"О том, что произошло с КГБ и другими советскими спецслужбами десять лет назад на самом деле написал Ганс Христиан Андерсен в своем бессмертном творении "Снежная Королева" еще в прошлом веке:
"Ну, начнем! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол (Дзержинский, Берия и пр. - на выбор). Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а все дурное и безобразное так и выпирало, делалось еще гаже. Прекраснейшие ландшафты выглядели в нем вареным шпинатом, а лучшие из людей - уродами, или казалось, будто стоят они кверху ногами, а животов у них вовсе нет! Лица искажались так, что и не узнать, а если у кого была веснушка, то уж будьте покойны - она расползалась и на нос и на губы. А если у человека являлась добрая мысль, она отражалась в зеркале такой ужимкой, что тролль так и покатывался со смеху, радуясь своей хитрой выдумке.
Ученики тролля - а у него была своя школа - рассказывали всем, что сотворилось чудо: теперь только, говорили они, можно увидеть весь мир и людей в их истинном свете. Они бегали повсюду с зеркалом, и скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые не отразились бы в нем в искаженном виде.
Напоследок захотелось им добраться и до неба. Чем выше они поднимались, тем сильнее кривлялось зеркало, так что они еле удерживали его в руках. Но вот они взлетели совсем высоко, как вдруг зеркало до того перекорежило от гримас, что оно вырвалось у них из рук, полетело на землю и разбилось на миллионы, биллионы осколков, и оттого произошло еще больше бед. Некоторые осколки, с песчинку величиной, разлетаясь по белу свету, попадали людям в глаза, да так там и оставались. А человек с таким осколком в глазу начинал видеть все навыворот или замечать в каждой вещи только дурное - ведь каждый осколок сохранял свойство всего зеркала. Некоторым людям осколки попадали прямо в сердце, и это было страшнее всего: сердце делалось как кусок льда. Были среди Осколков и большие - их вставили в оконные рамы, и уж в эти-то окна не стоило смотреть на своих добрых друзей. Наконец, были и такие осколки, которые пошли на очки, и худо было, если такие очки надевали для того, чтобы лучше видеть и правильно судить о вещах.
Злой тролль надрывался от смеха - так веселила его эта затея. А по свету летало еще много осколков. Послушаем же про них!"
Осколки КГБ
Итак, десять лет назад КГБ не стало. Тысячи его работников, профессионалов высшего класса, оказались на улице.Но ненадолго.
В начале 90-х охранные предприятия (ЧОПы) начали плодиться и размножаться со скоростью грибных спор после дождя. По данным статистики МВД, которое выдавало ЧОПам лицензии и разрешения на оружие, к 1993 году в различных охранных структурах насчитывалось более 200 тысяч сотрудников. А к середине 90-х уже складывалось впечатление, что большая часть здорового мужского населения России кого-то постоянно охраняет. Там и сям стали появляться лавочки и магазинчики по продаже "жучков" и прочей подслушивающей техники отечественного и импортного производства. Первый такой торговый отдел, если кто помнит, открылся в магазине "Журналист" (что символично) на проспекте Мира и сразу приобрел всероссийскую известность. В газетах замелькали интервью (почти всегда анонимные) с частными детективами, которые в основном жаловались на то, что им не выдают лицензии на оружие милиционеры-ретрограды, да предлагали в массовом порядке уличать неверных супругов в измене.
В этот период многие бывшие спецы из КГБ к настоящей работе на вольных хлебах еще не приступили, только присматривались к нарождающемуся рынку, пытались заниматься мелким бизнесом (в основном "челночили", наслаждаясь свободой после падения "железного занавеса"), еще не верили, что их опыт и знания могут кому-то пригодиться, кроме Советского Союза и Коммунистической партии, авангардом которой они так долго были.
А в это время на постсоветском пространстве с не меньшей скоростью, чем ЧОПы, множились коммерческие банки и СП, владельцам которых все острее требовались не только личная охрана, но киллеры и взрывники, специалисты по прослушке и защите информации... Быстрее всех в этом бизнесе сориентировались бандитские группировки, коих после победы демократии в 1991 году также развелось видимо-невидимо.
Эпоха малиновых пиджаков
Рэкет, липовые кредиты и внешнеторговые контракты, "красная ртуть" и фальшивые авизо наконец - все это атрибуты отечественной банковской деятельности начала 90-х. Не будем утомлять читателя статистикой о вывезенных за кардон миллиардах, о заказных убийствах банкиров, о разворованных тоннах нефти. Точных данных об эпохе первоначального накопления капиталов в России нет, и вряд ли когда-нибудь эти кровавые страницы отечественной истории будут написаны - слишком мало осталось в живых очевидцев.
Словом, пока спецы из КГБ и других силовых ведомств еще только определялись, бритоголовые парни и их наставники с многолетним тюремным стажем уже вовсю контролировали только нарождающийся российский банковский бизнес.
Бывшие комсомольцы, мелкие кооператоры, бывшие инженеры, спешно закончившие бухгалтерские курсы, - весь этот народ ринулся постигать азы банковского бизнеса. Новоиспеченные президенты коммерческих банчков и генеральные директора совместных предприятий не могли ничего противопоставить "чисто конкретному" натиску уголовников, гибли под пулями, дрожали над свежевырытыми могилами в перелесках и с болью расставались с первыми нажитыми не совсем честно миллионами в пользу славянских или кавказских братков, благодаря всевышнего, что остались живы.
Наезды, бандитские стрелки, заказные убийства, поначалу преподносившиеся журналистами как сенсации, постепенно стали сходить с первых полос и писаться без кавычек. А на рэкетиров разбогатевшие коммерсанты стали находить управу в лице тех же рэкетиров из противоборствующих преступных группировок, оснащая своих бритоголовых защитников дорогущими "мобильниками" (по 5 штук баксов за одну трубку), импортным оружием, новехонькими иномарками...
История показывает, что в начале 90-х роль служб безопасности российских коммерческих банков зачастую играли бандитские группировки и их лидеры (см. "список московских банков и их кураторов из бандитской среды, составленный специалистами Управления по экономическим преступлениям МВД РФ в 1993 году). Этот перечень сегодня вызывает умиление, простите за циничность. Работникам УБЭП были известны все домашние адреса лидеров ОПГ, которые еще ютились в "хрущевках", а характеристики "дерзок" и "способен на убийство" - еще из милицейских протоколов спокойной и благостной эпохи застоя.
Первая ласточка
Первым из российских олигархов, кто додумался создать свою личную спецслужбу из бывших сотрудников КГБ, был банкир Александр Смоленский. Безработица среди спецслужбистов тогда была очень высока, и соответственно выбор у нуворишей был огромен. Так, личную охрану главы банка "Столичный" в начале 90-х лично возглавлял легендарный командир элитного спецназовского подразделения "Альфа" В. Н. Зайцев, который в свое время брал штурмом дворец Амина в Афгане.
Правда, в середине 1994 года Зайцев оставил банкира Смоленского на произвол судьбы. В одной из конфиденциальных записок Службы безопасности президента РФ тогда указывалось: "Показательно, что работающие в СБС отдельные бывшие сотрудники КГБ, приближенные по роду своих обязанностей к Смоленскому, добровольно покидают банк, жертвуя высокими окладами, после того как им становится известно о криминальной стороне коммерческой деятельности главы СБС. В частности, в середине 1994 года из банка уволился начальник службы безопасности СБС Зайцев В. Н.. Несмотря на принимаемые меры, бывшие сотрудники КГБ отказываются свидетельствовать против Смоленского, однако подчеркивают, что "не желают, чтобы их репутация использовалась в качестве прикрытия для совершаемых в банке СБС махинаций".
Кроме мощной личной охраны банкир Смоленский создал АО "Инкахран", которое выполняло в основном инкассаторские функции, и костяк которого также поначалу составляли бывшие сотрудники КГБ. Но в 1994 году это подразделение службы безопасности СБС взбунтовалось. Почему? Цитируем записку СБП далее: "...Ухудшение финансового положения СБС заставляет руководство банка предлагать услуги фирмам с сомнительной репутацией, в том числе созданным и связанным с криминальными группировками. По сообщению ценного источника, сильное недовольство сотрудников службы безопасности СБС вызвал скандал, связанный с предоставлением услуг созданной при банке инкассационно-охранной фирмы "Инкахран", временно ангажированной для обслуживания мошеннической финансовой компании Л.Е.Н.И.Н. Когда собравшие у населения несколько миллиардов рублей уголовники, создавшие эту компанию, бесследно исчезли, обманутые вкалдчики предъявили претензии сотрудникам "Инкахрана", которые у них на глазах ежедневно вывозили из помещения компании Л.Е.Н.И.Н. мешки денег. Как показало следствие, банк СБС и его фирма "Инкахран" обеспечивали платную охрану и безопасное хранение денег в интересах преступной группировки, действовавшей под вывеской финансовой компании Л.Е.Н.И.Н. Недовольство чекистских кадров "Инкахрана" вызвало и привлечение на работу в эту фирму лиц с уголовными связями и сомнительным прошлым... За различные нарушения, допущенные в 1994 году "Инкахраном", банк СБС внес штраф в сумме 700 млн. рублей..."
А потом банкир Смоленский познакомился с перспективным начальником столичного РУОПа, и надобность в личной спецслужбе отпала сама собой - на защиту олигарха встали "птенцы Рушайло" (о дружбе Смоленского и нынешнего министра внутренних дел см. материал "Вор должен сидеть в тюрьме, если не может платить").
А в это время в приемной главного телохранителя страны Коржакова уже часами высиживал еще один будущий российский олигарх - Борис Абрамович Березовский, а в предбаннике банкира Гусинского столь же тягостно томился бывший начальник 5-го управления КГБ Филипп Бобков. Первая разрушительная война спецслужб олигархов еще только назревала, еще только вынашивались ее коварные планы... "