Новость о том, что олигарх Дмитрий Мазепин, владелец холдинга «Уралхим» готовится прикупить ведущий футбольный клуб Латвии, серьезно взбудоражила широкую общественность. Любители спорта в Риге тревожно гадают, что же будет с их любимым клубом, а в деловых кругах пошли разговоры о скором отъезде Дмитрия Аркадьевича из России, видимо, вместе с активами, нажитыми непосильным трудом...
"Минерализация футбольных полей
Судьбу самого титулованного клуба футбольного клуба Латвии, знаменитого рижского «Skonto» («Сконто»), который становился чемпионом Латвии 14 раз, похоже, опять ждёт крутой поворот. Как сообщается, клуб в ближайшее время может в четвертый раз сменить владельца - на «непрофильный» для себя актив положил глаз минеральный олигарх, владелец холдинга «Уралхим» и миллиардер Дмитрий Мазепин. Переговоры с нынешними хозяевами клуба – с кипрским офшором Tremova Ltd - до последнего времени велись в обстановке полнейшей секретности – ни условия сделки, ни её детали, а уж тем более финансовый аспект приобретения, не разглашались. Однако утаить эту историю, похоже, так и не удалось, и в результате информация попала в публичное пространство, где и разгорелся скандал, вызвав у многих тревогу и недоумение.
Дело в том, что к футболу Дмитрий Аркадьевич, некоторым образом, равнодушен. В свое время на заре «Уралхима», едва «зайдя» на пермское ОАО "Минеральные удобрения", господин Мазепин дал понять, что особого интереса к футболу у него не существует и тянуть «лямку» в одиночку, обеспечивая жизнедеятельность пермского «Амкара» у него никакого желания тоже нет. После чего предложил всем предприятиям Прикамья скинуться. Было это в 2006 году и с тех пор много утекло воды, а ещё больше денег. Теперь мировой финансовый кризис серьёзно подкосил финансовые позиции Мазепина, вогнав его бизнес в чудовищные долги, сумма которых по 2011 году оценивался в 930 миллионов долларов. При этом, к слову, личное состояние владельца «Уралхима» Дмитрия Мазепина оценивается экспертами в 1,5 миллиарда долларов. И, похоже, что на фоне патологических сложностей минеральному олигарху срочно потребовался актив, непременно прописанный в Европейском Союзе.
Погоня олигархов за «респектом»
Обычно обладатели тугих кошельков, попав в сложные коммерческие обстоятельства, начинают подумывать о дополнительной страховке для себя любимых. Нет, они не идут покупать страховой полис, они спешат купить «что-нибудь ещё», из того, что придавало бы их облику элемент успешности и респектабельности. Таких примеров много и за рубежом, и в России. Взять хотя бы опыт Романа Абрамовича, купившего «Челси», Алишера Усманова и его клуб «Арсенал», или того же Михаила Прохорова, горячего поклонника американского баскетбола. И даже Борис Березовский, прикрытый статусом «политического беженца» не устоял - влип в историю с бразильским клубом "Коринтианс". СБерезовским, кстати, как обычно, приключилась криминальная история. В 2007 году Федеральный суд Бразилии принял постановление о выдаче ордера на арест беглого олигарха и его партнеров по Media Sports Investments (MSI). В чёрный список попали и нескольких руководителей футбольного клуба "Коринтианс". Их всех обвинили в отмывании денег через трансферы игроков. Так что Мазепину есть у кого поучиться. Да и «Уралхим» там имеет «дочку» - «Уралхим- Торговая Компания Бразилии». Но и солидная покупка в Риге вполне дает шанс на бизнес-иммиграцию. Осталось только гимн Латвии выучить, дабы громко и с выражением зачесть его перед специальной комиссией – и евродокумент в кармане. А потом… Потом долги оформят на Москву, а прибыль покажут в Риге, а деньги осядут в офшорах?
«Тут помню, тут не помню»
Меж тем утечка о возможном приобретении Дмитрием Мазепиным рижского ФК «Skonto», вызвала неоднозначную реакцию внутри «Уралхима». Как сообщил представитель "Уралхима" Алан Басиев, "информация о покупке футбольного клуба абсолютно не соответствует действительности". Отрицают «футбольную сделку» и другие источники в «Уралхиме», словно подобное приобретение это что-то плохое и непотребное. Загвоздка, однако, в том, что за холдингом тянется целый шлейф ситуаций, где на словах – одно, а на деле – другое. Достаточно вспомнить, как на протяжении нескольких лет господин Мазепин таил информацию о своих партнёрах по бизнесу. «Партнеров у меня не было и нет» - уверял Дмитрий Мазепин деловую прессу. Однако перед IPO «Уралхима» ему таки пришлось «вспомнить всё», поскольку без полного раскрытия всей, даже самой неприглядной информации, об IPO можно забыть. Тогда-то и выяснилось, что партнёр у Мазепина все же есть. И сейчас уже не важно, кто этот партнёр. Важно, что широкая бизнес-общественность и инвесторы долгое время были введены, мягко говоря, в заблуждение.
Письмо с обратным эффектом
Или другой, совсем свежий пример, связанный с воззванием «Уралхима» к почтенной публике, распространенном недавно «на правах рекламы», с целью дезавуировать письмо жителей Тольятти Полномочному представителю Президента РФ в ПФО Михаилу Бабичу, Генеральному прокурору РФ Юрию Чайке и главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину. В своем послании актив города Тольятти сообщил об атаках на ОАО «Тольяттиазот» и «вакханалии» учиненной, по их мнению, со стороны шумного миноритария Дмитрия Мазепина. После чего «Уралхим», похоже, изрядно занервничал, и попытался нивелировать ситуацию. Вышло ещё интереснее, чем ожидали на «Уралхиме», поскольку элементарный разбор корпоративного опуса вскрыл , скажем так, лукавство «Уралхима». Так что письмо Уралхима «городу и миру» вышло с обратным и весьма неприятным для холдинга, эффектом.
Мазепин окопался в Риге
Получилось, всё, как в ситуации с партнёром Мазепина - сначала его нет. Потом он «вдруг» отыскался. Писал Мазепин письма о финансовой помощи в правительство РФ, писал, заметим, как владелец «градообразующего предприятия». Но на поверку оно таковым не оказалось. И таких примеров кипучей деятельности «Уралхима» наверняка можно привести ещё и ещё. Так что если взглянуть на историю различных утверждений и опровержений господина Мазепина и руководства «Уралхима» внимательно, то можно обнаружить много занятного. Аналогичная история может сложиться и с приобретением (и отрицанием оного) клуба «Сконто», с прицелом на получение вида на жительство хозяином бизнеса.
Тем более, что с одной стороны, бизнес Мазепина в Риге уже существует – там несколько лет назад были развернуты дочерние фирмы - «SIA URALCHEM Trading» и «Riga Fertilizer Terminal», через которые Мазепин переваливает удобрения на экспорт. Словом, окопался Дмитрий Аркадьевич в Латвии основательно. Да и свой глазок – смотрок за хозяйством. С другой стороны - давят не только долги, но и регулярно возникающие проблемы и сложности в России. Кроме того, есть и ещё одно загадочное, но весьма показательное, обстоятельство - утечка в прессу сведений о возможной продаже клуба «Сконто» подозрительно совпала с тем, что Владимир Колесниченко, президент «Сконто», неожиданно отказался от поездки в Хорватию вместе с командой на первый матч второго квалификационного раунда Лиги Европы. Как сообщалось, он остался дома по неким «неотложным делам». Наблюдатели как раз и связывают такой шаг президента «Сконто» с переговорным процессом о смене владельца клуба. Возможно, в «Уралхиме» сообщения об этом восприняли настолько своеобразно, что начали все опровергать не вникая в суть «непрофильного актива». Однако, учитывая странную тягу «Уралхима» к скоропалительным заявлениям, да и бизнес-стиль самого Мазепина, привыкшего все делать незаметно, то потом вряд ли кто удивится, если вдруг футбольный клуб в Риге в итоге будет куплен, а Мазепин возьмет, выучит гимн Латвии и уедет на ПМЖ в Ригу.