Хотя, конечно, есть вещи и посерьезнее - типа знаменитых российских сайтов "Агентство федеральных расследований" (www.flb.ru), "Компромат.Ру"
""Публика, освоившаяся в Интернете, является очень специфической и не отражает точку зрения большинства украинского общества". Это факт общеизвестный, которым особенно любят оперировать социологи, политологи и иже с ними, комментируя результаты соцопросов, проведенных в Интернете. Так и говорят - для общества в целом выборка не репрезентативна. Ладно, пусть они себе анализируют, мы пойдем дальше и попробуем задаться другим вопросом: как Сеть (в нашем случае ее политический сегмент) влияет на этих посетителей и как потом, в свою очередь, они влияют на политику вне Сети. Сначала займемся только сетевыми СМИ, не чуждыми политических проблем. Точнее, взаимодействием политических журналистов-сетевиков и тех, кто их читает.
Исход политических журналистов из печатных (и не только) СМИ в Интернет уже стал тенденцией. Возможно, не слишком впечатляющей, если сравнивать их число с количеством тех, кто пишет в Интернете (а ранее трудился в "традиционных" СМИ) о культуре, музыке, развлечениях и т.д. Но, во-первых, вопрос не только в количестве, но и в качестве. А во-вторых, это явление имеет явно выраженную тенденцию к быстрому развитию.
Причин для этого несколько. Во-первых, в сегменте украинской сетевой политики в полном смысле создан простор "для свободы слова" без всяких "демократических регуляторов" типа блиц-встреч с налоговыми, пожарными, службами, огромных судебных исков, лицензирования и перелицензирования и прочих прелестей офф-лайновой прессы. В целом, о причинах, заставляющих политических журналистов уходить в Сеть достаточно много писали после исчезновения Георгия Гонгадзе. Поэтому повторяться не будем, добавив от себя только то, что от добра добра, как правило, не ищут. Как бы то ни было, политические журналисты в украинских сетевых СМИ имеют возможность свободно и в тоже время почти бесконтрольно распространять практически любую информацию (бояться при этом нужно лишь СОРМов -технических средств обеспечения розыскных мероприятий - через которые можно определять компьютер, с которого распространяется информация). Именно благодаря этому политические материалы в Сети отличаются своеобразной агрессивностью, задиристостью и особенным вниманием к "запретным лицам и темам". То есть того, что раньше называли "ярко выраженной злободневностью".
Еще одна характерная черта украинской политики в Интернете - большой процент хорошего интеллектуального стеба. Это во многом определяется спецификой самих материалов в Интернете - пишут коротко, но при этом емко и весело. Кроме того, здесь есть шутки над очень важными государственными лицами, которых больше нигде не сыскать. Пример - рубрика "Политические слухи" на информационном сервере "Политическая Украина" (http: //www.cvu.kiev.ua/cgi/ru mors.cgi).
Интернет-издания могут говорить о многих вещах напрямую, называть вещи своими именами, "цеплять" те фигуры и темы, которые в "традиционных" СМИ предпочитают обходить стороной. Более того, они могут себе позволить роскошь быть в целом объективными (при том, что политические симпатии как и "линия партии" есть и здесь). Другими словами, если печатные и электронные СМИ вынуждены сейчас вспоминать подзабытый советский опыт аллегорий и намеков, то сетевые информационно-аналитические издания похожи на издания времен поздней перестройки и первых лет независимости, когда "можно было очень много и за это ничего не было".
Вторая сторона свободы слова "по-интернетовски" - это свобода "слива". То есть свобода практически безнаказанно сливать непроверенные сведения, компромат, сплетни и проч. о политических деятелях всех рангов и не нести за это юридической ответственности. К примеру, написал некто на заборе матом что-нибудь злобное о политике, которого не любит и довольный пошел себе дальше. Так же и тут: зашел на какой-нибудь форум, сказал свое веское слово и ушел. И пущай народ читает, смеется. Хотя, конечно, есть вещи и посерьезнее - типа знаменитых российских сайтов "Агентство федеральных расследований" (www.flb.ru), "Компромат.Ру" (www.compromat.ru). У нас тоже есть подобные проекты (о них в следующих выпусках рубрики).
Сейчас же несколько слов об аудитории, алкающей политических откровений в Сети. По разным оценкам на сетевых пастбищах регулярно гуляет от 0, 5 до 1% населения Украины. По свежайшим фактам, предоставленным Госкомитетом связи и информатизации постоянными пользователями сети Интернет на начало осени являются 250-260 тыс. жителей Украины, а еще 140-150 тыс. пользуются услугами Интернет время от времени. Не слишком много, учитывая то, что в России год назад было больше двух миллионов посетителей, а сейчас их около 2, 8 млн. Но ведь именно этот неполный процент оказывает максимальное влияние на политическую, экономическую и общественную жизнь. И информация, полученная ими по Сети в дальнейшем "вбрасывается" дальше в общество и оказывает существенное влияние на его развитие, в том числе, в политическом плане. Об украинской политике в Интернете читают большинство журналистов офф-лайновых СМИ, большинство политиков так или иначе получает информацию из политической части Интернета (рассказывают, что некоторые из них предпочитают лично путешествовать по Интернету и даже читать материалы о себе).
Кроме этого, есть еще политические форумы, которые сами по себе способны выступать в роли центров интеллектуального политтворчества и, как это ни громко звучит, содействовать лучшей "жизнедеятельности политических субъектов". И, наконец, среднегодовые темпы роста украинского сегмента сети Интернет составляют около 40%, что не так уж плохо смотрится на фоне среднемировых 50-55%. Так что встречи "на Эльбе" политической журналистики в Интернете и тех, кто ею активно интересуется, обещают уже в ближайшем будущем стать более эффективными для политической жизни в Украине. К вящему удовлетворению всех заинтересованных сторон. "