FLB: Чем больше народ узнает об оппозиции, тем больше ее не одобряет
"«Интересные игры социологов»
Узнаваемость лидеров протестного движения в обществе растет вместе с их антирейтингом
“По результатам различных опросов рейтинг узнаваемости оппозиционеров в обществе за последнее время вырос, однако он никак не прибавляет популярности и политического веса лидерам протеста. Недружелюбное отношение к представителям оппозиции в обществе, так же как и их узнаваемость, динамично растут.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), на сегодняшний день каждому второму россиянину (48%) известна личность оппозиционера Алексея Навального. И если зимой о нем слышали лишь 29% респондентов, то сейчас число знающих ярого борца с коррупцией значительно подросло. Несмотря, казалось бы, на положительную динамику, негативно к Алексею Навальному относятся 43% опрошенных, а положительные эмоции он вызывает у 22% участвующих в опросе граждан. Приблизительно такая же ситуация и с другими оппозиционерами. Самым известным среди них стал экс-парламентарий Геннадий Гудков, лишенный в середине сентября депутатского мандата. О нем слышали 60% респондентов, тогда как еще в феврале он был известен лишь 21%. При этом, что интересно, отрицательное отношение к бывшему эсеру в настоящее время испытывают 43% опрошенных против 29% респондентов по итогам зимних исследований. Координатора «Левого фронта» Сергея Удальцова знают 40% россиян, строчкой ниже в рейтинге узнаваемости числится депутат, член партии «Справедливая Россия» Илья Пономарев с 23%.
Вместе с тем, по сведениям Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), индекс доверия к Владимиру Путину в текущем году с января по середину сентября снизился с 67,7 до 51,4 %. В свою очередь, по сведениям «Левады-Центра», индекс одобрения деятельности президента с апреля по август 2012 года упал с 67 до 63%.
Социолог Леонтий Бызов назвал подобные замеры общественного мнения вполне логичными и ожидаемыми. Он связал непопулярность нынешних лидеров протеста с их тесными отношениями с оппозиционерами 1990-х годов. «О представителях первой волны оппозиции – Немцов, Явлинский – у людей давно сложилось негативное мнение. После декабрьских митингов появилась новая волна оппозиционеров – Навальный, Удальцов, Яшин. И год назад они еще претендовали на роль лидеров протестного движения. Но за прошедший год никто из «новой волны» не смог проявить себя в полной мере. А негативное отношение к ним связано с ассоциациями московской либеральной «тусовки», к которой примыкают лидеры первой волны оппозиционеров», – пояснил г-н Бызов.
Социолог высказал «НИ» мнение, что «шансов стать национальными лидерами» у представителей нынешней оппозиции мало. «Многие из них являются авторами громких лозунгов и людьми одной роли, никакими другими делами они прославиться не смогли», – добавил социолог.
«Падение рейтинга Путина вполне объясняется поляризацией общества. Раньше к нему относились хорошо различные слои общества, сейчас же электоральное ядро сместилось в сторону консервативных и малообразованных слоев общества. Однако рейтинг президента все равно остается достаточно высоким, хотя он утратил прежнее доверие. И, судя по действиям Кремля, вернуть прежнее доверие избирателей он уже вряд ли сможет», – резюмировал Леонтий Бызов.
Политолог Андрей Пионтковский скептически относится к социологическим исследованиям и считает их пропагандистским средством власти.
«Подобные исследования всегда что-то преувеличивают либо уменьшают. Рост узнаваемости оппозиционеров связан с их появлением на экранах и является вполне объективным процессом. Для баланса, безусловно, инструментам пропаганды Кремля нужно было добавить что-то плохое про оппозицию, вот они и написали «антирейтинг», – заявил «НИ» политолог. «Все эти опросы, я считаю, «ни о чем», потому что ответы респонденты дают по инерции, а ответ в таком случае никак не фиксирует степень той же поддержки. Это все интересные игры социологов, но они мало отражают мнения людей», – заключил Андрей Пионтковский”. Надежда Буланова, “Новые известия”, 25 сентября 2012 г."