Судьба "оборонки" зависит от "Росвооружения". И там это знают
"Американcкий еженедельник "Defense News" опубликовал рейтинг-лист ста крупнейших мировых компаний, занимающихся торговлей оружием. В него вошли и четыре российские фирмы. Это, понятное дело, - госкомпания "Росвооружение". В 1999 году она заняла 12-е место с совокупным доходом в 2,83 миллиарда долларов. Затем идет АВПК "Сухой" (39-е место, 800 миллионов долларов), за ним "Северная верфь" (78-е место, 320 миллионов) и последний среди наших - концерн "Антей" (91-е место, 250 миллионов). И хотя в госкомпании считают, что этот топ-лист свидетельствует о больших успехах в их работе: "Росвооружение" поднялось на две ступеньки вверх по сравнению с предыдущим годом, - на самом деле никаких принципиальных изменений в системе торговли оружием у нас в стране не произошло. И произойти пока не может. Так как "сливки" с этих внешнеторговых операций продолжают снимать, как уже писала "ОГ" (№ 21 за 25-31 мая с. г.), не производители без преувеличения лучших в мире образцов вооружений, а бесчисленные посредники и различные финансовые группы, которым в абсолютном большинстве случаев достается львиная доля от стоимости оружейного контракта. Если вглядеться в топ-лист еженедельника, можно заметить: впереди "Росвооружения" идут такие технологические и производственные "монстры", как "Lockheed Martin" (совокупный доход 25,5 миллиарда долларов), корпорация "Boeing" (58 миллиардов), английская BAE SYSTEMS (19,4 миллиарда), французский "Thomson" (6,5 миллиарда) и другие зарубежные фирмы, производящие корабли, ракеты, бронетранспортеры, военную электронику и прочие средства обеспечения боя. А среди ста компаний, лидирующих в торговле оружием, только две ничего не производят, но зато продают то, что сделали другие. Кроме "Росвоора", это китайское Агентство по импорту и экспорту "China National Aerotech". Торговля оружием сохранила в России советский принцип: боевую технику выпускают многие - продают единицы. Это наиболее близкие к руководству государства организации. И первая среди них - "Росвооружение", которая стала как бы ниппель-клапаном для пропуска оборонных предприятий на внешний рынок. Многие крупнейшие заводы, которые в силу известных причин давно не имеют заказов Минобороны, сейчас стоят перед компанией буквально в позе убогого нищего - подайте (организуйте) зарубежный контракт, или мы помрем с голоду. Такая ситуация позволяет некоторым руководителям "Росвоора" выкручивать подобным просителям руки, заставлять подписывать контракты, которые выгодны в первую очередь не производственникам, а дружественным компании банкам или высоким чиновничьим структурам и отдельным личностям. К примеру, в Кремле, Белом доме, на Лубянке или на Арбатской площади... Впрочем, "Росвооружение", будучи по своему статусу федеральным унитарным государственным предприятием, к самому государству имеет весьма опосредованное отношение. Государству в ней принадлежат только здания, в которых располагается фирма, и должность генерального директора, которого назначает своим указом президент. За внутрихозяйственную экономическую деятельность этот гендиректор (по уставу компании) ответственен только перед самим собой. Ни наблюдательного совета, ни совета директоров у него нет. Нет, понятно, и акционеров, которые могут спросить, куда и как потрачены деньги. Захотел, предположим, гендиректор "Росвооружения" произвести ремонт своего кабинета, зала приемов иностранных делегаций, квартир для конфиденциальных переговоров и т. д. на пару миллионов долларов - сделал. А то, что ремонт может стоить в два раза меньше, что часть средств, выделенных на него, могла уйти неизвестно куда и неясно кому, никто не докажет. Есть у гендиректора возможность потратить деньги компании и на другие, весьма сомнительные цели. Например, завести себе личную охрану, чьи услуги могут обходиться в 65 тысяч долларов. Кто рассудит, стоит она этих денег или нет. Есть "легальные" способы потратить заработанные на внешнеэкономической сделке суммы, чтобы и комар носа не подточил. Можно даже свести к нулю годовой баланс своей фирмы, наделать многомиллионные долги и, не исключено, из-за непрофессионализма или безалаберности разорить какое-либо оборонное предприятие. Ни Счетная палата, ни прокуратура слова сказать не смогут. Потому что первая проверяет правильность использования государственной собственности, а здания "Росвоора" никто не перепродавал. А вторая анализирует соблюдение уголовного кодекса. Нет таких нарушений - и привлекать не за что. Даже помощник президента по международному сотрудничеству, который курирует торговлю оружием, конкретные претензии за экономические просчеты руководству компании вряд ли сможет предъявить. У него нет механизма, c помощью которого можно проверить огромную и совершенно секретную бухгалтерию госкомпании. Ну а если и проверит, то "придраться" к чему-либо тоже крайне сложно. Всегда есть возможность возразить: плохо продается наше "железо", да и зарубежные конкуренты заели. Единственный способ поставить на место такого гендиректора - подать предложение президенту о его отставке. Что можно противопоставить этому своеволию и реальной возможности для монополиста-посредника поживиться за чужой счет? По мнению многих специалистов, с которыми мне довелось беседовать, только такой шаг, как акционирование "Росвооружения". Пусть государству в нем принадлежит блокирующий пакет акций, но остальные пакеты должны принадлежать крупнейшим конструкторским бюро и производителям отечественного оружия. Тогда и надлежащий контроль за внутрихозяйственной экономической деятельностью компании можно будет наладить, и финансовые интересы акционеров максимально соблюсти. Но акционирование "Росвоора" только первый, самый простой этап в перестройке всей системы торговли оружием. В России должны наконец появиться такие финансово-промышленные гиганты, как те же "Boeing" и "Lockheed Martin". У нас ведь до сих пор, при крайне обнищавших, практически погибающих оборонных заводах, существует излишнее количество фирм, которые производят однотипную военную продукцию. Самые известные среди них только в Санкт-Петербурге - "Балтийский завод" и "Адмиралтейские верфи", а еще есть "Северная верфь", ЦКБ и завод "Алмаз", которые делают корабли на воздушных подушках и на подводных крыльях. В Москве - авиационные фирмы АВПК "Сухой" и МАПО "МиГ". Создатели знаменитых систем ПВО С-300ПМУ и С-300В фирмы "Алмаз" и "Антей"... Перечислять можно долго. Ни одна из стран богатейшей Европы не в состоянии создать истребитель пятого поколения, поэтому Евросоюз и объединяет усилия своего ВПК для этой цели. А в нищей России сразу две фирмы вкладывают в такую задачу последние центы, доставшиеся им от внешнеэкономической деятельности. Но сосредоточить свои усилия на единой цели, вместе с надежными финансовыми структурами, с высококлассными специалистами авиационного департамента того же "Росвоора" создать корпорацию "Сухой МиГ" или "МиГ Сухого", а заодно и истребитель под такой маркой пока не собирается никто из них. Через амбиции никак не переступить. А между тем примеры подобного финансово-промышленного и, как принято говорить сейчас, управленческого сотрудничества уже есть. Их, в частности, можно обнаружить в первых успехах московской корпорации "Новые программы и концепции", в которой объединены и производители оружия, и КБ, и банки, и менеджмент. По отдельным, но комплексным направлениям - "Судостроение", "Радиокомплекс", "Машиностроение", "Авиастроение"... Правда, внешнеэкономической деятельностью компания не занимается, отдав ее на откуп "Росвооружению". Потому, видимо, и не входит в топ-лист еженедельника "Defense News". "