FLB: Сергей Степашин - наиболее недооцененный из российских чиновников высшего эшелона власти
"Проверяющий
«В карьере Сергея Степашина был один звездный час: в 1999 г. он стал главой правительства и, по слухам, кандидатом в преемники президента Бориса Ельцина. Правда, в написанных позже мемуарах первого российского президента утверждалось, что, назначая Степашина премьером, Ельцин сразу знал, что его придется увольнять, а настоящим кандидатом в преемники будет Путин.
Степашин против олигархов
В 2003 г. глава СП заявил о намерении проверить законность приватизации 1993 - 2003 гг. Многие расценили эти слова как начало деприватизации. Однако публикация отчета о проверочных мероприятиях несколько раз откладывалась. Только в октябре 2004 г. коллегия Счетной палаты утвердила отчет. По результатам проверки 140 крупнейших приватизированных предприятий ущерб государству был оценен в $45 млрд. Серьезных последствий публикация отчета не имела.
Весной 2004 г. Степашин обвинил владельца "Сибнефти" и губернатора Чукотского автономного округа Романа Абрамовича в использовании внутренних офшоров Чукотки с целью уклонения от уплаты налогов. В итоге к началу 2005 г. "Сибнефть" возместила государству $300 млн. Иных санкций в отношении Абрамовича тогда не последовало, но давление со стороны Счетной палаты могло способствовать тому, что в сентябре 2005 г. бизнесмен продал "Сибнефть" "Газпрому".
"Степашин слишком мягок, немножко любит позировать, любит театральные жесты. Я не уверен в том, что он будет идти до конца, если потребуется, сможет проявить ту огромную волю, огромную решительность, которая нужна в политической борьбе. Без этих черт характера я президента России себе не представляю. У Путина, наоборот, воля и решительность есть", - так Борис Ельцин объяснял свое решение в книге "Президентский марафон". Правда, многие политологи до сих пор не уверены, что Ельцин действительно был столь хитроумен, что все продумал заранее. Есть версия, что, назначая Степашина премьером, первый президент РФ все-таки экспериментировал с выбором преемника. И теперь, когда страна немного ошалела от перспективы находиться под управлением одного и того же человека в течение 24 лет, возникает вопрос: не ошибся ли, как всегда, Борис Николаевич, отвергнув кандидатуру Степашина?
Секрет непотопляемости
Так или иначе, Сергей Степашин, лишившись надежды стать президентом, после недолгих политических маневров (выборы в Госдуму от "Яблока", создание Национального антикоррупционного комитета) получил пост председателя Счетной палаты (СП). Далее случилось удивительное: он на этом посту остается в течение вот уже 12 лет. В некотором смысле Сергей Степашин являет собой пример путинской политической стабильности и даже служит ее высшим воплощением.
Недаром еще в далеком 2002 г. политолог Алексей Макаркин написал: "Главный секрет непотопляемости Степашина состоит в его незаурядной адаптабельности к сложившейся политической ситуации. Можно сказать, что он представляет собой тип почти идеального государственного служащего, лояльного по отношению к власти, готового быстро и аккуратно выполнить поручение, способного как действовать в бюрократической среде, так и общаться с политиками, если этого требуют интересы дела". Про непотопляемость Алексей Макаркин как в воду глядел: ни одно другое высшее должностное лицо не занимало в XXI веке один и тот же пост в течение столь длительного времени (за исключением экс-главы МЧС Сергея Шойгу). Даже сам Владимир Путин за это время успел поменять президентское кресло на премьерское и обратно. Разве что Сергея Степашина можно сравнить с его предшественником в правительстве, экс-премьером Евгением Примаковым, который в качестве "отступного" тоже получил палату, только Торгово-промышленную. Но Примаков все-таки ушел из ТПП в прошлом году, а Сергей Вадимович продолжает занимать место в высших эшелонах власти, нависая как дамоклов меч над всеми расхитителями бюджетных средств.
В качестве медиаперсоны положение главы Счетной палаты тоже совершенно уникально - его не с кем сравнить. Сергей Степашин постоянно присутствует в медиапространстве, его имя мелькает в новостях - и в то же время его как бы нет. В политической жизни страны Счетная палата и ее председатель играют роль "бесцветного фона". Политологи их оскорбительно игнорируют, и во всех политических раскладах и репортажах о "схватках бульдогов под ковром" ни Степашина, ни СП не принимают в расчет.
Может, это и хорошо: должны же быть аполитичные государственные органы! Но место и функции Счетной палаты в современном государстве вызывают самые разноречивые толкования.
"Он пугает, а мне не страшно"
По изначальному замыслу Счетная палата должна была стать орудием законодательной власти в ее контроле над властью исполнительной. Поскольку в последние десятилетия самостоятельная законодательная власть в России исчезла, то и политическую функциональность палата утратила. В конце концов, этот факт закрепили на законодательном уровне - были проведены поправки, по которым кандидатов на должности председателя и аудиторов Счетной палаты выдвигает президент. Таким образом, даже формальная независимость СП от исполнительной власти ликвидирована. Правда, в нынешнем году во время своей предвыборной кампании Владимир Путин предложил идею возвращения Думе права выдвигать кандидиатуры руководителей СП. И это свидетельствует, с одной стороны, о том, что строительство вертикали явно зашло в тупик, а с другой, что Счетную палату, видимо, не считают особо важной структурой. Правда, пока не слышно, чтобы мысль, озвученную Путиным в феврале, спешили реализовать.
Была ли все это время Счетная палата значимым, важным для государственного управления органом? На этот счет у опрошенных "Ко" экспертов имеются довольно разноречивые мнения. И экспертов можно понять. С одной стороны, СП проводила ежегодно сотни проверок, большинство результатов которых становилось достоянием общественности. Благодаря Счетной палате не осталось почти ни одного ведомства с незапятнанной финансовой репутацией. В отношении любого крупного проекта или важной организации можно найти сообщение о финансовых нарушениях, выявленных аудиторами Степашина. Даже Олимпиаду палата не пощадила: в отчете СП за 2011 г. так прямо в глаза и говорится, что сочинские Игры могут быть сорваны, план строительства выполняется на 74%. Благодаря Счетной палате мы знаем, что наша Богом хранимая государственная машина вращается с большим скрежетом и дребезжанием, и СП является "усилителем" этого дребезжания.
Счетная палата при этом не роет особо вглубь, не берет на себя функцию прокуратуры, не пытается разоблачить хищения и "распилы". Аудиторы выявляют только лежащие на поверхности нарушения - те, что можно найти по официальным документам. Обычно они связаны с несоблюдением формальных процедур. Но, как свидетельствуют результаты сотен проверок, наш госаппарат не дружит даже с формальными процедурами и не способен даже в бумагах замаскировать собственную неэффективность. Мы бы не узнали всего этого, если бы не было Счетной палаты, служащей мощнейшим инструментом повышения транспарентности государственного управления. Но вот становится ли госаппарат от всех этих усилий лучше и чище?
Комментируя тот факт, что результаты проверок СП неизменно сопровождаются самым широким освещением в прессе, старший партнер BDO в России Александр Веренков замечает: "Вспоминается реакция графа Льва Толстого на рассказ Леонида Андреева: "Он пугает, а мне не страшно". Возникает некоторое ощущение, что все это не всерьез. Ведь в конечном счете цель деятельности Счетной палаты не "найти и покарать, чтоб другим неповадно было", а выявить системные причины утечки или неэффективности использования бюджетных средств для их (причин) последующего устранения. Здесь не нужна громогласность. Но было бы неправильно отнести не очень высокую результативность на счет одной СП, поскольку она действует в определенной правовой и социально-политической среде, где имеют место и несовершенство законодательства, и специфика правоприменительной практики, и невостребованность полезной информации. Каким образом, например, СП может выявить неучтенные объекты имущества или оценить размер нанесенного ущерба, если на федеральном уровне отсутствует достоверная информация о количестве и балансовой стоимости имущества регионов и муниципалитетов?"
Финальный аккорд
Экономисты уверены, что качество институтов в России падает. Количество нарушений, выявляемых Счетной палатой, из года в год не уменьшается, суммы же нарушений стали катастрофически расти. Между 2000 г. и 2008 г. общие суммы зафиксированных палатой финансовых нарушений колебались где-то на уровне 100-150 млрд руб. в год. Однако финансовый кризис и посткризисный период спровоцировали скачок выявляемых нарушений: в 2009 г. - 238 млрд руб., в 2011 г. - 483 млрд руб. и, наконец, в прошлом году совершенно рекордные 718 млрд руб. То ли Счетная палата стала лучше работать, то ли нарушают гораздо больше.
Правда, оптимисты предлагают не придираться к цифрам, поскольку результаты работы СП "невидимы". "Главные результаты работы Счетной палаты имеют не столько количественный, сколько институциональный характер, - полагает председатель коллегии адвокатов "Вашъ юридический поверенный" Константин Трапаидзе. - Счетной палате удалось создать единую систему предварительного, оперативного и последующего контроля формирования и исполнения федерального бюджета. Само по себе это дорогого стоит. Повседневно отслеживая деятельность более чем ста главных распорядителей бюджетных средств, палата "по умолчанию" блокирует нарушения на гораздо большие суммы, нежели выявляются официально. Ее вклад в повышение качества управления государственными финансами очень значителен".
Главный вопрос, разумеется, заключается в том, как реагирует власть на сигналы, посылаемые Счетной палатой. В самой СП уверены, что прекрасно реагирует. В отчете за прошлый год отмечается, что после проверок Счетной палаты в отставку было вынуждено подать правительство Кабардино-Балкарии, а в Иркутской, Саратовской и Ленинградской областях уволили руководителей налоговых служб. "Многочисленные отставки последнего времени (да и любые отставки крупных чиновников, губернаторов, военных и т.д.) НИКОГДА не обходятся без справочки из Счетной палаты о нарушениях и т.д., - констатирует директор московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк. - Поэтому выезд представителей Счетной палаты "на задание" нередко является финальным аккордом в карьере того или иного деятеля. А последует ли за этим еще и уголовное дело, от политической воли зависит".
"В старой путинской системе Счетная палата, безусловно, нередко выглядела неким атавизмом времен Ельцина, однако в действительности выступала одной из важных сдержек в системе управления бюджетными средствами, - размышляет в этой связи финансист Павел Геннель. - Несмотря на то, что большинство проверок не имело для фигурантов никаких последствий, внимание Путина к работе палаты позволяло предполагать, что результаты проверок как минимум складываются "в стол", а возможно, и используются при принятии кадровых решений".
Работа без посадок
"Мы не правоохранительный орган, никого посадить не можем. Не имеем даже права возбудить административное производство и оштрафовать нарушителей финансово-бюджетного законодательства, как это в своей сфере полномочий делает, например, Федеральная антимонопольная служба", - говорил в одном интервью Сергей Степашин. Тем не менее, роль СП в сегодняшней структуре власти нельзя недооценивать. "Несколько лет назад должность аудитора Счетной палаты считалась пенсионной, - отмечает ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. - Но сегодня это мощный инструмент в аппаратной борьбе. Счетная палата проверяет расходование бюджетных средств, контролирует деятельность госкомпаний и госкорпораций. Все крупные скандалы последних лет, связанные с неправильным расходованием государственных денег, берут начало из ведомства Сергея Степашина". Его проверок боятся все. Ведь Счетная палата отчитывается непосредственно перед парламентариями, а все доклады попадают на стол президенту. Да и полномочия у аудиторов весьма широкие: им обязаны показывать любую внутреннюю документацию, значит, они обладают информацией обо всех движениях денежных средств.
В любой компании позиция человека, контролирующего ревизионную комиссию, является стратегической. Например, в "Ростехнологиях" этим занимается высокопоставленный чиновник Минэкономразвития. Кстати, недавно Сергей Степашин хвастался, что российская Счетная палата - единственная в мире, где трудятся фээсбешники. "Я не буду от вас скрывать - 25 действующих сотрудников ФСБ сегодня прикомандированы и работают в СП РФ", - заявил глава ведомства, выступая в Госдуме.
"Многие ревизии СП связаны с происходящими в стране политическими процессами", - подчеркивает Дмитрий Абзалов. Показательными в этом отношении были проверки Банка Москвы и столичного комплекса (метрополитен, дорожное строительство и т.п.) после отставки Юрия Лужкова. Естественно, обнаружились многочисленные нарушения, которые отчасти и послужили обоснованием для кадровых перестановок и изменения состава акционеров в приближенных к бывшему градоначальнику компаниях. А с проверкой Банка Москвы и вовсе произошла удивительная вещь. Ревизия началась в декабре 2010 г., но была прекращена досрочно, уже в январе 2011 г., "по личной просьбе" руководства ВТБ и нового мэра Сергея Собянина. Сергей Степашин объяснил это переговорами об объединении двух банков: чтобы "не мешать этому процессу, не пугать тех, кто имеет там вклады, юридических и физических лиц". Между тем в нормативных актах, регулирующих деятельность Счетной палаты, нет положения о приостановлении проверки. "Сергей Степашин - исполнитель и фигура подневольная, - констатирует глава Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых. - А сама Счетная палата является дополнительным инструментом воздействия власти на неугодный бизнес".
Чутье не подводит
Глава Счетной палаты очень тонко чувствует конъюнктуру и практически всегда попадает в тренд, идет ли борьба с финансовыми организациями, госкорпорациями, перерасходом денежных средств или использованием субординированных кредитов. "Все структуры, занимающиеся контролем госфинансирования, должны быть мобильны, уметь расшифровывать сигнал, поступающий сверху, успевать на него реагировать и действовать в тренде", - подчеркивает Дмитрий Абзалов.
Из последних трендовых проверок - госкорпорации и банки (ВЭБ, ВТБ, Сбербанк и Россельхозбанк). Как только заговорили о вреде госкорпораций, аудиторы тут как тут, проблемы с выводом средств из госкомпаний в офшоры - СП идет туда, чиновники озадачились связями топ-менеджеров госструктур с частным бизнесом и возможным конфликтом интересов - СП незамедлительно отправляет проверяющих в госбанки. Проблемы с Домодедово? Аудиторы спешат в аэропорт. РЖД, Фонд реформирования ЖКХ, "Газпром" и даже "Русал" попадали под прицел СП. Серьезных последствий для топ-менеджеров еще не последовало, но это, похоже, до поры до времени.
Пожалуй, одно из самых громких дел 2010 г. было связано с расходованием средств на подготовку российской сборной к зимним Олимпийским играм в Ванкувере. Команда заняла лишь 11-е место в общем зачете, и президент был крайне недоволен результатом. В итоге Счетная палата выяснила, что на подготовку и участие сборной в Олимпиаде потрачено 6,2 млрд руб., а фирмы-посредники, принимавшие участие в закупке товаров, заработали почти половину от этой суммы - 3 млрд руб. Тогда кресло зашаталось под министром спорта Виталием Мутко.
Недавно СП начала проверку работы предприятий энергетического комплекса. Произошло это после того, как Владимир Путин обвинил менеджеров госкомпаний в "тесных контактах" с частным бизнесом. Кстати, последняя проверка в "Русале" связана с проверкой эффективности налоговых преференций, предоставляемых предприятиям компании. В 2009 г. ведомство уже проверяло, насколько эффективно были использованы "Русалом" $4,5 млрд, выделенные Внешэкономбанком после начала мирового финансового кризиса. В тот раз обошлось: СП сочла, что средства использовались по назначению. Но сегодня расклад сил иной - Олегом Дерипаской недовольны. "Во-первых, свежа история с забастовками в Пикалево, во-вторых, в декабре 2009 г. штормом смыло новый грузовой порт в Сочи, который "Базэл" строил на паях с государством, в-третьих, не последнюю роль сыграло противостояние Олега Дерипаски с главой "Интерроса" Владимиром Потаниным за контроль над "Норникелем", - поясняет Дмитрий Абзалов. Чем закончится нынешняя проверка, пока неизвестно. Официальных результатов еще нет, а сама Счетная палата не ответила на запрос "Ко". "Счетная палата - это точно такой же орган государственной власти, как и все остальные. И с этой точки зрения было бы странно, если при принятии решений на политическом уровне будет делаться вид, что аудиторов это не касается", - говорит профессор ГУ ВШЭ Иван Родионов.
Богатые жены
Ревизионной функцией в интересах власти, похоже, аудиторы и ограничиваются. Им нельзя заниматься бизнесом, и доход большинства из них составляет в среднем 2-3 млн руб. в год. Но деловая активность не запрещена их женам. Например, супруга председателя СП Тамара Степашина заработала в прошлом году в 6,5 раза больше мужа, а суммарный доход семьи составил 24,9 млн руб. До середины 2000-х годов Тамара Степашина владела миноритарным пакетом Промышленно-строительного банка Владимира Когана. Она около 20 лет проработала в ПСБ, возглавляла его московский филиал, а незадолго до продажи акций банка группе "ВТБ" оказалась владелицей 5-процентного пакета, на продаже которого могла заработать, по оценкам аналитиков, около $30 млн. Сразу после этой сделки Тамара Степашина стала старшим вице-президентом ВТБ.
Самой богатой семьей среди аудиторов является чета Одинцовых. Михаил Одинцов, курирующий в Счетной палате топливно-энергетический комплекс, заработал в прошлом году 19,46 млн руб., а его жена - 38,66 млн руб. Одинцов последние десять лет отдал госслужбе: пять лет он был членом Совета Федерации, а в Счетную палату пришел в 2006 г. До прихода в политику он занимался крахмальным бизнесом - был одним из владельцев ОАО "Ибредькрахмалпатока" и президентом ОАО "Российские крахмалопродукты".
Громоотвод
Как бывший военный, Сергей Степашин умеет хранить тайны, поддерживать дисциплину, а в случае необходимости улаживать конфликты. Возможно, поэтому СП не сотрясали громкие скандалы, как это происходило в других министерствах и ведомствах. Можно разве что вспомнить дело оборонного предприятия НПО "Энергомаш им. академика В.П. Глушко" (ведущий мировой разработчик и производитель жидкостных ракетных двигателей). В сентябре 2007 г. правоохранительными органами был задержан прикомандированный к палате от Минобороны подполковник ВС Юрий Гайдуков. Он возглавлял группу инспекторов, проверявших оборонное предприятие НПО. По данным следствия, Гайдуков вымогал взятку в размере 1 млн евро.
Адвокаты утверждали, что дело о коррупции было сфабриковано самим "Энергомашем", дабы скрыть обнаруженные аудиторами нарушения. Но вскоре по делу Юрия Гайдукова была также задержана руководитель правового департамента СП Зарина Фарниева, а в конце сентября того же года по обвинению в нецелевом расходовании бюджетных средств, выделенных на подготовку Азиатско-Тихоокеанского экономического форума, были арестованы замдиректора департамента по контролю за федеральной собственностью Счетной палаты Василий Корягин, бывший первый вице-мэр Владивостока Сергей Дубовицкий и начальник инспекции Счетной палаты Сергей Климантов. Два этих случая вынудили уйти в отставку аудитора СП Сергея Абрамова, курировавшего данные проверки.
Годом ранее был заподозрен в покушении на получение крупной взятки аудитор Владимир Пансков. Но тогда все закончилось быстро. Пансков по просьбе Сергея Степашина мирно ушел в отставку, и скандал утих. "Степашин - сильный аппаратчик, у него мощная военная составляющая (генерал-полковник), опыт работы в правительстве, - отмечает Дмитрий Абзалов. - Благодаря аппаратному чутью и адекватному поведению он сумел себя реализовать и не быть замешанным в громких коррупционных скандалах".
Пишите письма
Ежегодно по "наводкам" палаты возбуждаются сотни уголовных дел. Но статистика показывает очень странную динамику. В первой половине "нулевых" годов число уголовных дел, возбуждаемых по материалам СП, было как минимум не меньше, а чаще гораздо больше количества самих материалов. В среднем после каждого письма Счетной палаты в прокуратуру или МВД возбуждалось одно-два дела. Однако в 2006 г. произошел резкий перелом. После 2006 г. уголовных дел становится в несколько раз меньше количества представлений, направленных палатой в правоохранительные органы. Если бы тенденция отмечалась в течение одного года, можно было бы это списать на случайность. Но мы имеем дело с трендом, четко прослеживаемым на протяжении последних шести лет и при этом резко контрастирующим с тем, что имело место в течение предшествующих шести лет. Что произошло в середине "нулевых"? На первый взгляд, напрашивается одно объяснение: именно в 2006 г. генеральным прокурором был назначен Юрий Чайка. Может быть, это совпадение. Но если с детской непосредственностью взглянуть на статистику Счетной палаты и не искать для этих цифр слишком сложных объяснений, то становится очевидно: финансовых нарушений в стране все больше, а правоохранительные органы реагируют на них все хуже.
Как считает политолог Автандил Цуладзе, Счетная палата в основном занималась тем, что придавала легитимность политической системе: она демонстрировала, что ведется борьба с коррупцией. С этим мнением полностью согласен руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов: "Счетная палата и ее шеф должны были не мешать работе бюрократических органов, а помогать выглядеть респектабельно. Одновременно этот орган являлся чем-то вроде места ссылки для политиков "старой школы". Работа Счетной палаты злоупотреблений не победила и бюрократический климат для инвесторов не улучшила".
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин на вопрос, как он оценивает роль Сергея Степашина и Счетной палаты в современной политической системе, ответил: "Это совершенно разные места. Степашин - старый, проверенный всем, чем можно, государственный деятель. Надежный, аккуратный, управляемый, не имеющий политических амбиций, не пугающий эффективностью. Ему можно поручить что угодно: прорывов не будет, но и провалов тоже. А Счетная палата - классическое "пятое колесо в телеге российской государственности": орган, призванный контролировать исполнение бюджета в политической системе, основанной, насколько можно понять, на их разворовывании! Уметь виртуозно закрывать глаза на качество исполнения федерального бюджета и не создавать таким образом угроз основам государственного строя при полном соблюдении внешних приличий дорогого стоит".
Куда посол?
Что же будет с палатой дальше? Сама она рассчитывает на расширение самостоятельности и полномочий, для чего подготовила новый вариант закона о СП (о его подготовке было объявлено в марте). Не исключено, что ее роль действительно усилится, поскольку политологи предсказывают возможность активного использования СП в переделах власти, связанных с началом новой политической каденции. "Сейчас, когда формируются новые органы власти и окончательный курс правительства и президентской администрации, Счетная палата может быть использована в более жестких сценариях в качестве рычага давления одной элитной группы на другую. Поскольку Сергей Степашин - выходец из силовых структур, он хранит верность "силовому" лагерю", - считает Автандил Цуладзе. "В условиях политического кризиса в России Счетная палата может стать инструментом клановой борьбы среди бюрократии. Поскольку кризис охватил не только низы, но и верхи общества, можно предположить, что Счетная палата способна оказаться серьезным оружием, но не более того. Ее "ссыльное" руководство приучено к подковерным играм и не подходит для реальной помощи в исправлении дел в стране", - подтверждает Василий Колташов.
Большинство экспертов полагают, что Сергею Вадимовичу лично, скорее всего, ничего не грозит. "Можно сказать, что Сергей Степашин - это человек на своем месте. Пока ситуация не переросла его, не вижу причин для его смены", - заверил "Ко" политолог, директор Центра коммуникативных технологий "PRопаганда" Андрей Степанов. Однако ведь нельзя же исключить сценарий, когда замечательное место председателя СП понадобится другому "политическому ссыльному". "Счетная палата сохранит свое положение, сегодня более всего напоминающее "отстойник" для уважаемых людей, - предсказывает Михаил Делягин. - Степашин не пойдет на повышение - нынешняя система не умеет ценить кадры, не склонные к самопиару, кумовству, либерализму и коррупции. Если Кудрину не удастся возглавить Банк России, он может "сесть" на Счетную палату, а Степашина выкинут послом в какую-нибудь Белоруссию. Это будет великолепно для Белоруссии (там первый раз появится нормальный российский посол), но плохо для России, так как Степашин, выражаясь языком фондового рынка, наиболее недооцененный из российских чиновников высшего эшелона власти".
Сергей Степашин
Год рождения: 1952
Место рождения: Порт-Артур (Китай)
Образование: Высшее политическое училище внутренних войск МВД СССР, Военно-политическая академия им. В.И. Ленина, кандидат исторических наук
Профессиональный опыт:
1973 - 1981: служба во внутренних войсках МВД
1981 - 1990: преподаватель в Высшем политическом училище МВД
1990 - 1993: народный депутат РСФСР, председатель комитета по вопросам обороны и безопасности Верховного совета РФ
1991 - 1992: заместитель генерального директора Агентства федеральной безопасности РСФСР - начальник управления АФБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
1992 - 1993: заместитель министра безопасности России - начальник управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
1993 - 1994: первый заместитель директора Федеральной службы контрразведки
1994 - 1995: директор Федеральной службы контрразведки России
1995: директор ФСБ России
1995 - 1997: начальник административного департамента аппарата правительства РФ
1997 - 1998: министр юстиции РФ
1998 - 1999: министр внутренних дел РФ
1999: председатель правительства РФ
1999 - 2000: депутат Государственной думы
С 2000 г. председатель Счетной палаты Российской Федерации
Семейное положение: женат, имеет сына
Хобби: книги, занятия спортом, театр
Кто за что в ответе
Сергей Агапцов - экс-сенатор от администрации Волгоградской области. Аудитор СП с 2004 г. Контролирует расходы федерального бюджета на науку, образование, культуру, спорт и средства массовой информации.
Александр Пискунов - бывший депутат Госдумы. Аудитор СП с 2001 г. Контролирует использование национальных ресурсов на проекты и программы общегосударственного значения.
Алексей Кузьмицкий - бывший губернатор Камчатского края. Аудитор СП с 2011 г. Контролирует расходы федерального бюджета на международную и внешнеэкономическую деятельность.
Игорь Васильев - бывший сенатор от исполнительного органа государственной власти Республики Коми. Аудитор СП с 2010 г. Контролирует формирование и исполнение доходов федерального бюджета.
Сергей Мовчан - экс-директор Федеральной регистрационной службы. Аудитор СП с 2007 г. Контролирует расходы федерального бюджета на общегосударственные вопросы.
Александр Жданьков - экс-глава контрольной службы ФСБ РФ. Аудитор СП с 2007 г. Контролирует расходы федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность.
Валерий Богомолов - бывший депутат Госдумы. Аудитор СП с 2011 г. Контролирует расходы федерального бюджета на обеспечение национальной обороны.
Михаил Одинцов - бывший сенатор от Законодательного собрания (Суглана) Эвенкийского автономного округа. Аудитор СП с 2006 г. Контролирует расходы федерального бюджета на природопользование и агропромышленный комплекс.
Михаил Бесхмельницын - бывший сенатор от Белгородской области. Аудитор СП с 1995 г. Контролирует государственный долг, банковскую систему, Центробанк, кредитно-финансовые учреждения и финансовые рынки.
Александр Филиппенко - бывший губернатор, председатель правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Аудитор СП с 2010 г. Контролирует взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней.
Сергей Рябухин - экс-сенатор от Ульяновской области. Аудитор СП с 2001 г. Контролирует расходы федерального бюджета на промышленность, энергетику и строительство, дорожное хозяйство, транспорт.
Владимир Катренко - экс-заместитель председателя Госдумы. Аудитор СП с 2007 г. Контролирует расходы федерального бюджета на реализацию общенациональных приоритетов в области здравоохранения, социальной политики и бюджеты государственных внебюджетных фондов». Константин Фрумкин, Андрей Красавин, «Компания», №23 (708)