В Татарстане началась война с радикальным исламом?
FLB: На недавнем совещании региональных глав Приволжского федерального округа с участием полпреда президента России Михаила Бабича отмечался низкий уровень религиозного экстремизма в Татарстане, а уже сегодня запланированные «контртеррористические» учения превратились в охоту за экстремистами
"«Сегодня следователи задержали подозреваемых по делу о покушении на преседателя Духовного управления мусульман Илдуса Файзова и убийстве его заместителя Валиуллы Якупова, - сообщает Life news.
Среди подозреваемых крупный бизнесмен Рустем Гатауллин, 39-летний председатель мусульманской религиозной организации "Вакф" Мурат Галеев, житель Высокогорского района республики 41-летний Айрат Шакиров и житель Лаишевского района республики 31-летний Азат Гайнутдинов.
- Задержания подозреваемых были произведены сегодня рано утром в результате совместных действий подразделений МВД и УФСБ по Республике Татарстан. В отношении всех задержанных сегодня будет избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, - рассказали в СУ СК по Республике Татарстан.
Силовики ждали председателя совета директоров ООО «МПЦ "Идель-Хадж"» в аэропорту Казани, куда предприниматель должен был прилететь из командировки в Москву. Едва Рустем Гатауллин сошел с трапа самолета, к нему подошли люди в форме, посадили в машину и отвезли в здание Управления СК.
- Я встречала его в аэропорту, когда он вернулся из командировки. Сразу по прилете мужа забрали в Следственный комитет, - рассказала Life News жена Рустема Гатауллина Фарида. - Спустя пару часов мне позвонил следователь и сказал, чтобы я привезла в управление сумку с личными вещами Рустема, так как его направляют в ИВС.
По закону без предъявления обвинения задержанных могут продержать под стражей не более 48 часов. Если следствие найдет убедительные доказательства их причастности к совершенному преступлению, решение о взятии под арест принимает суд.
- Муж болен диабетом, лекарств у него должно хватить на 2 дня, - добавила Фарида. - Сколько его продержат в изоляторе, я не знаю.
По версии следствия, основным мотивом преступления является профессиональная деятельность потерпевших, в том числе их идеологические разногласия с оппонентами.
- После избрания Файзова главным муфтием Татарстана, им была избрана жесткая позиция по отношению к организациям, проповедующим радикальные течения ислама. Кроме того, он взял на контроль движение денежных средств организации "Идель-Хадж", которая занималась направлением мусульман в Мекку, на этой почве у муфтия произошел конфликт с руководителем данной организации, который высказывал угрозы в адрес Файзова, - сообщили представители СК РФ».
«Глава Татарстана Рустам Минниханов гарантирует вознаграждение в 1 млн рублей за информацию о покушавшихся на мусульманских духовных лидеров, - пишут «Известия».
«Сегодня в Казани совершено резонансное преступление — террористический акт», — напомнил Минниханов, открывая совещание с местными муниципальными главами.
«Оборвалась жизнь одного из руководителей Духовного управления мусульман, а его глава находится в больнице. Правоохранительными органами республики проводятся все необходимые следственные мероприятия. Я официально объявляю миллион рублей в награду тому, кто предоставит информацию, полезную для следствия», — цитирует чиновника республиканская администрация.
Минниханов обещает, что экстремизм в Татарстане будет искоренен. Чиновник пригрозил самыми жесткими мерами по отношению к тем, кто «дестабилизирует ситуацию, поддерживая радикальные течения ислама», поскольку «Татарстан всегда проповедовал традиционный ислам, и так будет и в дальнейшем».
В четверг Татарстан потряс громкий теракт: не известные пока боевики подорвали автомобиль муфтия республики Илдуса Файзова, а также расстреляли заммуфтия Валиуллу Якупова. Сыщики считают, что за терактом могут стоять исламские радикалы. Незадолго до своей гибели Якупов заявил «Известиям», что ситуация в Татарстане стала развиваться по северокавказскому сценарию — возросло влияние ваххабитов, которые оказывают активное давление на местное духовенство».
«Полиция объявила в розыск двоих подозреваемых в покушении на муфтия Илдуса Файзова и убийстве зама главы ДУМа Валиулла Якупова. Приверженцы радикального ислама Руслан Такранов и Айрат Шарипов объявлены организаторами двойного покушения на духовников, - сообщает сегодня Life news.
- На данные момент установлены личности подозреваемых, - сообщили в МВД республики. - Начат розыск Руслана Такранова и Айрата Шарипова - рьяный сторонников экстремизма.
Официальные представители СК подтверждают, что главной причиной покушения на духовников стала их профессиональная деятельность. Но точные мотивы преступников пока не установлены.
По словам источника в спецслужбах республики, двойное покушение было совершено с целью дестабилизации ситуации в Татарстане.
- В РТ сейчас мы наблюдаем те же движения, что были и на Кавказе в начале 90-х годов. Представители иностранных радикальных течений ислама всячески насаждают свое вероисповедание, - поясняет ситуацию источник в УФСБ. - Для радикальных исламистов Татарстан становится как второй фронт. На Кавказе их позиции несколько ослабли. Их тактика очень понятна, экстремисты «убирают» сильных духовных лидеров, имеющих авторитет у мусульман.
По словам сотрудников спецслужб, экстремистов Татарстана активно финансируют из-за рубежа, присылают дорогостоящих солдат, наемников, вербовщиков, получивших образование в Саудовской Аравии и Арабских Эмиратах.
- Они активно проповедуют радикальный ислам, внушая идеологию войны против «неверных», подкрепляя свои слова обещаниями больших денег, - рассказывают они.
По словам специалистов, прогнозы неутешительные. Вслед за духовными наставниками экстремисты, как показывает пример Северного Кавказа, после террактов на духовных лидеров начинают охоту на полицейских и военных».
Ранее сайт еженедельника «Собеседник» сообщал, что «подозреваемые в покушении на главу Духовного управления мусульман Татарстана Ильдуса Файзова блокированы. Двое неизвестных находятся под мостом через реку Казанку в центре столицы республики. По версии полицейских, потенциальные преступники могут иметь при себе взрывное устройство, на данный момент силовикам дано указание не приближаться к машине из-за опасности взрыва.
«Вчера в столицу Татарстана были стянуты силы правопорядка для антитеррористических учений, но вместо тренировки силовикам пришлось работать по-настоящему. Поводом для нападения на исламских лидеров Якупова и Файзова сразу назвали их борьбу с радикальными исламистами республики. Ваххабиты пока не взяли на себя ответственность за эти деяния, но портал «Кавказ-центр» восторженно описал покушение на «марионеточного», по мнению боевиков, муфтия, - сообщает сегодня РБК daily.
Ранее правоохранительные структуры, отвечающие за борьбу с экстремизмом, рапортовали о росте радикальных настроений в Татарстане. Они отмечали, что такие идеи получают распространение среди криминальных группировок республики — в радикальном исламе бандиты пытаются найти оправдание своей деятельности. Другая причина роста радикальных настроений — трудности социальной интеграции сельской молодежи в городах.
Уголовных дел в Татарстане против исламистов за последние годы было немного: у одной группировки обнаружили оружие, у другого адепта нашли мастерскую по производству бомб, в 2010 году военные уничтожили трех боевиков в лесу в Нурлатском районе Татарстана.
Александр Верховский, директор центра «Сова», рассказал РБК daily, что удивлен этим терактом — он не предполагал, что исламистское подполье в Татарстане способно на такое. Г-н Верховский отмечает, что количество боевиков в республике определить затруднительно: далеко не все люди, исповедующие ваххабизм, террористы. По словам эксперта, Валиулла Якупов вызывал неприязнь у многих оппонентов — в частности, заместитель муфтия известен призывом сжигать мусульманские книги, внесенные в федеральный список экстремистских материалов.
Глава Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов опасается, что Татарстан, в котором он живет, может превратиться в «Дагестан на Волге». По его мнению, до последнего времени правоохранители не обращали должного внимания на республиканских экстремистов. Между тем татарские приверженцы радикального ислама воюют в отрядах «Имарата Кавказ» и у талибов. Кроме того, он отмечает, что в последнее время радикальные деятели с Кавказа мигрировали в Татарстан, где им удавалось не привлекать внимание полиции.
В апреле муфтий Пермского края Мухаммедгали Хузин обращался к полпреду президента в Приволжском федеральном округе Михаилу Бабичу с докладом о росте радикальных настроений в Татарстане и предупреждал о возможном покушении на муфтия республики. «Чиновники решили занять такую позицию, что в республике тишь да гладь… В Казани в апреле пытались сместить с должности ваххабитского имама, и ваххабиты в прямом смысле поставили ультиматум республиканскому руководству, что они устроят массовые беспорядки, и те пошли на попятную! — рассказал г-н Хузин РБК daily. — По разным оценкам, активных ваххабитов в Татарстане около трех тысяч, они могут оказывать влияние на гораздо большее число людей. Прежнее руководство татарского муфтията (Илдус Файзов вступил в должность в 2011 году) потворствовало распространению ваххабизма в Закамье — Нижнекамске, Елабуге и Альметьевске».
О нарастании влияния в Татарстане кавказких ваххабитов, многие из которых воевали против федеральных войск и прошли подготовку в террористических лагерях в Чечнеи в Афганистане написала «Независимая газета» в материале «Лесные» мусульмане диктуют религиозную моду Татарстану»:
«Если еще пару лет назад образ смуглого мужчины с окладистой бородой и характерным кавказским акцентом внушал страх большинству прихожан казанских мечетей, то сегодня мусульмане из Чечни и Дагестана становятся духовными учителями для многих татарских единоверцев. В первую очередь для молодежи, которая стремится во всем подражать своим новоявленным авторитетам.
Растущее влияние мусульман с Кавказа связывают с провозглашенной в 2011 году Доку Умаровым фетвой (постановлением) о том, что кавказские моджахеды должны переселяться в Поволжье, чтобы поднять здешних мусульман на джихад. Итогом вооруженного сопротивления, по мысли боевика, станет создание так называемого вилаета (провинции) Идель-Урал в составе так называемого большого Кавказского имарата. При этом территория татарской провинции должна совпадать с границами Золотой Орды, что, конечно же, льстит многим местным националистам, которые давно мечтают о скорейшей независимости Татарстана от России. Ситуация, сложившаяся в республике за последние полтора года, показывает, что фантазии чеченского полевого командира не столь абсурдны, как это могло показаться еще пару лет назад.
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, сегодня в 10 из более чем 50 мечетей Казани, в том числе расположенных в центре города, сильны позиции выходцев с Кавказа, среди которых немало людей с так называемым лесным прошлым. Вчерашние моджахеды переселяются в Татарстан и соседние поволжские регионы для распространения в среде здешних мусульман идей религиозно-идеологических течений, существующих сегодня на Кавказе.
Причем речь идет не о традиционном для Кавказа исламе шафиитского мазхаба или суфийских тарикатов, а как раз о кавказском салафизме с его сильной милитаристской составляющей. Не случайно среди татарской молодежи активно распространяются проповеди Абу Умара Саситлинского, который считается одним из наиболее популярных салафитских проповедников Дагестана.
До прихода к власти в Духовном управлении мусульман Татарстана (ДУМ) нового муфтия Ильдуса Файзова «лесные» братья-мусульмане без проблем находили пристанище и в стенах официальных медресе – исламских духовных училищ.
В Альметьевске, например, по свидетельству ректора медресе «Рисаля» Рафика Исламгалиева, среди преподавателей были люди, воевавшие на стороне боевиков во время второй чеченской кампании, а духовенство соборной мечети поддерживало контакт с небезызвестным Саидом Бурятским, входившим в отряд Доку Умарова и ликвидированным в марте 2010 года.
Файзов начал политику деваххабизации кадров мусульманского духовенства, но позиции религиозных радикалов остаются сильны.
Татарстанский муфтият проигрывает идеологическую борьбу за умы и сердца татарской молодежи, в среде которой с недавнего времени появилась «мода на кавказцев». В социальных сетях татарские националисты призывают молодых людей подражать сверстникам из Чечни и Дагестана в стиле одежды и вызывающих манерах поведения, дабы произвести устрашающий эффект на окружающих, в первую очередь на русских сограждан.
Парни в футболках с кричащими подписями: «Я татар» или «100% татарин» – фотографируются, подобно северокавказским боевикам, с поднятыми вверх указательными пальцами (символ единобожия). Некоторые даже неумело пытаются сплясать на казанских улицах лезгинку. При этом центром «кавказизации» татарских мусульман стала отнюдь не Казань, а города татарского Закамья, где традиционно сильны позиции религиозных экстремистов. Вчерашние моджахеды пытаются попасть на работу в частные охранные структуры, чтобы всегда иметь доступ к оружию.
Власти Татарстана стараются не придавать проблеме радикализации и идущей параллельно с ней «кавказизации» мусульманской общины большого значения. На прошедшем недавно совещании региональных глав Приволжского федерального округа с участием полпреда президента России Михаила Бабича отмечался низкий уровень религиозного экстремизма в Татарстане. Однако сейчас в Казани развешаны объявления о готовящихся в конце июля антитеррористических учениях. Очевидно, по маневрам, их задачам и легенде можно будет судить, как воспринимают проблему ваххабизации республики силовики – как теоретическую или все же практическую опасность»."