Выборы президента Якутии как зеркало отечественной демократии
"Общепринято считать, что все значимые политические события происходят в Москве. Но из всякого правила бывают исключения. Иной раз события, происходящие в каком-нибудь удаленном регионе, как в капле воды отражают глубинные проблемы современной российской жизни. В последнее время в центре внимания прессы остается юридическая коллизия, связанная с предстоящими 23 декабря выборами президента Якутии. Основной вопрос, по которому никак не удается прийти к согласию, состоит в том: имеет ли право действующий президент Республики Саха (Якутия) Михаил Николаев выставлять свою кандидатуру на третий срок. За последнее время в различных СМИ прозвучало много противоречивых комментариев по этому поводу. Ситуация, которую эти комментарии были призваны прояснить, оказалась в итоге окончательно запутана. Правильнее будет сказать, что довольно простую в юридическом смысле ситуацию сознательно постарались сделать максимально сложной. Попробуем понять, из-за чего собственно весь сыр-бор.
Как известно, основополагающим принципом демократии является равенство всех перед законом. Если по закону что-то запрещено, то запрещено всем, если разрешено, то опять же всем. Казалось бы, в чем проблема? Михаил Николаев вовсе не первый глава субъекта Федерации, который собирается переизбираться на третий срок. Далеко за примером ходить не надо: президент Татарстана Минтимер Шаймиев возглавляет свою республику в третий раз, совсем недавно на третий срок был переизбран губернатор Орловской области Егор Строев. Их переизбрание прошло без всякого шума. Федеральное законодательство позволяет. Точнее, теперь позволяет! 22 сентября 1999 года Государственной думой был принят Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Пункт 5 статьи 18 данного закона запрещает главе субъекта Федерации переизбираться более двух раз подряд. Однако 8 февраля текущего года (кстати, незадолго до выборов в Татарстане) в закон была добавлена статья 30.1, согласно которой при подсчете сроков пребывания у власти не учитывается тот срок, на который глава субъекта Федерации был избран до вступления в силу вышеупомянутого закона. Поскольку первый раз Шаймиев и Строев были избраны до принятия закона, то первый срок их пребывания у власти им не был засчитан, т.е. с точки зрения закона в 2001 году они были переизбраны на второй срок. Переизбраны без проблем. О своем желании идти на выборы в третий раз заявили президенты Чувашии и Коми. Со стороны главы ЦИК Александра Вешнякова возражений опять не последовало.
Но стоило президенту Якутии заявить о своем намерении последовать примеру коллег, как сразу же начались проблемы. Почему, спрашивается? Михаил Николаев в первый раз тоже был избран до принятия закона "Об общих принципах...", следовательно, действие статьи 30.1 распространяется и на него, т.е. с точки зрения закона сейчас он, как Шаймиев и Строев, имеет право быть переизбранным на второй срок. Закон, как известно, один для всех. Или, быть может, действие вышеупомянутого нормативного акта распространяется лишь на некоторых глав регионов?! Как ни странно, но именно так считает глава ЦИК Александр Вешняков, который в своих заявлениях неоднократно отказывал Николаеву в праве выставлять свою кандидатуру. Причина, оказывается, в том, что статья 67 Конституции Якутии запрещает одному и тому же лицу избираться более двух раз. По поводу этой статьи 25 сентября состоялось специальное заседание Верховного суда, который, не отвергая самого принципа ограничения сроков, признал ее не соответствующей федеральному законодательству в части отсутствия указания на то, что глава Якутии может быть избран не просто не более двух сроков, а двух сроков подряд. Как известно, в случае если есть несоответствие между региональным и федеральным законодательством, то действует федеральный закон. Применительно к нашему случаю это значит, что в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона "Об общих принципах..." Михаил Николаев имеет полное право быть вновь переизбранным на свой пост.
Ситуация, как видим, предельно ясна. Однако, по мнению главы ЦИК, действие статьи 30.1 распространяется лишь на те регионы, в законодательстве которых нет ограничения по числу сроков. Что интересно, в самом Законе "Об общих принципах...", равно как и в каком-нибудь другом федеральном законе, ничего такого не сказано. То, что действие ст. 30.1 распространяется не на все регионы России, это лишь мнение господина Вешнякова, не более того. Однако, с точки зрения главы ЦИК, этого вполне достаточно, чтобы не допустить Михаила Николаева к участию в предвыборной гонке. Очевидно, Александр Вешняков полагает, что его мнение имеет силу закона. Его не смущает, что с юридической точки зрения его утверждение, мягко говоря, странно, поскольку получается, что статья федерального закона действует лишь в том случае, если она не противоречит региональному законодательству, что никак не соотносится с правовым принципом верховенства федерального законодательства над региональным. Более того, утверждение Вешнякова прямо противоречит решению Совета Федерации. В июле этого года Государственная дума специально приняла поправку, которая распространяла действие ст.30. 1 Закона "Об общих принципах..." только на те регионы, в законодательстве которых нет ограничения по срокам, но Совет Федерации не утвердил эту поправку, и она не вступила в юридическую силу. По-видимому, Александр Вешняков или не знает об этом решении, или считает самого себя главнее Совета Федерации.
Впрочем, на этом странности не заканчиваются. Комментируя решение Верховного суда от 25 сентября, ни Александр Вешняков, ни Сергей Шахрай, который выступил с аналогичными заявлениями еще раньше, не посчитали нужным упомянуть, что вопрос о многочисленных несоответствиях между якутскими и федеральными законами стал на повестку дня не 25 сентября, а намного раньше. Еще 3 мая сего года Верховный суд Республики Саха (Якутия) признал несоответствующими федеральному законодательству около половины статей республиканской конституции. Михаил Николаев своевременно представил якутскому парламенту свои предложения по изменению законодательства. Однако не всем депутатам якутского парламента это понравилось. Они в угоду политической конъюнктуре не пожелали расставаться с остатками сепаратизма и спровоцировали целую череду судебных заседаний. Казалось бы, крупные федеральные чиновники Вешняков и Шахрай по долгу службы должны отстаивать верховенство российских законов. Но они почему-то грудью встали на защиту не соответствующей федеральному законодательству 67-й статьи Конституции Республики Саха. "Якутские сепаратисты" и мечтать не смели о таком подарке судьбы.
На первый взгляд ситуация, сложившаяся вокруг выборов президента Якутии, кажется полным абсурдом. Но это лишь на первый взгляд. За внешней нелепостью происходящего ощущается умелая рука режиссера. Республика, богатая алмазами, нефтью, газом, представляет собой лакомый кусочек для олигархических группировок. Многие были бы не прочь запустить руки в "алмазную кладовую" России. Послухам, Николаеву, а также руководителю компании АЛРОСА Штырову неоднократно намекали, что "якутским пирогом" следует делиться, но те не вняли. Строптивых руководителей решено заменить более покладистыми. Желая не допустить к выборам Николаева, олигархи мобилизовали все свои связи в федеральных структурах. В номере от 23 октября в "Новых Известиях" уже сообщалось о том, что на имя одного из заместителей руководителя администрации президента РФ поступило письмо N ЛБ-5211, касающееся президентских выборов в Республике Саха (Якутия). Автор документа, начальник Главного государственно-правового управления администрации президента РФ Лариса Брычева, детально рассмотрев ситуацию, сделала вывод: ничто не мешает Михаилу Николаеву избираться и быть избранным. Однако стараниями противников якутского президента это письмо не получило широкой огласки и благополучно "затерялось" в многочисленных кабинетах на Старой площади. В публикации сайта www.flb.ru раскрывается целый заговор олигархических группировок по захвату власти в Республике Саха и даже приводится его схема. В ней упоминаются фамилии очень известных деятелей бизнеса и политики, в том числе заместитель генпрокурора Василий Колмагоров (кстати, кандидат в президенты Якутии), бывший управделами президента РФ Павел Бородин и другие. Видимо, восторги по поводу окончания олигархического правления оказались преждевременны. Как ни печально, но основным принципом нашей российской демократии, как и прежде, остается принцип "закон, что дышло".
А между тем с высоких трибун по-прежнему звучат слова о том, как важно для России интегрироваться в Европу, войти в сообщество цивилизованных, демократических стран. Только вот цивилизованные страны почему-то совсем не торопятся распахнуть нам свои объятия. Может быть, дело в том, что их представления о демократии сильно отличаются от наших? Особенно в период проведения выборов. "