"В проекте закона "О федеральном бюджете Российской Федерации на 2001 год", помимо статей расходов на оборону и внешнеполитическую деятельность, для которых необходимость секретного статуса не подлежит сомнению, появилась новая статья расходов под грифом "совершенно секретно", вызвавшая недоумение в обществе. По статье 113 (раздел "Средства массовой информации") предусмотрено выделение 200 млн. рублей бюджетных средств согласно приложению 6 с грифом "совершенно секретно".
Для каких целей предназначены эти средства? Как они будут расходоваться и учитываться? Получить внятные ответы на эти вопросы не смогли даже депутаты Госдумы РФ, имеющие доступ к секретным статьям бюджета. Видимо, поэтому каждый из них, пытаясь ответить на поставленные вопросы, давал свою интерпретацию: " деньги пойдут на контрпропаганду за рубежом", "деньги пойдут в ИТАР-ТАСС и другие государственные СМИ на поддержку политического курса".
Что касается вопроса о том, каким образом эти 200 миллионов будут распределяться, то ответ на него запрятан в недрах спецслужб, имеющих опыт и таких активных мероприятий, и методов их финансового контроля .
Самое смешное, что ситуацией с 200 миллионами не владеет даже заместитель подкомитета по печатным СМИ Комитета Госдумы РФ по информационной политике Борис Резник. В начале сентября он обратился к председателю правительства Касьянову с официальным запросом: "Прошу Вас разъяснить, на каком основании самая открытая и общественно значимая сфера, каковой является СМИ , засекречена наряду с государственной программой вооружений ?" (см. письмо депутата Б. Л. Резника премьер-министру М. М. Касьянову) Ответ Борису Резнику пришел от заместителя министра финансов РФ Т. Голиковой. Выполнен он в лучших традициях чиновничьего эпистолярного жанра: "Статьей 113 законопроекта предусматривается утверждение распределения незначительной части целевых ассигнований из федерального бюджета на 2001 год согласно приложения 6 в пределах сумм, установленных статьей 27 (приложение 1) проекта закона по разделу "Средства массовой информации", с содержательной частью которого можно ознакомиться в закрытой части приложения к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2001 год" (см. ответ заместителя Министра финансов РФ Т. А..Голиковой) Если эту тарабарщину перевести на русский, то получится: " Это наша корова, и мы ее доим". Если обратится к этому , не к ночи будет упомянутому , Приложению № 6 , то можно увидеть , что все остальные секретные статьи бюджета, к примеру, о финансировании деятельности, к примеру, Федеральной службы охраны и прочих спецслужб, расписаны конкретно - куда и на что пойдут деньги. Заявленные же 200 миллионов рублей на "поддержку дружественных СМИ за рубежом" планируется расходовать келейно.
Появление странных засекреченных статей бюджета создаёт реальную угрозу возникновения ещё одного источника коррупции в нашем государстве. Силовые ведомства, имеющие секретные статьи расходов, имеют также и эффективные методы внутреннего финансового контроля, посредством которых осуществляется надзор за движением таких средств. Методы контроля спецслужб отработаны десятилетиями. Назначение и структура Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций России не предусматривают права применения таких методов. Существующие правовые нормы контроля также не внушают оптимизма. Согласно статье 209 п.3 Бюджетного кодекса РФ: "Порядок расходования средств специальных секретных программ устанавливается Президентом Российской Федерации. Контроль за расходованием средств при реализации специальных секретных программ осуществляют только органы, на которые это возложено Президентом Российской Федерации. Итоги проверки расходования средств на специальные секретные программы представляются исключительно Президенту Российской Федерации, председателям палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальным комиссиям палат".
Конкретный чиновник Министерства по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, отвечающий за расходование средств по секретной статье, фактически окажется неподконтролен обществу. Наличие такой статьи в федеральном бюджете в главе 134, создаёт идеальные условия для коррупции, даже не очень изощрённой.
Необходимость соблюдения интересов российского государства в глобальном информационном пространстве очевидна и не подлежит сомнению. Однако форма, которую Правительство РФ использует для финансирования такой деятельности, может создать лишний очаг напряжённости в российском обществе; скомпрометировать политику государства в отношении СМИ; дать повод к усилению критики внешним и внутренним противникам политики Правительства РФ и Президента Российской Федерации; усугубить коррумпированность государственных структур в сфере СМИ.
Для предотвращения такого развития ситуации необходимо внести изменения в проект бюджета на 2001 год и выделить эти средства на целевые расходы соответствующим специальным структурам, отвечающим за достижение целей и выполнение задач, указанных в "Доктрине информационной безопасности Российской Федерации", обеспечив жёсткий внутренний контроль над их расходованием. "