FLB: Администрация президента «прощупывает» настроения владельцев недвижимости за рубежом. Либералы пытаются спустить ситуацию «на торомзах», а у силовиков нет инструментов для «экспроприации»
"«В Госдуму внесены сразу два законопроекта, которые ужесточают контроль за зарубежными активами чиновников. Один из них требует от чиновников избавиться от заграничного имущества, а второй лишь обязывает публично сообщить о том, что у них есть собственность в другом государстве, - написали «Известия».
Источник в Кремле объясняет, что более жесткий и более мягкий варианты понадобились, чтобы прощупать общественное мнение. При этом, отмечает он, у власти есть четкая установка ужесточить контроль за иностранным имуществом чиновников.
Напомним, что первым был внесен мягкий вариант — в последние дни весенней сессии Госдумы его составили вице-спикер от «Единой России» Сергей Железняк и «эсер» Илья Пономарев. Вдохновившись этой идеей, группа депутатов от всех четырех фракций написала более жесткий законопроект, который обязывает практически всех чиновников — от депутатов до силовиков — и вовсе избавиться до середины 2013 года от всех иностранных владений.
В администрации президента утверждают, что не прикладывали руку ни к одному из этих законопроектов.
— Мы были в курсе, что оба документа готовятся, и ни против одного из них не возражали. Дальнейшее — предмет внутридумских дискуссий, — говорит источник в Кремле.
По его словам, у АП в данной ситуации нет предпочтений.
— Надо сначала посмотреть, в каком направлении будет развиваться дискуссия, — поясняет собеседник «Известий», уточняя, что речь идет в том числе о публикациях в СМИ, высказываниях в интернет-среде.
Не исключено, продолжает источник, что в итоге будет принят какой-то компромиссный вариант закона.
— В целом идею ужесточить контроль над доходами и имуществом чиновников мы разделяем. Если ты хочешь иметь дом в Сен-Тропе, не иди в чиновники и депутаты. Во всех странах по отношению к чиновничеству используются очень жесткие ограничительные меры, а у нас молодые люди хотят быть чиновниками, потому что эта работа более выгодная, чем бизнес, — сетует собеседник «Известий».
В Кремле решительно настроены «пристегнуть чиновников к Родине», говорит собеседник «Известий».
— Если будет принят более жесткий вариант, значит, власть готова решительно бороться и продемонстрирует готовность совершить несколько публичных «казней». А они реально ожидаются, — утверждает источник.
За более мягким вариантом законопроекта стоит либеральная часть элиты — первый вице-премьер Игорь Шувалов, рассказал собеседник «Известий». За жестким — силовики — они имеют много информации, но у них нет инструмента, чтобы ею воспользоваться.
Сами авторы законопроектов никак не могут определиться, кому же принадлежит пальма первенства. Один из авторов жесткого законопроекта — депутат-«эсер» Александр Агеев рассказал «Известиям», что изначально идея принадлежала «Справедливой России». Соавтор Агеева — единоросс и «фронтовик» Вячеслав Лысаков, напротив, считает, что идея родилась «в недрах «Народного фронта».
По словам Лысакова, формально спусковым крючком для написания более жесткого законопроекта действительно стал документ, внесенный Пономаревым и Железняком.
— Но тему контроля над доходами и имуществом чиновников актив ОНФ обсуждал между собой и ранее, — утверждает депутат.
Между тем среди соавторов документа фигурируют представители оппозиционных думских фракций, которые к ОНФ никакого отношения не имеют.
— Дело в том, что «Народный фронт» — более представительная структура, чем любая партия, — говорит Лысаков. — Наша инициатива отражает запрос широких народных масс на контроль за чиновниками и депутатами.
Тем не менее, сами авторы жесткого законопроекта не верят, что их вариант поддержат. Агеев считает, что, скорее всего, будет принят вариант Железняка, а Лысаков оценивает шансы 50:50.
Автор более «мягкого» варианта вице-спикер Сергей Железняк заявил «Известиям», что готов проголосовать за второй законопроект, если правовая экспертиза установит, что он не ущемляет прав граждан. Свой вариант он, кстати, уже отправил на такую экспертизу, и никаких нарушений прав граждан в нем правоведы не нашли.
— Понятно, что более жесткий вариант будет пользоваться большей поддержкой у населения. Необходимо действовать безотлагательно, прежде всего установить объем того имущества, которое есть у чиновников за границей, — говорит Железняк. — Если правовая экспертиза установит, что полный запрет на владение имуществом за рубежом обоснован и соответствует Конституции, я буду готов его поддержать и занять более жесткую позицию.
Вице-спикер также отметил, что слухи о размере иностранной недвижимости чиновников сильно преувеличены. Тем не менее ряд коллег Железняка уже начали пытаться найти лазейки в предложенных законопроектах.
— Никаких серьезных лазеек в обоих вариантах нет, и подобные заявления звучат со стороны людей, либо неискушенных, либо неграмотных, — отметил Железняк. Он уверен, что, когда один из вариантов законопроекта будет принят, иностранные власти с удовольствием поделятся всей информацией об имуществе должностных лиц в рамках сотрудничества по борьбе с коррупцией».
Накануне в публикации «Элита не сдает недвижимость» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «идея запретить чиновникам иметь заграничные активы вызвала в рядах народных избранников и силовиков резкую критику. Законопроект, внесенный представителями всех думских фракций, предлагает госслужащим разных уровней, депутатам, сенаторам, силовикам, а также их супругам и детям избавиться от недвижимости, ценных бумаг и счетов заграницей до 1 июня 2013. Однако представители этих структур с иностранным имуществом расставаться не торопятся, считая инициативу антиконституционной. Некоторые упирают на то, что в виду сегодняшнего падения цен на иностранную недвижимость понесут значительные потери при продаже.
Если законопроект все же вступит в силу, только депутаты потеряют более 8,5 тысяч кв.м. заграничных владений. По официальным данным деклараций иностранной недвижимостью могут похвастаться 18 народных избранников и их семей.
(В публикации «Сдавайте недвижимость, господа!» Агентство федеральных расследований FLB рассказало о наиболее известных депутатах и сенаторах, владеющих собственностью за рубежом).
- Любое ограничение права является неправильным. Безусловно, доходы должны декларироваться, чтобы любой гражданин мог судить честным ли путем они заработаны, – считает глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров.
В собственности его семьи два земельных участка - 1489 и 1426 кв.м. и дом в Испании.
– Возможно, депутатам в период летних каникул нечего делать – предположил он.
Хотя и не исключает, что инициатива вполне может быть реализована на практике. На вопрос «Известий» готов ли он в таком случае проститься с зарубежным имуществом, парламентарий возмутился: «Я что, похож на сумасшедшего?».
Еще один поклонник Испании (в этой стране у депутата в собственности квартира), единоросс Владимир Поцяпун.
- Я южный человек, но мне курорты Краснодарского края не по карману – сетует он. Если недвижимость или счета открываются на честно заработанные, «белые» деньги, почему мы должны себя ограничивать? – негодует Поцяпун.
По его словам, он еще не принял решения, что делать «с непосильно нажитым за бугром», но полагает, что с трудностями по выполнению распоряжения столкнуться большое количество российских чиновников и госслужащих.
- В Европе сейчас кризис, недвижимость дешевая. Люди просто не смогут продать ее за те деньги, за которые ее покупали ранее. Особенно если это будет происходить одновременно, – прогнозирует единоросс.
Депутат Людмила Огородова недоумевает, как ее квартира в 85 кв. м. в Черногории может стать предметом давления со стороны иностранных государств:
- Я понимаю, если бы запрет накладывался на бизнес-деятельность, я, например, рассматривала заграничную недвижимость как обычное вложение денег.
Огородова уже нашла выход, как сохранить иностранную собственность в семье.
– Я не вижу никаких противоречий, если передам эту квартиру родственникам: как я поняла, по этому закону отказаться должны только несовершеннолетние дети, а у меня ребенок совершеннолетний.
Могут пойти с молотка и заграничные активы других депутатов, например, самого богатого депутата-спортсмена Николая Валуева, точнее его супруги, которая владеет двумя квартирами и домом в 470 кв.м. в Германии и Испании. Стоит побеспокоиться и главе комитета по конституционному законодательству Владимиру Плигину - у его супруги дом 170 кв.м. и земельный участок в 500 кв.м. в Болгарии.
Могут пострадать и зарубежные активы главы комитета по труду и соцполитике единоросса Андрея Исаева: у его супруги участок в Германии площадью более 2,5 тыс кв.м. Также под угрозой болгарские аппартаменты «эсера» Дмитрия Гудкова.
Как говорит глава комитета по экономполитике ГД Игорь Руденский, столкнуться с серьезными проблемами и люди, пришедшие в политику из бизнеса. Например, под угрозой окажется обладатель самой экзотической недвижимости в ГД, бывший глава ИФК «Метрополь» Михаил Слипенчук. У него в собственности участок 1349 кв.м. и дом в 600 кв.м. в Конго. Кроме этого, им придется избавиться и от иностранный акций и счетов. Следуя декларациям народных избранниклов в Центризбиркоме, сумма набегает внушительная: каждый из них хранит на загрничных счетах часть капиталов.
- В законе есть много разумного, но не надо переходить черту. Если человек заработал напрямую эти деньги, пусть распоряжается ими как угодно, тем более если он раскрывает доходы, – полагает Руденский.
Вызвал негодование законопроект и у ряда сенаторов. К примеру, в собственности у известного хоккеиста, а ныне члена Софеда Вячеслава Фетисова участок в 20 тыс.кв.м. и дом 1200 кв.м. в США. Как пояснили в его окружении покупки совершались в период его тренерской деятельности, там он проживал во время тренировок игроков.
Сенатор Борис Шпигель (в собственности у его семьи дом в Израиле и Италии), пообещал подчиниться законопроекту, если он будет принят и находится в рамках правового поля.
А вот силовики менее всех предпочитают зарубежную недвижимость, судя по их декларациям. К примеру, в МВД обладателем иностранной площади в Болгарии оказался только начальник управления по работе с личным составом МВД Валерий Новожилов. В Следственном комитете несколько человек могут похвастаться квартирой в Казахстане и Украине. По официальным данным нет недвижимости и у главы СК Александра Бастрыкина. К слову, сотрудников ФСБ уже обязали отказываться от иностранных активов полгода назад.
Впрочем, как полагают эксперты, на практике вряд ли будет реализован столь жесткий вариант законопроекта.
- Несмотря на одобрение Кремля, законопроект будет принят, скорее всего, в какой-либо безобидной форме, когда чиновникам и другим лицам не придется отказываться от своих иностранных активов – говорит политолог Григорий Голосов. – Люди, которые сами обладают такой собственностью, навряд ли согласятся принимать этот закон, они будут искать десятки способов как его обойти.
С ним соглашается и президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
- Вероятно, чиновникам и силовикам придется подчиниться инициативе “сверху” “скрепя сердцем”. Скорее всего, на практике просто будет реализована пиар-кампания по моральному очищению нашей властной верхушки, – замечает Ремизов».
«Как в начале августа сообщили «Ведомости», «единороссы Вячеслав Лысаков и Валерий Трапезников, Андрей Луговой из ЛДПР, эсер Александр Агеев и коммунист Олег Денисенко внесли в Госдуму законопроект, который запрещает должностным лицам и военным всех уровней и структур, а также членам их семей иметь имущество, счета и другие активы за рубежом. После вступления закона в силу у них будет полгода на то, чтобы избавиться от заграничной собственности (вновь приступившим к работе также дается полгода). Нарушителям грозит штраф в 10 млн руб. и срок до пяти лет, а также трехлетний запрет на госслужбу. Лысаков не исключает, что ко второму чтению эти цифры могут измениться.
Он предвидит, что судьба законопроекта будет «непростой» и «массового одобрения» поправки не вызовут, потому что у ряда депутатов есть недвижимость и ценные бумаги за рубежом.
По подсчетам «Ведомостей», более 100 семьей чиновников и депутатов, судя по их декларациям, имеют недвижимость (квартиры, дома и земли) более чем в 20 странах мира, не считая Прибалтики и стран СНГ.
«"Не очень патриотично покупать недвижимость за рубежом и обогащать чужую экономику", - считают авторы законопроекта Лысаков и Трапезников. Оба этих депутата прошли в Госдуму по квоте Общероссийского народного фронта (члены этого так и не зарегистрированного объединения избирались от "Единой России") и настаивают, что именно ОНФ является инициатором подобной меры для борьбы с коррупцией, - сообщала тогда Лента.Ру.
Хотя Общероссийский народный фронт хочет присвоить себе инициативу внесения законопроекта, на самом деле похожую идею раньше них - еще 18 июля - озвучил депутат-справорос Илья Пономарев. После того как был принят закон об НКО, обязывающий некоммерческие организации с иностранным финансированием называться "иностранными агентами", он сказал, что хорошо бы и чиновников, имеющих зарубежные счета, тоже называть иностранными агентами. Однако сказано это было все же больше в шутку.
Однако уже 26 июля в Госдуму поступил законопроект, обязывающий депутатов и чиновников отчитываться о своих зарубежных активах (сейчас предоставление сведений о недвижимости и счетах за границей обязательно только на стадии избирательной кампании). Его внесли вице-спикер Госдумы от "Единой России" Сергей Железняк и все тот же Пономарев. Формально автором выступил Железняк, а Пономарев лишь поставил под документом свою подпись. Как объяснял справорос, он решил присоединиться, так как выступает за подобную открытость власти.
В законопроекте Железняка-Пономарева в качестве наказания за непредоставление требуемых сведений предусмотрены только штраф в пять миллионов рублей или до 480 часов обязательных работ. Тюремного заключения документ, в отличие от своего конкурента, не предусматривает.
Таким образом, сейчас в Госдуме находятся сразу два законопроекта, связанных с зарубежными активами чиновников, только один более суровый, а другой - помягче. "Можно сказать, что мы предлагаем терапию, а коллеги - хирургию", - прокомментировал эту ситуацию Сергей Железняк»."