может быть, депутаты?
- Был один депутат питерского законодательного собрания. Если не ошибаюсь, Кривенченко. Он молча стоял в стороне. Смотрел какое-то время, слушал, а потом вместе с помощниками уехал, не дожидаясь развязки.
«СП»:- Будете добиваться наказания для застройщика за нарушения с захватом озера и лишних гектаров земли?
- Наша главная задача – вернуть все в правовое русло. То есть озеро и проход к пляжу должны быть открыты для всех желающих. А наказание, штрафы… Ну, оштрафуют «Версию» тысяч на 50 - 100 рублей. Им это как укус комара бегемоту – не почувствуют. Нет, тут надо именно добиваться снятия всех заборов.
«СП»:- В наших краях подобное, увы, давно стало чуть ли не обыденном делом…
- Верно. Потому и появилось наше движение. Власть, судя по всему, пустила все на самотек. А мы будем бороться. Буквально на днях я гулял в поселке Репино, соседнем с Солнечным. Там великолепнее сосновые рощи, выходящие прямо к берегу Финского залива. По отношению к некоторым местам, увы, можно так говорить уже в прошедшем времени – были выходы к заливу. В чем я и убедился. Шел по лесной тропе, неожиданно путь мне преградил шлагбаум. Прошел за него, а там коттеджный поселок с многочисленными табличками «Частная территория»… Будем разбираться».
В декабре 2009 года в публикации "Империя" Матвиенко: чем владеет сын губернатора Петербурга" Агентство федеральных расследований рассказывало: «за полтора года до конца губернаторского срока Валентины Матвиенко бизнес–активы ее сына Сергея уже оцениваются примерно в $1 млрд. "Деловой Петербург" составил схему, на которой видно, чем владеет бизнесмен.
Губернаторский срок Валентины Матвиенко истекает через полтора года. Эксперты уверены, что к этому времени Сергей Матвиенко сделает публичными большую часть своих компаний.
Сегодня официально Сергей Матвиенко является гендиректором девелоперской "дочки" группы ВТБ — "ВТБ–Девелопмент", которая ведет такие проекты, как "Набережная Европы" и "Невская ратуша". Но на этом его внедрение в городскую недвижимость не остановилось.
Как частный инвестор Сергей Матвиенко является 100%–ным собственником ЗАО "Империя". Эта компания была создана в том же 2003 году, когда Валентину Матвиенко выбрали на пост губернатора Петербурга. Также Сергей считается владельцем ЗАО "МСТ–холдинг", имеющего 45% акций ОАО "Метроком".
Сейчас за "Империей" числится уже 28 дочерних компаний, осуществляющих деятельность в области девелопмента, перевозок, клининга и медиарынка. Эксперты оценивают бизнес Сергея Матвиенко не менее чем в $1 млрд. Также они не исключают, что в 2011 году, перед окончанием губернаторского срока Валентины Матвиенко, количество его публичных активов может увеличиться.
Сегодня среди самых известных дочерних структур ЗАО "Империя" пять компаний. ЗАО "Параметр" реконструирует здание в Василеостровском районе под гостинично–офисный центр. ООО "Норд–вест менеджмент" реализует проект центра современного искусства "Город Мастеров" практически напротив крейсера "Аврора".
ООО "Кронштадтские паруса" должно построить на острове Котлин комплекс с деловыми, торговыми и жилыми объектами, где также расположится объединенная Военно–морская академия (соглашение о ее строительстве подписано в 2008 году между Минобороны РФ, губернатором Петербурга и банком "ВТБ"). ЗАО "Версия" намерено построить гостинично–оздоровительный комплекс в поселке Солнечное. И, наконец, пятая компания — ООО "Дуглас". Ее "дочки": на 49% — ЗАО "Стремберг", на 18% — ЗАО "Интерферрум–металл" и на 10% — ООО "Киноомск".
Компания "Стремберг" возводит у парка 300–летия Петербурга спортивно–развлекательный комплекс "Питер–Лэнд".
В июне банк "Санкт–Петербург" подал иск к компании и требовал с нее 945 млн рублей, выданных в качестве кредита. Этот суд был выигран банком, но "Стремберг" подал заявление на апелляцию.
Не исключено, что официальное раскрытие Сергея Матвиенко (который обладает 4,12% акций банка) как совладельца позволит компании завершить этот конфликт. Президент и совладелец ЗАО "Стремберг" Александр Кожин (в 2004 году занимал пост председателя комитета по транспортно–транзитной политике Петербурга) отказался комментировать причастность Сергея Матвиенко к компании.
"А я вообще впервые слышу о том, что Сергей имеет отношение к этому проекту", — заявил Вадим Финкельштейн, который вместе с Сергеем Матвиенко создал спортивную лигу "Микс–файт М–1". Кстати, в 2008 году лига получила землю в парке 300–летия Петербурга (рядом с проектом "Стремберг") под строительство Академии боевых искусств.
"Мне предлагал сотрудничество "Стремберг", но у нас разные требования к спортивным объектам, поэтому мы не работаем вместе", — говорит Финкельштейн.
Большинство бизнесменов отказались комментировать бизнес–решения Сергея Матвиенко. Хотя совладелец холдинга "Веда" Александр Матт считает, что вывод компаний в публичное поле необходим Сергею Матвиенко прежде всего с политической точки зрения.
"Чтобы не было догадок и недоразумений, а была информация о том, что его фирма официально получила тот или иной участок, — говорит Матт. — Ну и, конечно, "обеление" активов необходимо для более легкого привлечения средств к проектам". Также он уверен, что продать публичную компанию можно быстрее и дороже, чем офшорную.
Не исключено, что Сергей Матвиенко начал активно выводить свой бизнес в публичное поле именно для продажи. Скорее всего, в покупке такого объема активов может быть заинтересован либо крупный иностранный инвестор, либо окологосударственный банк, либо госструктура, например такая, как "Газпром". Но всем им необходима прозрачность при проведении подобного рода сделок".
- председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с 21 сентября 2011 года. Бывшая губернатор Санкт-Петербурга, бывшая вице-премьер правительства РФ по "социалке"