FLB: Боевой путь основного владельца компании «Уралхим» Дмитрия Мазепина
"«Пора покончить с офшорным наследием «дикой приватизации»». Эта фразу тогда ещё премьер-министр Владимир Путин произнёс в прошлом декабре во время мероприятий, посвященных перезапуску очередных мощностей Саяно-Шушенской ГЭС. Данная им характеристика была короткой и хлесткой – «совсем оборзели». И хотя слова эти относились в первую очередь к недобросовестным энергетикам, за собственные промахи выписывающим себе многомиллионные бонусы и задирающие тарифы для конечных потребителей, «оборзевших» с избытком не только среди них. Хватает «офшорных наследников» и в других отраслях. Скажем, среди производителей минеральных удобрений имеется Объединенная химическая компания «Уралхим». Один из крупнейших производителей азота и аммиака не только в России, но и в Европе, согласно собственным документам на 99,9% принадлежит кипрской компании Uralchem Holding P.L.C.. Хотя всем известно, что реальный её владелец – олигарх, входящий в список Forbes Дмитрий Мазепин.
Конечно, минеральные удобрения - не нефть, не газ и не металл, но за пять лет своего существования холдинг ухитрился накопить чистых долгов на 930,8 млн долларов (по данным на конец 2011 года) и регулярно оказывался в эпицентре громких скандалов. Вот лишь несколько штрихов к «экономическому портрету».
История первая. О происхождении
Сам факт появления ОХК «Уралхим» оказался результатом грандиозной многоходовой операции, которую допустимо сравнить с аферой, по итогам которой двое главных её участников отбыли в эмиграцию, а третий превратился в миллиардера. В 2002 году Дмитрий Мазепин трудился президентом одного из главных активов Газпрома – «Сибур холдинг». Некто Николай Горновский в то же время возглавлял «Межрегионгаз», главное внутрисбытовое подразделение все того же Газпрома. А у «Межрегионгаза» в свою очередь была «дочка» - АХК «Азот», которой «рулил» Георгий Бриллинг и в которую, в частности, входил Кирово-Чепецкий химкомбинат. «Рулил» настолько здорово, что в 2002 году почти все акции АХК «Азот» перешли во владение фирм Бриллинга. Горновский же с помощью завышенных цен на поставляемый газ нашёл на это деньги. А в 2004 году на аукционе по продаже госпакета акций Кирово-Чепецкого химкомбината победила никому неизвестная фирма «Финтрастком», которая, как выяснилось очень скоро, действовала в интересах Мазепина. ("Трибуна» от 05.06.2008) КЧХК стал основанием его империи, а бывшие помощники разъехались в Германию и Испанию.
История вторая. О выкупе
В июне 2008 года «Уралхим» сообщил о покупке контрольного пакета акций ОАО «Воскресенские минудобрения» (ВМУ). Это оказался тот самый пакет за который судились компания «ФосАгро» и австрийская фирма Uritrans. «Uritrans получила контрольный пакет акций комбината в 2006 году с правом продавца на обратный выкуп 14,8% акций. Но как только «ФосАгро» решила выкупить эти акции, Uritrans обратилась в суд. «ФосАгро» подала встречный иск. Суд вынес решение в пользу «ФосАгро». Но за три дня до этого решения акции уже выкупил Мазепин, причем даже не у Uritrans, а у нового владельца, «Агропродмир», которому Uritrans уже успела продать спорный пакет», - писала тогда газета «Трибуна» (23.06.2008). Затем последовал выкуп долей миноритариев. И если пакеты, представленные Dornan Property и «Фосагро» были выкуплены, то выкупать долю еще одного миноритария - Shades of Cyprus холдинг отказался. Более того, кипрский офшор «Эйсиэф агрохим», который был основным владельцем «Уралхима» подал в суд на собственную «дочку», чтобы признать сделку по покупке 72% акций «Воскресенских минеральных удобрений» за 360 миллионов долларов не действительной. Это делалось для того, чтобы не платить Shades of Cyprus, считали эксперты. В исках холдингу было отказано, а заодно Дмитрий Мазепин подставил Сбербанк, выступивший гарантом по обязательствам «Уралхима» перед миноритариями.
История третья. О другой стороне
Бороться со своими миноритариями «Уралхиму» не мешает даже то, что иной раз ему самому приходится быть в этой роли. Компании принадлежит порядка 10% завода «Тольяттинский азот». И вот уже несколько лет она пытается установить на нём свой контроль. Стремление понятно – не имея контроля над компанией, крайне проблематично перевести ее финансовые потоки в нужное (тому, кто переводит) русло. А это именно то к чему стремится «Уралхим». При этом он не избегает никаких методов и ведет себя скорее подобно рейдеру, нежели инвестору. Впрочем, ТоАЗ в свое время выдержавший прессинг со стороны еще более могучей, чем «Уралхим» ГК «Ренова», позиций своих сдавать не намерен. В отличие от «десятипроцентных» миноритариев-варягов, руководство завода постоянно думает о создании нормальных трудовых и социальных условий для сотрудников ТоАЗа и членов их семей.
История четвертая. О новогодних подарках
Накануне Нового 2010 года «Уралхим» снова удивил рынок. 28 декабря он передал 60,37% акций ОАО «ВМУ» кипрскому офшору Assethill Holdings. На один день. А на следующий вернул себе контроль над предприятием. Как писали тогда «Ведомости» кипрский офшор выкупил всю допэмиссию акций предприятия за 2,98 млрд. рублей.. Уже 29 декабря пакет Assethill Holdings сократился до 15%, а доля «Уралхима» возросла почти до 75%.
«Операция с ВМУ может быть проведена акционерами холдинга с целью последующего вывода средств на счета кипрской офшорной компании, которой холдинг теперь должен как минимум 100 млн. долларов», - говорили тогда эксперты рынка. И обращали внимание на забавное совпадение - сумма сделки по приобретению Assethill Holdings акций ВМУ была практически аналогична сумме последнего кредита полученного «Уралхимом» у Сбербанка для решения спора с миноритариями в досудебном порядке. История пятая. О рабочем инструменте
Но апофеозом действий сравнимых с цинизмом «Уралхима» и его владельца можно считать историю с поисками финансовой поддержки у государства. В сентябре 2009 года «Уралхим» написал письмо в Минпромторг, призывая спасти «Воскресенские минудобрения», который, мол, стоит на грани закрытия. Холдинг просил государство снизить для предприятия железнодорожный тариф на перевозки минудобрений, а также установить более низкие цены на основное сырье – апатитовый концентрат - и поспособствовать с решением вопроса по возврату экспортного НДС. Сумму, подлежащую возврату химический холдинг оценил в 790 млн рублей. В случае отказа в помощи, авторы письма намекали на волнения граждан и возможный социальный взрыв, которые в этом случае возникнут в регионе. «Независимая газета» приводила подробный пересказ письма:
«Авторы жалуются на бедственное положение предприятия, едва выжившее в условиях кризиса. Сетуют на убытки, составившие более 40 млн долларов только в первом полугодии. Правда, при этом не забывают подчеркнуть свои заслуги. Несмотря на неблагоприятную финансовую обстановку, за последний год в развитие производства было инвестировано около 500 млн рублей (по официальной отчетности компании – менее 90 млн рублей за два года). Однако ресурс исчерпан, и производство на грани разорения. Отсутствие ясных перспектив градообразующего завода ставит работников на грань отчаяния, готового обернуться социальным взрывом, подобным ситуации в Пикалеве», – цитировала тогда НГ.
Эксперты и аналитики рынка дружно расценили это письмо как шантаж и предполагали, что у «Уралхима» ничего не получится. На заседании в министерстве, которого состоялось неделю спустя, холдинг получил отказ в помощи. Представитель ФНС пояснил, что его ведомство действует в соответствии с установленными законом процедурами и обсуждать причины невозврата налога он не будет. Ещё жестче высказался представитель антимонопольного ведомства, который напомнил, что ФАС в этом году уже провела все необходимые проверки на ОАО «Апатит» и все необходимые расчеты, и не видит оснований для снижения рекомендованной им цены на сырье.
История шестая. Грустные выводы
По состоянию на конец 2011 года чистый долг «Уралхима» составил 930,8 млн долларов.
Увы, сомневаться в том, куда именно направлены финансовые потоки холдинга не приходится. Как писал журнал «Слияния & поглощения»: «… хозяин «Уралхима» заплатил себе 5,4 млрд. дивидендов за 2008 год по акциям Кирово-Чепецкого химкомбината, входящего в холдинг. Это больше показателей чистой прибыли комбината в 1,8 раза». А ведь сумма выплаченных дивидендов может быть больше суммы чистой прибыли только в одном случае – если идет перекачка денег за рубеж. Впрочем, около миллиарда долларов (по больше части взятых в кредит в банках) было растрачено на освоение Сординского месторождения фосфоритов в Кировской области, на освоение технологии термической переработки фосфоритов, и на освоение производства NPK-удобрений (азот, фосфор и калий) на ВМУ. Все эти проекты, как оценивают эксперты, потерпели полное фиаско.
И последний штришок к портрету. Как уже отмечалось, долги «Уралхима» составляют больше 930 млн долларов. Личное состояние Дмитрия Мазепина на конец 2011 года журнал Forbs оценил в 1,3 млрд долларов. Андрей Новоселов"