FLB: За что лишают депутатского мандата за границей?
"«При всей неприятности и несправедливости лишения депутатских полномочий, ничего особенно удивительного в самой по себе этой процедуре нет – возможность изгнать парламентария большинством голосов коллег предусмотрена в законодательствах почти всех стран мира, - пишет сегодня интернет-сайт Slon.Ru.
Основания для лишения мандата могут быть самыми разными. Например, в Латвии депутата могут выгнать из сейма за недостаточно хорошее знание единственного и неповторимого государственного языка. В Македонии – за то, что больше полугода не посещает заседания. В Австралии – за банкротство.
Хотя обычно депутатов разрешают выгонять за скучные и банальные вещи: за нарушение запрета совмещать определенные посты с депутатством, за госизмену, разглашение гостайны, потерю гражданства, участие в коррупционных схемах. Правда, чаще всего требуется сначала дождаться обвинительного приговора суда и только потом уже выгонять голосованием в палате.
За несколько столетий строительства демократии с разделением властей человечество нажило богатейший опыт изгнания парламентариев по самым разным поводам. И Геннадий Гудковпосле потери думского мандата окажется в очень достойной, а главное, перспективной компании.
Англосаксонские изгнанники
Признанный мировой лидер по количеству парламентариев, лишенных мандата, – это Великобритания. Там их накопилось несколько десятков человек. Но связано это не с каким-то особенным беспределом, царящим в Палате общин, а с долгой историей английского парламентаризма.
Большинство исключений из британского парламента произошло еще в XVII веке. Последний раз депутата выгоняли в 1954 году – он подделывал подписи на финансовых поручительствах. Последний случай исключения парламентария от оппозиции был еще раньше, в 1922 году – тот представлял крохотную и недолговечную партию «Народная лига» и попался на финансовых махинациях.
Наконец, последнее изгнание депутата из парламента по политическим мотивам случилось в Великобритании в 1769 году. Тогда Палата общин лишила мандата общественного деятеля, правозащитника и журналиста Джона Уилкса, обвинив его в написании безнравственных порнографических стихов.
Британские политики довольно быстро отучились бороться со своими противниками с помощью исключения из парламента, потому что поняли, что эффект получается ровно противоположный. Избирателей трудно удивить обвинениями в коррупции – они заранее уверены, что все политики – жулики. Скорее, наоборот – раз депутата изгоняют свои, то это значит, что он какой-то особенный, возможно, единственный среди них честный. Поэтому популярность благородного борца с режимом изгнанному парламентарию гарантирована.
Вот, например, в 1712 г. обычного министра обороны Роберта Уолпола выгнали из британского парламента за коррупцию. И это стало поворотным моментом в его карьере. Уолпол приобрел общенациональную известность, легко переизбрался обратно и в 1722 г. стал первым премьер-министром Великобритании. А если бы не лишение мандата, мог бы так и остаться в истории заурядным министром-коррупционером.
Американцы учли опыт своей метрополии, и за два с лишним века истории Конгресса США там не случилось ни одного исключения по мотивам, похожим на политические. Всего исключений было целых 20. Одного лишили мандата в XVIII веке за участие в проанглийском заговоре, еще 17 – в 1861–62 годах за то, что перешли на сторону Конфедерации во время гражданской войны Севера и Юга. Последние два вылетели за взяточничество относительно недавно (в 1980 и 2002) – после обвинительных приговоров суда они замешкались с добровольной отставкой, потому пришлось выгонять голосованием коллег.
Мандат за Брейвика
В континентальной Западной Европе депутатов выгоняют из парламентов гораздо менее охотно, чем в Великобритании. Во многих странах – типа Франции, Норвегии, Кипра – такая процедура вообще не предусмотрена законодательством. Раз люди сами человека выбрали, то только они сами и могут его уволить. Или эта процедура максимально затруднена: например, в Финляндии для лишения мандата требуется, чтобы «за» проголосовало даже не две трети, а пять шестых от состава палаты.
Если не брать каких-то революционных или военных событий, то последнее крупное изгнание депутатов по политическим мотивам в Западной Европе произошло в Швейцарии. В 1941 году швейцарские власти запретили местную компартию и исключили из парламента сразу четверых избравшихся от нее депутатов. Хотя назвать 1941 год мирным трудно даже в нейтральной Швейцарии.
Сейчас европейцы уже не видят в депутатах-коммунистах ничего страшного и никуда их не выгоняют. Терпят в парламентах даже неонацистов, чтобы не создавать им образ гонимых борцов за народное счастье. Неонацисты из «Национал-демократической партии Германии», заседающие в паре региональных парламентов, много раз пытались спровоцировать своих коллег-депутатов на идеологические репрессии. То откажутся почтить память жертв Холокоста минутой молчания, то придут на заседание в футболках с неонацистскими надписями. Но до лишения мандата никогда не доходило – только выговоры, штрафы и запреты участвовать в нескольких ближайших сессиях.
Правда, депутат бывает сам вынужден подать в отставку под давлением коллег. После терактов в Норвегии австрийский ультраправый парламентарий Вернер Кёнигсхофер неправильно интерпретировал генеральную линию родной «Партии свободы» и написал у себя «Фейсбуке», что исламисты и аборты погубили гораздо больше европейцев, чем Брейвик. Сравнение не оценили, «Партия свободы» решила, наоборот, как можно сильнее дистанцироваться от Брейвика и в качестве доказательства своей решимости показательно наказала Кёнигсхофера. Его публично раскритиковали, исключили из фракции, из партии, лишили иммунитета, он перестал появляться на заседаниях, а потом сам сдал мандат «по состоянию здоровья».
Мандат за отчет о колхозе
Последние 20 лет у политиков Восточной Европы были почти неограниченные возможности гонять своих противников из парламента, потому что там действовали законы о люстрации. Но даже в Польше и Чехии, где правила люстрации были самыми жесткими, эти нормы использовались в основном против чиновников из исполнительной власти, а избранных народом депутатов старались не трогать.
В Чехии с самого распада Чехословакии в парламенте постоянно сидит внушительная фракция коммунистов, многие из которых при советской власти сотрудничали с кем только можно. Но их не трогают. Не пускают в правительство, бойкотируют их инициативы, но из парламента не выгоняют.
В Польше все, кто в коммунистическом прошлом сотрудничал с органами госбезопасности, должны были публично покаяться, перед тем как получить право занимать какие-либо должности в госаппарате. Покаяние состояло в том, что нужно было подать заявления с подробным описанием своего сотрудничества в соответствующие инстанции. Кто не подал или наврал в покаянном заявлении – тут же увольняется с общественной работы.
Скандалы вокруг недолюстрированных чиновников периодически возникают до сих пор. То дипломат какой-нибудь окажется без покаяния, то мэр. Но депутат за все время был всего один – Рышард Смолярек. Он успел 12 лет прозаседать в Сейме свободной Польши, когда в 2001 году выяснилось, что он не сообщил куда следует о своем сотрудничестве с коммунистической контрразведкой под псевдонимом «Моника» (естественно, пани).
По словам самого Смолярека, он просто один раз написал для госбезопасности отчет о своей студенческой практике в колхозе. Но его все равно лишили депутатского мандата и как «люстрационному лжецу» (есть и такое понятие в польском праве) запретили в течение ближайших 10 лет занимать какие-либо должности в госаппарате. К счастью, коммунистическое прошлое не помешало Смоляреку устроиться на работу в польско-белорусскую палату экономического сотрудничества.
Мандат за любовь к коке
Очень умело своим изгнанием из парламента воспользовался малоизвестный активист боливийского профсоюза производителей коки Эво Моралес. В 2002 году тогда еще продажное правительство Боливии по указке Вашингтона решило уничтожить плантации коки в родной для Моралеса провинции Чапаре, которую он – простой депутат – представлял в парламенте.
Выращивающие коку фермеры оказались недовольны такой борьбой с производством наркотиков и устроили массовые акции протеста. Правительству пришлось привлечь к операции полицию и войска. Протестующих фермеров стали разгонять силой.
Тогда депутат Моралес встал на сторону крестьян и призвал их смело оказывать вооруженное сопротивление силам правопорядка. Те послушались и убили троих солдат и полицейского. Через четыре дня коллеги Моралеса по парламенту проголосовали за то, чтобы лишить его мандата.
После изгнания Моралес тут же стал признанным лидером боливийской оппозиции и возглавил протесты против действующей власти. Своими митингами он вынудил уйти в отставку одного за другим двух боливийских президентов, пока в 2005 году не добился проведения досрочных президентских выборов, которые выиграл уже в первом туре, обогнав почти в два раза своего ближайшего конкурента. С тех пор в Боливии можно выращивать коку, ничего не опасаясь.
Мандат за платок
Наверное, обиднее всего было лишиться мандата турецкой депутатке Мерве Кавакчи. Ее выгнали из парламента Турции за неправильную форму одежды. В 1999 г., попав в парламент по списку исламистской «Партии добродетели», Кавакчи пришла приносить депутатскую присягу с покрытой головой. Не в каком-нибудь задраенном хиджабе, где только глаза видны – и то через сеточку, а в обычном платке.
Тем не менее, присягу ей принести не дали и выгнали с заседания. А весной 2001 года вообще отобрали депутатский мандат, а заодно и турецкое гражданство. Формально – из-за того, что она вовремя не проинформировала турецкие власти о том, что получила второе гражданство в США, хотя само по себе это не противозаконно.
Всего через полтора года после изгнания Кавакчи к власти в Турции пришли исламисты, и платок стала носить даже первая леди. В 2007 г. Страсбургский суд признал запрет покрывать голову в парламенте нарушением прав человека. А весной 2012 года мечта Кавакчи, наконец, сбылась. Впервые в истории турецкого парламентаризма женщина-депутат Хаджер Эшут принесли присягу, не снимая платка.
Саму Кавакчи новые исламистские власти Турции тоже не забыли. Недавно ее восстановили во всех правах, которые полагаются бывшему депутату, включая право на депутатскую пенсию, и вернули ее фото в парламентский альбом.
Мандат за $330
Индия больше других стран мира старается, чтобы человечество не забывало про славную традицию лишать парламентариев мандата по политическим мотивам. Правда, формально депутатов-изгнанников для порядка обычно ловят на какой-нибудь взятке. Но политическую составляющих в таких делах все равно ни от кого не спрячешь, потому что уличить в коррупции можно каждого индийского чиновника.
Недавно индийцы поставили рекорд по количеству единовременно исключенных депутатов в мирное время – выгнали 11 человек за раз. 10 парламентариев из нижней палаты и еще одного из верхней. Журналисты одного из телеканалов устроили для этих бедняг обычную провокацию: представились сотрудниками выдуманной организации и предложили денег за лоббирование. Разговоры снимались скрытой камерой, а записи потом пустили в эфир.
Дело было довольно невинное. Депутаты просто согласились задать во время заседания определенные вопросы, вроде как выгодные лоббисту. Размер взяток даже страшно называть: от $330 до $2400 по тогдашнему курсу. Но руководство Индии решило сделать это дело показательным и выгнало из парламента все 11 человек. Так получилось, что из 11 изгнанников всего один принадлежал к правящей партии, а 9 входили в крупнейшую оппозиционную фракцию. Оппозиционеры протестовали и демонстративно покинули зал заседаний во время голосования, но тех все равно выгнали – без решения суда и простым большинством голосов.
Хотя самым зрелищным в истории парламентских изгнаний Индии было исключение Индиры Ганди в 1978 году. После того, как она несколько лет гоняла оппозицию по углам и тюрьмам во время чрезвычайного положения, индийская оппозиция смогла объединиться и выиграть выборы 1977 года.
Всемогущая премьерша вдруг оказалась низведена до положения обычного депутата, но злопамятные противники решили лишить ее и этой малости. В декабре 1978 года, после семи дней дебатов индийский парламент проголосовал за то, чтобы лишить Индиру Ганди депутатского мандата, обвинив ее в том, что она мешала расследованию коррупционных дел против ее сына Санджая.
Но Индира наплевала на итоги голосования и заявила, что не собирается никуда уходить из зала заседаний. Поэтому через несколько часов за ней приехала полиция, арестовала и прямо оттуда увезла в тюрьму.
Правда, для оппозиционных мстителей эта история закончилась не очень хорошо. Разобравшись с Ганди, они не смогли договориться между собой о дальнейших действиях, и их правительство распалось. А Индира, благодаря нескольким дням в тюрьме, вернула себе былую популярность и уже через год снова стала премьер-министром»."