FLB: Счетная палата РФ не смогла понять, почему госденьги на подготовку Олимпиады в Сочи раздают оффшорам
"Олимпийские кредиты ушли в оффшор
Счетная палата не нашла связей между олимпийскими заемщиками и их конечными владельцами
«По информации «Известий», Счетная палата в летом проверяла кредитную составляющую Олимпиады в Сочи. Контрольное ведомство выявило ряд рисков, рассказал источник, знакомый с результатами проверки. Например, заемщики — получатели госсредств являются лишь проектными компаниями, которые могут не выполнить финансовых обязательств, говорит источник в Счетной палате. Как заключили аудиторы, ответственных за расходование средств найти не удастся — конечные бенефициары юридически не связаны с застройщиками в рамках российского законодательства. Проверка Счетной палаты показала, что риски, связанные с возвратом бюджетных средств, выделяемых на олимпийские объекты, фактически перенесены на плечи государства.
Документальных связей нет
В мае президент настоятельно рекомендовал инвесторам участвующим в строительстве Олимпийских объектов не увеличивать их стоимость. Однако это указание едва ли подействовало на участников сочинского проекта. По словам собеседника «Известий» в СП, большинство олимпийских проектов не окупятся. Несмотря на это, затраты продолжают увеличиваться, провоцируя рост рисков, связанных с невозвратом бюджетных средств инвесторами.
Источник в Счетной палате отмечает, что компании, обратившиеся за кредитами, являются проектными фирмами, не обладающими достаточным объемом собственных средств. Более того, они не имеют документально подтвержденных юридических связей с конечными бенефициарами. В случае неудачи эти компании будет сложно привлечь к ответственности, считают аудиторы. При этом бенефициары делают всё, чтобы в проекте участвовали только аффилированные с ними компании, входящие в группу, к которой относится и сам заемщик, сообщил собеседник о выводах Счетной палаты.
Конечные бенефициары олимпийских заемщиков действительно известны.
Например, вторая по размеру кредитная линия от ВЭБа — у «РогСибАла», которую связывают со структурами Олега Дерипаски. «РогСибАл» занимается строительством основной олимпийской деревни, комплекса зданий для размещения олимпийской семьи и международного Паралимпийского комитета. Недавно одобренный ВЭБом новый лимит кредитования — порядка 22 млрд рублей (ранее — 18 млрд рублей). Владелец «РогСибАла» — ООО «Имеретинская Ривьера» — принадлежит кипрской компании Spitzmar Limited.
Еще одна компания Дерипаски, задействованная на олимпийской стройке, — ООО «Порт Сочи Имеретинский» — недавно достроила грузовой район порта Сочи. Инвестиции ВЭБа составили 4 млрд рублей. На дальнейшее перепрофилирование порта в яхтенную марину «Базэл» просит еще 2,68 млрд рублей, но ВЭБ пока медлит с инвестициями. Компания находится в собственности кипрской Rightstreet Limited.
Кубанско-карибский Nodaway
ООО «Итера-СпортСтрой» возводит офисное здание в Имеретинской низменности для персонала автономной некоммерческой организации «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи». Привлеченный кредит от ВЭБа составляет порядка 4 млрд рублей. Компания входит в структуру международной группы «Итера», принадлежащей нефтегазовому магнату Игорю Макарову. По данным ЕГРЮЛ, ООО «Итера-СпортСтрой» принадлежит ООО «Итера-Инвест-Строй», 99% акций которой принадлежит кипрской компании Itera Group Limited, остальными акциями владеет ЗАО «ТЭК «Итера-Русь».
Есть, однако, и более загадочные компании. Сообщалось, что ОАО «Сочи-Парк», которое будет строить антидопинговую лабораторию, тематический олимпийский парк и гостиницу, принадлежит департаменту имущества Краснодарского края. Однако «Сочи-Парк», согласно информации официальному серверу раскрытия информации о компании, с 2010 года на 90% принадлежит компании Nodaway Ltd, зарегистрированной в карибской юрисдикции, на островах Сент-Китс и Невис.
В январе этого года губернатор Краснодарского края Александр Ткачев ходатайствовал перед президентом о пересмотре соотношений финансирования объектов. Вместо изначального кредита ВЭБа в размере 13,2 млрд рублей Ткачев попросил изменить пропорции собственных и заемных средств в пользу застройщика. Таким образом, компании потребовался кредит от банка в размере 16,3 млрд рублей.
Приведенные в качестве примеров проектные компании (их, среди прочих, и проверяла Счетная палата), а также их бенефициары предоставить комментариев не смогли.
— Мы не сможем прокомментировать ваш запрос, — заявила «Известиям» сотрудница пресс-службы «Олимпстроя» Сима Айвазян.
Партнер юридической фирмы Baker & McKenzie Эдуард Бекещенко удивляется, почему Счетная палата не смогла найти документальных подтверждений связи между бенефициарами и проектными компаниями, названия которых вписаны в олимпийскую программу.
— Когда юридической связи между офшором и конечным бенефициаром нет, то это скорее исключение, чем правило, — говорит собеседник, который рисует довольно печальную картину. — Взыскать средства по решению суда можно только у такой офшорной компании, у которой есть имущество. Это возможно не только по месту регистрации, но и в месте нахождения имущества. В иностранных судах дело может рассматриваться не год, а 3–5 лет, и судебные расходы могут быть значительно выше, чем в судах России. Поэтому часто с такими компаниями нет смысла судиться, если нет поручителей, к которым можно предъявить требования при неисполнении обязательств офшорной компанией. При этом следует отметить, что большинство офшорных компаний организуются именно как юридические лица без какого-либо имущества.
Копий поручений правительства не оказалось
Источник «Известий» в Счетной палате добавил, что у ведомства оказалась масса претензий к ВЭБу. Так, несмотря на ненадежный статус компаний, ВЭБ продолжает финансировать заведомо убыточные олимпийские проекты, нарушая собственные нормативные документы, объясняя это срочными поручениями правительства. При этом при проверке Счетной палатой документации, согласно которой принимались решения, копий поручений у ВЭБа не оказалось. По словам источника, на момент выдачи кредитов на олимпийские объекты госкорпорация в некоторых случаях не проводила комплексной экспертизы заявок заемщиков.
Более того, ВЭБом были делегированы функции надзора за расходованием выделенных средств компаниям, услуги которых оплачивали заемщики. Причем надзорные компании нанимал не банк, продолжает собеседник «Известий», — решение принималось в рамках трехстороннего договора между банком, заемщиком и надзорной компанией. В Счетной палате считают, что подобная схема предполагает коррупционную составляющую. Например, в рамках трехстороннего соглашения ВЭБ делегировал свои полномочия по надзору за расходованием средств компаниям ООО «НЭО Центр», кипрской Aecom Russia Limited и ООО «Инжиниринговая компания «2К». Аудиторы не понимают, почему возникло решение передать функции контроля внешним надзорным структурам при условии, что ВЭБ обладает необходимой собственной инфраструктурой для контроля и технической поддержки.
Всего на олимпийские объекты, по информации «Известий», ВЭБ собирается выделить свыше 150 млрд рублей. Во Внешэкономбанке от комментариев отказались. Впрочем, госкорпорация свои потери компенсирует за счет бюджета. 2 апреля 2012 года правительство издало распоряжение № 424-р, по которому с 2014 года из федерального бюджета Внешэкономбанку будут выделяться специальные субсидии. Их цель — покрытие убытков по кредитам, выданным операторам олимпийских объектов. В весенних письмах к Минфину, с содержанием которых ознакомились «Известия», ВЭБ оценивал свои будущие убытки в 92 млрд рублей». Александра Ермакова, «Известия»"