Rolkan Investments Ltd отсудила у МВД круглую сумму
FLB: Российские силовики не смогли доказать в суде, что скандально известная авиакомпания занимается контрабандой
"«Скандально известную авиакомпанию Rolkan Investments Ltd, пилотов которой осудили в Таджикистане, еще в 2009 году подозревали в контрабанде — только не таджикские, а российские власти. На днях московский арбитраж вынес решение, из которого следует, что российские следователи арестовывали самолет Rolkan во Внуково, причинив компании убытки, - сообщил «Маркер».
Россиянин Владимир Садовничий и эстонец Алексей Руденко работали в Афганистане пилотами Rolkan Investments Ltd, занимаясь перевозкой гуманитарных грузов. В марте 2011 года они на двух самолетах Ан-72 возвращались в Россию и совершили экстренную промежуточную посадку в Таджикистане в аэропорту города Курган-Тюбе. После приземления их задержали и обвинили в нарушении границы, нарушении правил полетов и контрабанде. Контрабандой таджикские силовики сочли запасной авиационный двигатель. Спустя полгода летчиков приговорили к 8,5 года тюрьмы. Оба самолета Ан-72 были конфискованы в пользу государства. (Агентство федеральных расследований FLB рассказывало об этом скандале в публикациях «Не братский суд», «Сидят по совокупности причин» и других).
Российский МИД назвал приговор «крайне суровым и политически ангажированным». Позднее под давлением российских властей суд смягчил наказание, отпустив пилотов из-под стражи в зале суда, но обвинения не снял. Спор в судах Таджикистана еще не закончился — Садовничий намерен добиваться полной реабилитации. (Агентство федеральных расследований FLB рассказывало об этом в публикации «Самое главное – на свободе!»).
Как выяснилось впоследствии, российский и эстонский летчик авиакомпании Rolkan Investments Ltd были выпущены в ответ на освобождение из российской тюрьмы родственника президента Таджикистана Эмомали Рахмонова, осужденного в РФ за наркоторговлю. В частности, в публикации «Зачем понадобился пересмотр дела Рустама Хукумова» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «дело родственника таджикского президента Рахмона, Рустама Хукумова, посаженного в тюрьму за хранение и попытку сбыта 9,5 килограмм героина, будут пересматривать. В Верховном суде РФ возбудили надзорное производство по жалобе адвоката на приговор. Дело передали на рассмотрение в президиум Московского областного суда, сообщила пресс-служба ВС. Похоже, именно этот пересмотр, а не массовая высылка ни в чем не повинных трудовых мигрантов, и является настоящим "ассиметричным ответом" российских властей на дело российского летчика в Таджикистане.
Наркоторговца "закрыли" больше двух лет назад. В начале 2008 года в поле зрения оперативников ФСКН попали двое таджиков — 21-летний Фаридун Сангинов (кличка Чеченец) и 24-летний Рустам Хукумов. Несмотря на молодость, в друзьях у Сангинова ходили уголовные авторитеты Баха Самаркандский, Саид Бандит и Хвичи Кутаисский. А вот Хукумов оказался сыном начальника Железных дорог Таджикистана Амонулло Хукумова — родственника президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Дочь президента страны замужем за вторым сыном железнодорожного начальника. На родине будущий мажорный наркоторговец учился в Президентском лицее-интернате для одаренных детей и в Техническом университете. По окончании ВУЗа родители купили ему особняк в Подмосковье.
Летом 2008 года наружка ФСКН засекла встречу прибывшего из "Шереметьева" наркокурьера и передачу Хукумову и его подельнику 9,5 кг афганского героина. В тот же день героин расфасовали в свертки для дальнейшей продажи, но в дом нагрянули сотрудники УФСКН по г. Москве. Хукумова упекли на нары на 9 лет: по году за килограмм. Учитывая количество судеб, которые мог загубить данный героин — это чрезвычайно гуманный приговор, во многих странах мира наркобарыг казнят за гораздо меньшее количество зелья.
Все это время Хукумов сидел на нарах тихо. Информацию о нем обнародовало Lifenews после того, как в Таджикистане по сфабрикованному обвинению в контрабанде посадили в тюрьму двух ни в чем не повинных летчиков, один из которых, Владимир Садовничий, оказался гражданином России. Тогда его осуждение комментаторы напрямую связали с местью таджикских властей за осуждение президентского родственника.
Садовничий — отнюдь не единственный гражданин России, брошенный в зиндан самым "справедливым и неподкупным" в мире таджикским судом. Однако именно его осуждение вызвало такой резонанс — за других российских граждан, осужденных в Таджикистане, Киргизии или Узбекистане, пресса не пишет, и руководство страны за них не заступается.
МИД РФ официально опроверг связь между этими двумя делами. Но как бы там ни было, жесткая посадка летчика Садовничего на 8,5 лет строгого режима в Таджикистане осложнила российско-таджикские отношения, и президент Медведев заявил об "асимметричном ответе". Асимметрия оказалась проста, как таджикская лепешка: собрать и выслать десяток тысяч ни в чем не повинных гастарбайтеров, крепких, трудоспособных мужиков, которым есть, что сказать своему президенту.
Вот уж действительно – асимметрия налицо. Вместо того, чтобы прижать крупных таджикских наркоторговцев, через которых в Россию попадает до 20 тонн героина ежегодно, как это советовали сделать эксперты, в стране была развязана анитаджикская кампания. Низовые чины бросились ловить маляров, дворников и прочих работников отбойного молотка и метелки.
При этом, судя по нашумевшей статье Бориса Грызлова, ни для кого в России, включая ее высшее руководство, не секрет: именно высокопоставленные чиновники в Таджикистане имеют самое непосредственное отношение к транзиту афганского героина в Россию. Это они, а не мелкие барыги и нищие гастарбайтеры, тащат дурь тоннами, используя любые, даже дипломатические, каналы. И на них высылка гастарбайтеров не скажется вообще никак – ну, выслали несколько тысяч рабов и что? Героин как везли, так и будут везти.
Вот, например, отец того же Рустама Хукумова, греющего сейчас нары в зеленоградской колонии, Амонулло Хукумов глава государственного унитарного предприятия "Рохи охани Точикистон" (Таджикские железные дороги). Ведь именно ему непосредственно подчинены те самые "золотые" железнодорожные маршруты Душанбе-Астрахань, Куляб–Москва, Душанбе–Москва, где поезда курсируют набитые под потолок таджикскими рабочими, а самые укромные места – пакетами с героином.
Это хорошо налаженный и управляемый бизнес. Каждый начальник поезда, бригадир и проводник имеет свой план по переброске товара. По ходу следования составов в Узбекистане и Казахстане груз за немалую долю прибыли крышуют местные силовики. То же самое до недавнего времени было и в России. А, поскольку, сейчас в России пытаются усилить борьбу с наркотрафиком — большую часть груза стали сбрасывать с поездов на пустынных полустанках Западного Казахстана, откуда героин грузовиками через неохраняемую границу или на скоростных лодках по Каспию доставляют в Астрахань, и уже оттуда «дурь» расползается по России.
Сложно поверить, что глава ТЖД не имеет отношения к перевозимому его подчиненными грузу. Также сложно поверить, что в руководстве России не осведомлены о такой коммерческой активности Хукумова — старшего. Сколько может "стоить" один рейс такого поезда, сказать практически невозможно, но речь, по оценкам экспертов, идет не о десятках, а о сотнях килограммов чистейшего афганского героина. В каждом поезде, заметьте.
Что имеем в сухом остатке? В рамках вероятного неформального обмена Садовничий – Хукумов Верховный суд РФ, дело сына директора ТЖД, могут пересмотреть в сторону понижения ответственности. И тогда наркоторговец либо выйдет на свободу, либо срок будет значительно сокращен, а потом его выпустят по УДО. Похоже, именно это было главным условием освобождения российского летчика, что бы нам ни говорили официально. Это и есть настоящий ассиметричный ответ Москвы. А составы, набитые героином, как ехали, так и едут, превращая в гниющих заживо дебилов сотни тысяч молодых россиян, которые уже никогда не внесут свой вклад в экономику страны, не встанут на ее защиту.
Интересно, а захваченный таджикскими баями самолет - россиянам теперь тоже вернут? Или судьба мажора из Душанбе не стоит так дорого?» А в публикации «Таджикского наркоторговца в обмен на русских пилотов», FLB сообщило об освобождении Рустама Хукумова.
«За два года до этих событий Rolkan уже подозревали в контрабанде. В распоряжении «Маркера» оказалось решение Арбитражного суда Москвы по другому делу с участием авиакомпании. По материалам дела в 2009 году УВД Москвы на воздушном и водном транспорте получили оперативную информацию от ОБЭП о том, что «неустановленные лица намереваются переместить через таможенную границу воздушное судно с грузом запчастей, используя подложные документы». В результате самолет был задержан УВД и МВД, опечатан и помещен на стоянку в аэропорту Внуково — вплоть до 2010 года. Областная прокуратура не стала возбуждать уголовное дело, не обнаружив на борту судна «поддельных документов».
В ходе проверки c борта судна были изъяты две грузовые таможенные декларации с приложениями, карточки сертификата, страховой полис, бланки генеральных деклараций, бланк задания на полет с приложением полетного листа, сомнений в подлинности которых не имелось. В итоге самолет без данного пакета документов не мог совершать полеты вплоть до 2011 года, и весной 2011 года Rolkan обратилась на МВД в суд, требуя 3,7 млн рублей и $360 тыс. убытков и упущенной выгоды.
Суд решил, что самолет был задержан незаконно и авиакомпания не могла получать прибыль от его эксплуатации. Тем не менее, та могла сдать его а аренду, решил арбитраж. В итоге за простой самолета удалось отсудить 2,9 млн рублей и $280 тыс. В МВД «Маркеру» отказали в комментариях, с представителями Rolkan связаться не удалось.
Юрист компании «Делькредере» Андрей Тимчук считает, что у ведомств практически нет шансов на реванш в апелляции. Более того, отмечает он, авиакомпания сама может подать апелляционную жалобу, учитывая, что отсужена была не вся сумма иска. И апелляционная инстанция может пересмотреть процент удовлетворенных требований, резюмирует он»."