FLB: ОЗПП просит прокуратуру проверить Храм Христа Спасителя на неуплату налога на прибыль
"«Общество защиты прав потребителей (ОЗПП) просит прокуратуру и госинспекцию по недвижимости Москвы проверить факты нецелевого использования помещений и средств, выделяемых из городского бюджета Фонду Храма Христа Спасителя, сообщили во вторник РАПСИ в ОЗПП.
Кроме того, ОЗПП просит Инспекцию ФНС России номер 4 по городу Москве проверить законность и обоснованность неуплаты религиозной организацией "Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)" налога на прибыль и неотражения в налоговой отчетности выручки от реализации предметов религиозного назначения, ювелирных украшений, сувениров и других потребительских товаров.
Хамовнический суд Москвы 10 июля отклонил иск ОЗПП об оспаривании торговли на территории Храма Христа Спасителя. (Агентство федеральных расследований FLB рассказало об этом в публикации «Товар – Пожертвование – Благодать»).
В ходе рассмотрения Хамовническим районным судом столицы иска ОЗПП к Подворью Патриарха Московского и Всея Руси, были получены документы о деятельности на территории Храма Христа Спасителя многочисленных коммерческих и некоммерческих организаций, отметили в обществе. Удалось установить, что согласно распоряжению мэра Москвы от 15 апреля 2004 года Фонду Храма Христа Спасителя передано в доверительное управление помещение Храма общей площадью более 55 тысяч квадратных метров. Это же постановление предписывало Фонду заключить договор о совместном использовании помещений Храма с Подворьем Патриарха Московского и Всея Руси, сообщило ОЗПП.
Однако, как следует из договора о совместном использовании помещений от 1 февраля 2006 года, заключенным между Фондом Храма Христа Спасителя и Подворьем Патриарха Московского и Всея Руси в пользование Подворью для ведения религиозной деятельности переданы помещения общей площадью 3 тысячи 697 квадратных метра, то есть менее 7% общей площади храма. Остальные помещения площадью почти 52 тысячи квадратных метра, то есть более 93% общей площади Храма, используются в иных целях, в том числе для размещения на этой территории около 15 коммерческих фирм.
Из представленной в Хамовнический суд налоговой декларации за первый квартал 2012 года по уплате налога на прибыль Подворьем Патриарха Московского и Всея Руси следует, что данная организация не начисляет налог на прибыль, но и не отражает в своем балансе выручку от реализации предметов религиозного назначения, ювелирных украшений, сувениров и других потребительских товаров.
В связи с чем ОЗПП в своем обращении в Инспекцию ФНС России по городу Москве просит провести налоговую проверку Подворья Патриарха Московского и Всея Руси на предмет наличия признаков уклонения от уплаты налогов и умышленного искажения налоговой отчетности».
В середине июля в публикации «Подоходный налог с Благодати» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «на суде, состоявшемся 10 июля, ответчик заявил, что товары в лавках храма Христа Спасителя товарами не являются, поскольку не продаются, а распространяются на безвозмездной основе. Ну а деньги, которые граждане дают продавщицам, являются «ориентировочным пожертвованием».
Как сообщили «Московскому комсомольцу» в Обществе защиты прав потребителей, такая позиция ответчика не выдерживает никакой критики, так как подобного рода взаимное одаривание — не что иное, как «притворная сделка», которая согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ является ничтожной. В действительности у потребителей в церковной лавке есть единственное намерение — приобрести определенный товар по установленной цене. О необходимости кого-то одаривать денежными средствами и принимать в дар товары информация отсутствует. Для сбора пожертвований в храме имеются отдельные урны с соответствующей надписью, установленные за территорией церковных лавок. Однако суд полностью отказал в удовлетворении исковых требований.
— Решение суда фактически устанавливает для РПЦ особый правовой режим, позволяющий нарушать права потребителей при осуществлении торговой деятельности, — говорит председатель общества Михаил Аншаков. — Подобного рода прецедент может породить многочисленных последователей, которые будут использовать религиозные организации для уклонения от уплаты налогов при осуществлении торговли через подразделения РПЦ. Если же покупка в церковных лавках является «дарением», то могут быть затронуты интересы миллионов простых посетителей и туристов. Получается, что все они обязаны уплачивать подоходный налог (для резидентов РФ — в размере 13%, для остальных — 30%). Прихожане, сами того не подозревая, станут правонарушителями, потому как данные «доходы» необходимо учитывать в собственных налоговых декларациях. В связи с этим они могут быть привлечены к административной и в отдельных случаях к уголовной ответственности».
Ранее в публикации «Арендаторы «Дома Божия» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «Общество защиты прав потребителей «Общественный контроль» (ОЗПП) подало в суд на подворье патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный храм Христа Спасителя Русской православной церкви (Московский патриархат). По словам правозащитников, поводом для обращения в суд послужили многочисленные претензии россиян.
Проверки ОЗПП показали, что на территории храма работают автомойка, шиномонтаж, автосервис, платная автостоянка, столовая, химчистка, торговые ларьки и павильоны, реализующие ювелирные изделия, сувениры, посуду, столовые приборы, швейные изделия и другие потребительские товары. Таким образом, храм превратился в своего рода бизнес-центр, правда, без вывесок и других атрибутов коммерческих организаций — уголка потребителя, книги жалоб, чеков, прейскурантов и ценников, контрольно-кассовой техники. Чаще всего потребители жаловались именно на отсутствие чека и «левое» золото, уверяет ОЗПП.
— Жалобы поступают длительное время. Много жалоб в духе «в церковных лавках не дают чек». Также много жалоб на то, что золото и серебро, которое продается в церкви, не маркируется, продается без пробы, встречаются «левое» золото и серебро. Это не нравится потребителям, — рассказал председатель ОЗПП Михаил Аншаков».
«РПЦ — один из крупнейших переработчиков золота в России. Но так как она освобождена от налогов, посчитать ее обороты невозможно. При этом торговля, в том числе дорогими украшениями, осуществляется без каких-либо документов, подчеркивает Аншаков. Вернуть их в случае приобретения некачественного товара у потребителей возможности нет, говорит собеседник «Известий».
При этом химчистка, автосервис и остальные бизнес-структуры на территории храма к Русской православной церкви отношения не имеют. Здание принадлежит Москве и управляется Фондом храма Христа Спасителя. И бизнес, и церковь для небогослужебных мероприятий арендуют помещения цокольного этажа у фонда. Ювелирная и прочая торговля в здании также ведется светскими коммерческими структурами.
— Церковь сама арендует помещения у фонда храма Христа Спасителя. Вот эта организация — храм Христа Спасителя — принадлежит городу, и пусть туда и подают,— сказал пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла Владимир Вигилянский Вигилянский.
Получить оперативный комментарий фонда храма Христа Спасителя «Известиям» не удалось».
Как писал сайт «Правая.Ру», «в 1991 г. был основан международный банк Храма Христа Спасителя (МБХСС) «для обслуживания строительных операций РПЦ». В указе Бориса Ельцина от 5 мая 1995 г. «О воссоздании храма Христа Спасителя в Москве» было отмечено, что «все работы финансируются без привлечения бюджетных ассигнований, за счет добровольных пожертвований, поступающих в Фонд финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя».
В 1998 г. международный банк Храма Христа Спасителя (МБХСС) был вставлен на продажу, но единственным покупателем стал банк Bankhaus Erbe AG, которому РПЦ в 2006 г. уступила полный пакет акций.
В 1999 г. во исполнение решения премьера правительства Москвы «О торговле и сервисном обслуживании посетителей Храма Христа Спасителя» № 55-РП от 20 января 1998 г., создана организация ООО "Венец-Ф" для реализации сувенирной продукции.
В 2000 г. после великого освящения храма «Фонд финансовой поддержки воссоздания храма» был переименован в «Фонд Храма Христа Спасителя» (исполнительный директор — Василий Поддевалин).
В 2002 г. храм, официально числящийся на балансе города Москвы, по решению № 2 Общественного наблюдательного совета по воссозданию Храма Христа Спасителя от 14 марта 2002 г. был практически целиком передан в оперативное управление НО «Фонд Храма Христа Спасителя».
Как раз 14 марта 2002 г. было официально объявлено об окончании работ по воссозданию храма и названа сумма затрат в размере $170 млн. Позднее эта цифра возросла до $200 млн и потом до $ 650 млн.
Согласно распоряжению правительства Москвы № 703-РП от 15 апреля 2004 г., объекты общекультурного и инженерно-технического назначения комплекса Храма Христа Спасителя были переданы в доверительное управление НО «Фонд храма Христа Спасителя». Ему было поручено «оформить договорные отношения с православной религиозной организацией "Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя — Подворье Патриарха Московского и всея Руси" о совместном использовании помещений общекультурного назначения комплекса Храма Христа Спасителя». Однако, и после этого столичный бюджет продолжал нести финансовую нагрузку за обеспечение жизнедеятельности Храма Христа Спасителя.
В 2010 г. власти объявили конкурс на право заключения госконтракта на оказание услуг по страхованию имущественного комплекса собора на 6, 159 млрд. руб.
В 2011 г. по договору, заключенному с «Фондом Храма Христа Спасителя», страховая компания «РЕСО-Гарантия» застраховала весь имущественный комплекс Храма (включая внешнюю и внутреннюю отделку зданий, инженерные коммуникации, телекоммуникации, вспомогательное и технологическое оборудование) общей площадью более 56 тыс. кв. м на сумму 6 млрд. 410 млн. руб.!
Фонд прямо подотчетен Патриарху Московскому и всея Руси как настоятелю Храма Христа Спасителя, а также Совету попечителей Храма Христа Спасителя.
14.03.2002 г. произошла смена Президента «Фонда Храма Христа Спасителя», и вместо архимандрита Петра (Полякова), поставленного Патриархией на 2 года, был назначен ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, ведению которого было поручено финансирование техобслуживания всего храмового комплекса (кондиционеры, лифты и обслуживающий персонал более 400 человек) вместе с прилегающей территорией. Причем отдельной строкой было прописано, что «сопутствующие помещения могут использоваться иногда, когда они свободны, для того, чтобы помогать содержанию Храма Христа Спасителя»…
В своём недавнем интервью о. Михаил Рязанцев признался, что «многих приводит в ужас надпись на древнееврейском языке под куполом, где помещается изображение Троицы. И многие говорят: «Что сюда ходить? Здесь вообще масоны, нет никакой благодати, все это новодел…». Там написано «Бог», так что ничего страшного нет».
Ключарь Храма Христа Спасителя отдаёт должное бывшему градоначальнику как инициатору воссоздания Храма Христа Спасителя, говоря о нём «наш мэр Юрий Михайлович Лужков, как бы к нему сейчас ни относились». Однако следующее его признание на официальном патриархийном сайте приводит просто в оторопь: «Одна из особенностей Храма Христа Спасителя заключается в том, что, в отличие от других храмов, у нас присутствуют две организации: это Русская Православная Церковь и городские власти, которые осуществляют содержание Храма Христа Спасителя — его коммунальных служб, хозяйства, охраны. Эта городская структура, которой передана в управление эксплуатация Храма Христа Спасителя, называется «Фондом Храма Христа Спасителя».
Фонд осуществляет эксплуатацию и аккумулирует средства для того, чтобы Храм Христа Спасителя мог функционировать и осуществлять свою миссию. Так, к ведению фонда относится Зал церковных соборов и подземная стоянка для машин, от коммерческой деятельности которых поступают средства на содержание храма… приходится слышать претензии от верующих людей, которые не знают об этих особенностях. Например, Фонд иногда сдает Зал Церковных Соборов в аренду для проведения мероприятий, далеких от церковных. Однако, поскольку соседство Зала Церковных Соборов с храмом обязывает, чтобы проводимые мероприятия выглядели не чисто светскими, приходится наблюдать и корректировать их проведение, чтобы это не шло в разрез с церковными канонами…
Что касается набора сотрудников в эту государственную структуру, то, конечно, мы не имеем отношения к этому набору, и потому иногда бывает, что в число технических сотрудников храма зачисляют людей неверующих. Но все-таки руководство Фонда в лице исполнительного директора пытается довести до сознания людей, что они пришли не просто на какое-то предприятие трудиться».
Помилуйте, и это говорит Президент «Фонда Храма Христа Спасителя» ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев! Неужто и вправду Божьего Суда не боятся?! Причем то же самое повторяет за своим руководством начальник коммерческого управления «Фонда Храма Христа Спасителя» Сергей Девержиев: «Речь о комплексе Храма, а не о самом Храме, это две большие разницы. Мероприятия, которые проходят в залах для торжеств, – очень разноплановые, проводятся даже свадьбы. Но есть определенные этические ограничения. Мы не разрешаем, например, устраивать гулянки с шумными плясками, запрещаем танцевать эстрадным артистам без одежды. Не рекомендуем петь шансон» …
Именно «Фонд Храма Христа Спасителя» занимается сдачей в аренду служебных помещений под офисы различных фирм, о чем поведала в своем блоге одна из посетительниц: «когда мне сообщили, что меня ждут в офисе в ХХС, я восприняла это как шутку. Но меня попросили подойти ко главному входу Храма, перед которым была табличка, что Храм закрыт. Из главной двери ко мне вышли, окликнули и просили пройти. Мы прошли через пункт досмотра и двинулись в глубь Храма. Прошли чуть мимо алтаря, открыли магнитным ключем дверь к лифтам! Мамочки, лифты прямо за алтарем! На лифте поднялись в офисную часть Храма (звучит, конечно, жесть), в нужный офис …».
Имущественный комплекс Храма Христа Спасителя (см. план) включает непосредственно здание собора общей площадью 8 тысяч кв. м, стилобатную часть площадью 61 тысячу кв. м и прилегающую территорию с парковыми элементами. В стилобатной части размещены церковь Преображения Господня, Музей истории и воссоздания храма и картинная галерея, Зал церковных соборов, Зал совещаний Священного Синода, 5 залов Трапезных палат, технические и служебные помещения (VIP-гримерная (22 тыс. за вечер в ценах 2007 г.) и т.п.), а также гаражный охраняемый подземный комплекс вместимостью 305 машиномест (двухуровневый), оснащённый автомойкой и камерами видеонаблюдения.
В 2009 г. в самый разгар кризиса, когда были заморожены многие дорожные объекты в столице, власти Москвы выделили более 60 млн. руб. на устройство монолитной армированной плиты поверх сборных железобетонных плит, а также дренажа подпорной стенки вдоль ул. Волхонка. Эти внеплановые расходы из городского бюджета были связаны с … открытием 19 мая 2009 г. нового антикварного салона Volkhonka Fine Art center площадью в 2 тыс. кв. м (самый большой в Москве!) на месте прежней автостоянки в подземной части Храма Христа Спасителя. В ходе вернисажа с приветствием выступил Михаил Швыдкой и специально приглашенная принцесса Мария-Кристина Кентская. В интервью «НГ» она сообщила, что не только не видит никакой проблемы в том, что магазин расположился прямо под храмом, но и, наоборот, надеется, что «Бог будет хранить эту галерею. В Европе антикварные магазины часто располагаются вокруг соборов – люди идут молиться, а заодно заходят посмотреть картины».
Таким образом, «Фонд Храма Христа Спасителя», президентом которого является ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев, совместно с Центром изящных искусств на Волхонке приступил к реализации предметов антиквариата.
Volkhonka Fine Art center — это не галерея в привычном смысле слова, а всего лишь посредник между покупателями в Москве и западными галереями, откуда на временной основе привозятся сами предметы.
Например, на продажу выставлен камин весом 3 т и высотой 3 м (см. фото) в ренессансном стиле с вытяжным колпаком, состоящий из 21 детали.
XVII век. Камень, мрамор.
21 деталь, вес: 3 т.
Размер: 322 x 303 x 47 см.
Оценочная стоимость: 4 778 760 руб.
Два кресла.
Франция.
Автор: Мишель Айон.
Дерево, каракуль, рога буйвола и антилопы Импала.
Размер: 90x60x64 см.
Вес: 22 кг (пара).
Оценочная стоимость: 1 050 225 руб.
Директор Volkhonka Fine Art center Алексей Волобаев, который занимается на самом деле не антиквариатом, а строительством частного жилья, сделал акцент на оформительство, чтобы «русские коллекционеры смогли обставить свои дома». Основу коллекции антикварного салона под Храмом Христа Спасителя составили произведения, являющиеся собственностью итальянского антиквара Чезаре Лампронти (Cesare Lampronti), владельца помпезной римской галереи на виа Бабуино. Большая часть вещей представляла собой «европейский неликвид, собранный для малообразованного русского покупателя», причем привезенный в Москву аж на несколько месяцев, хотя ни один европейский антиквар не согласится выдать настоящие шедевры на столь длительный срок. Причем многие вещи были отреставрированы к вернисажу так рьяно, что не просто пахли свежайшим лаком, но и производили полное впечатление «новоделов».
Но если антикварная мебель выглядит более-менее пристойно, то что сказать о картине «Клоунесса с мандолиной и пьеро -2» венгерского художника R. Geiger XX в. (см. фото вверху) или парных скульптурах гипсовых женщин XIX в. (Франция), которые своим видом соответствуют лишь мрачным подземельям Храма Христа Спасителя …
Пикантность ситуации была еще и в том, что поскольку вещи были ввезены в Россию как временная выставка (дабы не платить 18% налог), то купить их можно только в Риме, куда работы сначала должны вернуться, а потом покупатель должен их сам забрать. Цены проставлены на этикетках заранее – правда, не реальные, а страховочные — как пояснил директор Volkhonka Fine Art center Алексей Волобаев, к ним достаточно прибавить комиссионные 10%. Для простых смертных галерея тоже открыта – 3 раза в неделю (12.00-20.00) и по билетам стоимостью 350 рублей, что вообще-то для коммерческого проекта дело неслыханное…
Слава Богу, что о злачном дне Храма Христа Спасителя не догадываются наши простые верующие, которые выстаивают в длиннющих очередях к привозимым в главный православный собор России святыням»."