Бизнесмен Олег Сваток, бывший муж сестры Василия Якеменко, встретился с Rolling Stone, чтобы впервые рассказать о том, как экс-глава «Росмолодежи» вместе с бандитами из группировки «29-й комплекс» отбирал у него бизнес и чуть не лишил его жизни
"Бизнесмен Олег Сваток, бывший муж сестры Василия Якеменко, встретился с Rolling Stone, чтобы впервые рассказать о том, как экс-глава «Росмолодежи» вместе с бандитами из группировки «29-й комплекс» отбирал у него бизнес и чуть не лишил его жизни
Из интервью Василия Якеменко Lenta.ru от 17 января 2012 года:
«Это 1994 год был, если не ошибаюсь. Я занимался предпринимательской деятельностью, у меня была фирма по торговле автомашинами, и в том числе мы покупали и продавали «КамАЗы». Я знал этих людей («29 комплекс», - прим. RS), и они нам отдавали на реализацию машины. Тогда это были обычные 20-летние парни из, насколько я помню, Набережных Челнов, с которыми я сотрудничал точно так же, как и со всеми остальными».
«К вам приходит человек и говорит: «Здравствуйте, мы хотим поставить на реализацию партию «КамАЗов». - «Хорошо. Справки-счета есть?» - «Есть» - «По рукам».
«Все материалы, которые были у Ильи Яшина, все старательные проверки, все ответы, которые пришли, из них из всех следовало, что в 1993 году я этих людей видел один раз, и они поставили мне эту партию машин, и я их продал - это все, что нас связывало. С тех пор мы с ними никогда больше не виделись. Больше того, я уверен, что если внимательно изучить знакомых любого человека, которому сейчас 40 лет, обязательно найдется кто-то, кто был связан с криминальными структурами...»
«Я с ними не был учредителем фирмы... Понимаете, в то время происходили такие вещи, что оказаться с кем-то учредителем фирмы - это самое простое, что могло произойти...» Это было чуть ли не первое большое интервью, в котором Якеменко прокомментировал свое якобы бандитское прошлое. Слухи о том, что теперь уже бывший глава «Росмолодежи» являлся участником одной из самых кровавых организованных преступных группировок 90-х под названием «29-й комплекс», ходили давно. На деле существует пара бумаг, косвенно подтверждающих лишь знакомство чиновника с бандитами. Но мало ли кто из нас с кем был знаком? Тем более, в последнее время Якеменко удивляет даже самых ярых своих врагов - либералов. Он стал раздавать довольно откровенные интервью, в которых может вдруг не признаться в любви к Путину, с понимаем относится к людям, выходящим на Болотную площадь, участвовать в дискуссиях, и одеваться не как люберецкий гопник.
Оставив в июне по собственному желанию пост главы федерального агентства по делам молодежи Якеменко начинает взрослую игру - партстроительство, и с одобрения Владислава Суркова собирается создать «Партию власти» - альтернативу потерявшей авторитет «Единой России». Новая организация, по словам Василия, «будет опираться на людей будущего, не совсем довольных нынешнем положением дел в стране, но являющихся при этом категорическими противниками революции». Заявка на регистрацию в Минюст будет подана в сентябре, далее «Партия власти» планирует участвовать в выборах всех уровней. За 41 год Якеменко по-честному прошел путь от простого парня из Люберец до крупного государственного деятеля. С другой стороны - это классика легализации криминалитета. В журналистских и даже в некоторых чиновничьих кругах связь бывшего руководителя прокремлевского движения «Наши» с «29-м комплексом» все равно не подвергают сомнению. Хотя кулуары, конечно, не суд.
Группировка «29 комплекс» произросла из Набережных Челнов, республика Татарстан, где «комплексами» называют микрорайоны. Ее главарем сначала был некий Мансур Сафин, после его убийства командование взял на себя Адыган Саляхов по кличке «Алик Большой». О жестокости последнего ходят легенды - вплоть до четвертования неугодных конкурентов. Не случайно только в официальном уголовном деле, заведенном на группировку, речь идет о 21-ом убийстве. В 90-х «29-й комплекс» владел, по разным оценкам, от 60 до 80 процентов предприятий Набережных Челнов. Позже криминальный бизнес разросся до Москвы. В столицу перебралось большинство членов банды, где их стали называть «казанскими». В руководящий состав, кроме «Алика Большого», вошли его подельники - Юрий Еременко по кличке «Ерема» и Александр Власов по кличке «Шурин». Годовой доход коммерческих фирм, которые крышевала группировка, превышал миллиард рублей. Одной из таких структур было ТОО «Ак Барс», учрежденное в Москве в марте 1994 года как раз Саляховым, Еременко, Власовым, их казанскими друзьями Рахматуллиным и Нуриахметовыми, и, если верить единому реестру юридических лиц РФ - Василием Якеменко. Лишь в 2004-м году банду разгромили: на нее было заведено 200-томное уголовное дело, 33 наиболее активных ее членов предстали перед судом. Саляхова приговорили к 25-ти годам лишения свободы, Еременко получил пожизненный срок. Из учредителей на свободе странным образом оказался только Якеменко. Под него даже не «копали».
Попытку найти прямые доказательства причастности к криминалу в январе 2011 года предпринял оппозиционер, член политсовета движения «Солидарность» Илья Яшин, направивший запрос в прокуратуру города Набережные Челны. Проверка дала противоречивые результаты. Например (дословная цитата из документа под названием «Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела) «опрошенный в ходе проверки Саляхов А.А. пояснил, что человека по имени Якеменко Василий Григорьевич он вообще не знает, это имя ему ни о чем не говорит». Однако буквально на следующей странице того же документа подельник Саляхова, еще один совладелец «Ак Барса» Нуриахметов А.А., сообщает, что «несколько раз видел Якеменко В.Г. в офисе», что он был работником ТОО «Ак Барс», а главное, что организация «занималась реализацией автомашин «КамАЗ» и запасных частей к автомашинам «КамАЗ» (некоторые из участников банды сделали вид, что вообще не помнили, какой сферой бизнеса занимались). Правда, какую должность занимал будущий глава «Росмолодежи», заключенный пояснить не смог, сообщив лишь, что тот «занимался документацией». Но самое главное: по показаниям Нуриахметова «Якеменко точно был знаком с Саляховым. А и Власовым А.», хотя и «не знал, что те входят в группировку «29-й комплекс», и участия в совершении преступлений не принимал». После того, как результаты прокурорской проверки были опубликованы, пресс-секретарь Якеменко Кристина Потупчик прокомментировала их так: «Эти «неопровержимые» доказательства базировались исключительно на показаниях члена банды, осужденного на 25 лет, о том, что он видел Василия несколько раз в офисе. Смешно». При этом ранее она заявляла, что фамилия Якеменко всплыла в истории «Ак Барса» вообще по ошибке: якобы «кто-то из лиц, учредивших организацию, незаконно воспользовался для этого его паспортными данными». «Утерянный паспорт» и «посещение офиса» - уже достаточные противоречия для подозрений в сокрытии правды.
Уроженец Казани бизнесмен Олег Сваток знал Якеменко задолго до всех этих событий. И лучше бы не знал: по словам предпринимателя, Василий, являвшийся его подчиненным, буквально разгромил его бизнес-империю, и едва не лишил жизни его самого. «Мне просто повезло» - эту фразу во двух наших встреч Сваток произнесет неоднократно.
В начале 90-х он, бывший аппаратчик, занялся бизнесом под крышей академии наук СССР. Объединение, которое он возглавлял, назвалось «Глобус». Сейчас при упоминании слова «олигарх» Сваток смеется: «Теперь каждый второй олигарх. А я тогда был фактически один. У меня было около ста разных бизнесов. Я первым ввез в Россию персональные компьютеры. Первым открыл в Москве бутики настоящей итальянской одежды. Самолетами, пароходами возил. Все - легально, по документам, с уплатой всех налогов. В моей организации работало свыше четырехсот человек - в шикарном офисе во Дворце молодежи. Сотрудникам платил по 1,2 - 2 тысячи рублей в месяц - это в то время, когда люди в стране получали по двести, да и их могли ждать по два года. У меня же - полный социальный пакет, все одеты, обуты». Перед новым, 91-м годом, Сваток отправился в очередную деловую поездку - в Архангельск. Обратно в Москву улетал на чартере. В аэропорту к бизнесмену подошла девушка и попросила помочь: сказала, что ей срочно надо домой, а билетов нет. Сваток взял ее с собой на борт. Так он познакомился с двоюродной сестрой Василия Якеменко Ларисой. По словам предпринимателя - «серьезная девушка, закончившая ВУЗ при МИДе, после чего ее отправили в Архангельскую область строить железную дорогу для зеков и вывоза леса». Спустя непродолжительное время они поженились (Лариса оказалась беременной). И хоть прожили недолго, всего полтора года, бизнесмен стал помогать родственникам супруги - а именно, устроил всех к себе в «Глобус». «Вася тогда был еще студентом, - рассказывает Сваток. - Жил в Люберцах с кучей родственников, работу найти не мог. Я оплатил ему компьютерные курсы, купил для офиса самые последние цветные 486-е HP, сделал Якеменко системным администратором. Под новый, 92-й год, купил целый парк автомобилей «Жигули», раздал всем родственникам Ларисы, включая Васю и его брата Бориса, оплатил первому свадьбу, позже назначил его начальником компьютерного отдела, благодаря чему он имел доступ ко всей документации и контрактам». Сваток считает это назначение роковой ошибкой. По его словам, о том, кто такой Якеменко, можно было догадаться с самого начала.
«Подворовывать он стал чуть ли не с первого дня, хотя и по мелочи, - говорит бизнесмен. - Выполнял частные заказы, которые проходили мимо кассы. Я все знал, но разбираться не захотел. При обороте в миллиарды рублей (только личных денег у меня было 300 миллионов), то, что крал Вася, можно было списать на «усушку-утруску». Разбор полетов, увольнение, подготовка следующего компьютерщика, передача ему всех дел, были бы для меня в тысячу раз большей проблемой, чем закрыть глаза на издержки. К тому же в то время у меня были задачи поважнее: утром проснуться живым и вечером живым заснуть. Кругом гибли от рук бандитов все мои знакомые из ЦК ВЛКСМ, кто начал заниматься коммерцией. Каждые бизнес-переговоры, не важно с кем - с академиками или людьми в погонах - плавно перетекали в воровскую «стрелку». Это чудо, что я тогда остался жив». История восхождения Якеменко, по версии его начальника, началась с того, как на пороге фирмы «Глобус» появился человек по имени Вахтанг Шкубулиани, вольный борец из Сочи - 240 килограмм живого веса и два метра роста. «Знакомый знакомых, - рассказывает Сваток. - Он приехал и сказал: «Я вам сделаю кучу бизнес-проектов, у вас тут деньги вкладывать негде, давайте я продам вам за 11 миллионов рублей 200 гектаров земли в Сочи». Мы с ним туда съездили, я посмотрел землю, согласился на покупку, организовал кооператив, и... расслабился. Подумал, что Вахтанг хочет работать, пусть денег у него нет, зато есть возможности и связи - и доверился ему. А спустя какое-то время он приехал ко мне в офис с тем самым «Аликом Большим» и «Еремой» из «29-го комплекса». Он представил их как партнеров по совместному бизнесу. Я тогда задумал один большой социальный проект: хотел для офицеров группы войск, выходивших из Германии, сделать триста фермерских хозяйств на территории нынешнего Южного федерального округа - Краснодар, Ставрополье, Ростовская область. Чтобы они не в бандиты пошли, а делом занимались. Для этих хозяйств нужно было закупить «КамАЗы», поставить которые обязались как раз Саляхов и Еременко. Они никем у меня не работали, никаких должностей не занимали - речь шла только о партнерских услугах по поставке грузовиков. Тем не менее, они ежедневно торчали в офисе, и общались, в основном, с Васей». Для покупки «КамАЗов» Сваток взял под свои активы кредит в миллион долларов в банке «Менатеп» - в том самом, откуда позже вышли Ходорковский, Невзлин и Сурков.
«Менатеп» три месяца тянул с перечислением денег, - рассказывает бизнесмен. - А потом вдруг выдал наличными - явно с какого-то «левого» склада. Я лично ездил получать семь мешков из-под картошки, набитыми купюрами, сам их грузил в «Жигули». В это время, как я узнал позже, «29-й комплекс» уже окончательно договорился о «сотрудничестве» с Якеменко. Вася фактически вошел в их организационный комитет. Хорошо, что все деньги, прямо в мешках, я успел скинуть в банковское хранилище к своим друзьям. Дальше я еду в Челны, где мне обещали показать «КамАЗы», завод, на котором их производят, и прочее. На завод меня не привозят, грузовиков никаких нет, я сижу там неделю, меня кормят «завтраками», и уезжаю я оттуда уже при полном понимании того, что попал в капкан, что у меня в «Глобусе» сидят обыкновенные бандиты, которые хотят, чтобы я отдал им свои деньги ни за что. Они говорили об этом с Васей прямо в офисе, пока меня не было. Как узнал? Я всех прослушивал и «писал», соответствующая аппаратура у меня была». Сваток принял решение, выражаясь блатным сленгом, «прикинуться ветошью». По телефону он сказал своим новым партнерам, что возникла заминка - офицеры, мол, не сильно хотят становиться фермерами, а потому насчет покупки «КамАЗов» нужно еще подумать. Прилетев в Москву, в офис он не вернулся, поселившись в гостинице «Белград». Собирался связаться с казанским управлением ФСБ, чтобы «всю гоп-компанию приняли», но не успел. «Поняв, что я не собираюсь переводить им деньги, «29-й комплекс» вместе с Васей устроил на меня охоту, - говорит бизнесмен. - Сижу в отеле - и вижу, что вся эта свора подъезжает ко входу. Кто меня сдал - до сих пор понять не могу. Начинают прочесывать всю гостиницу. Дальше - захват, пистолет к виску, меня везут в офис. В фирме в этот момент фактически всем уже руководил Вася. Проблема одна: миллион долларов лежит в банке на мою фамилию - попробуй, подойди. Тогда начали мне напрямую угрожать: маму, папу убьем, дом сожжем, и так далее - ты, мол, сорвал нам контракт. Угрожали лично «Алик» и «Ерема», Вася в этом не участвовал - он просто ходил по офису, улыбался. В конечном счете мне пришлось оформить генеральную доверенность на всю сумму и на поставку 293-х «КамАЗов» на фамилию Якеменко. Бумаги я переписал на него прямо в офисе. Пока он получал деньги, меня держали в заложниках на какой-то квартире в «Текстильщиках». Сидел там несколько дней, говорил с бандитами о бабах, о погоде, о том, как фирмы открывать, а сам мысленно прощался с жизнью. Ясно, что я им был нужен живым только в тот момент - мало ли что? Позже, когда я общался со знакомыми, которые имели дело с этой бандой, они в один голос говорили, что я в рубашке родился. Никто не понимает, почему я не отправился на тот свет. Видимо, сыграло то, что я смог убедить этих ребят: я не в претензиях, и вообще не понял, что был в заложниках, это бизнес, а я их подвел... Они поверили, что никто искать их не будет, и успокоились. Был один шанс из тысячи остаться в живых, и он мне выпал». Миллион долларов, по словам Сватка, были только началом. «Казанские» растащили «Глобус» за считанные месяцы. «Забирали офисы, склады, доверху набитые товаром, у всех моих сотрудников отобрали машины, - рассказывает бизнесмен. - Вася расписывался на всех документах, сам стал ездить на шикарном «Мерседесе». То, что он натворил по «Глобусу», тянет лет на двадцать».
После этого Сваток виделся с Якеменко всего один раз, спустя несколько лет - когда Василий приехал в «Глобус» за документами об увольнении. До этого, по словам предпринимателя, будущий глава «Росмолодежи» от него скрывался, а решился на встречу уже тогда, когда работал в одной из структур Управления делами президента, занимавшихся раздачей квартир для военных. Ему уже покровительствовал Сурков. «Одна из бандитских команд, грабивших мои склады в Щербинке, вывезла товара на 12 миллионов рублей, - вспоминает Сваток. - Это были чеченцы, боевые командиры, которые, насколько мне известно, и познакомили Васю с Владиславом. Лично я Суркова никогда не видел, сказать мне о нем нечего. Это уже не моя история...»
Во всем, что рассказал бизнесмен, смущает одно: непонятно почему столько лет он молчал. Первоначально он вышел на Илью Яшина, несколько раз встречался с ним, и как говорит лидер «Солидарности», явно осторожничал, как будто прощупывал почву. Собственно, две наши встречи тоже состоялись в офисе «Солидарности» и в присутствии Ильи. По внешнему виду о Сватке совершенно невозможно сказать, что когда-то он был чуть ли не миллиардером. Простой черный пиджак, надетый поверх простой же шелковой рубашки, длинные волосы с проседью, убранные в хвост, на правой руке - два золотых кольца без изысков: одно - на среднем пальце, второе - на безымянном. Перед началом первой беседы бизнесмен говорит, что все документы, подтверждающие его слова, у него есть и хорошо спрятаны, а свой рассказ, в случае чего, он готов подтвердить в суде. Однако нам никаких бумаг он так и не показывает. На прямой вопрос о почти двадцатилетнем молчании Сваток говорит, что сам не верил, что когда-нибудь будет участвовать в таком разговоре. Потому как «переболел». «Я давно понял, что в этой стране при моей жизни ничего к лучшему изменить невозможно, - объяснил он. - Но тут увидел в интернете, чем занимаются Илья и его товарищи, и мне это понравилось. Они молодые, пытаются на что-то повлиять - почему не помочь? Я был таким же - только в конце 80-х. Мои друзья из аппарата правительства, с которыми я советовался, сказали, что если я сейчас рыпнусь на Васю - то пуля, которую я не получил двадцать лет назад, до меня обязательно долетит. Но знаете, я уже отбоялся. Мне шестой десяток пошел. Думаю, это неправильно - обладая таким знанием, унести его с собой в могилу. А как я в эту могилу попаду - переедет ли меня трамвай, или «снимет» снайпер - мне уже все равно. Я знаю, что Якеменко жулик, вор, подлый и мелкий человек, который всю жизнь завидовал людям, занимавшимся нормальным делом и которые были успешнее его». В едином реестре юридических лиц, зарегистрированных на территории РФ, информация об объединении «Глобус» при академии естественных наук действительно есть, и Сваток числится в нем президентом. Как и в еще нескольких организациях. Например, в «Учебно-продюсерском центре «Арт-дебют», осуществлявшем (по документам) финансовое посредничество. Или же в зарегистрированном в декабре 1991-го года ООО «Кольцо» с юридическим адресом в Щербинке, занимавшимся транспортировкой, обработкой, хранением грузов, а также материально-техническим снабжением и сбытом (видимо, это тот самый склад, разграбленный позже чеченскими бандитами). Правда, фамилия Якеменко по базам данных ни в одной из этих структур не всплывает ни разу. Это может быть следствием как профессионального заметания следов, так и того, что все откровения Сватка кем-то инспирированы, и являются не более чем еще одной внутриведомственной разборкой (с целью, например, подставить того же Якеменко). Впрочем, если генеральная прокуратура искреннее того возжелает, проверить или опровергнуть все вышеприведенные факты ей не составит труда.
P.S. Из интервью Василия Якеменко «Новой газете» от 24 мая 2012 года:
«Я вложил пять миллионов в «Партию власти»: на создание интернет-площадки, привлечение экспертов. Моих денег при таких темпах хватит еще месяца на три. Я не очень богатый человек. Деньги, которые я имею, я заработал в лихие 90-е».
«Когда меня спрашивают о КамАЗе, я говорю: а вы знаете, что это события двадцатилетней давности? Вам действительно это интересно? Прагматичных людей не интересует прошлое. Все, что касается моей прошлой жизни, меня не интересует».
«Принципов у меня немного. Я не нарушаю договора и стараюсь не мешать другим жить». "