Украина сумеет вернуть долги России, только если наведет порядок на своем энергетическом рынке
""Кучма выглядел очень помятым", - делились со мной впечатлениями украинские коллеги-журналисты, наблюдавшие за встречей президентов во время недавнего визита на Украину Владимира Путина. Говорят, российский президент отказался пить со встречающей стороной, что по чиновничьим меркам очень плохой признак. И это понятно: три месяца назад президенты вроде бы договорились о графике погашения громадного украинского долга, но Украина опять не платит.
Интербартер
До последнего времени расчеты велись по клиринговым схемам. В счет частичного погашения долга украинская сторона должна была поставить в 1999 году российским федеральным ведомствам товаров и материально-технических ресурсов на сумму 500 млн. долларов, но не выполнила взятые на себя обязательства. Как сообщили нам в Исполнительном комитете СНГ, с российской стороны были решены все организационно-правовые вопросы для обеспечения этих поставок. Тем не менее поставки продовольственных товаров для федеральных нужд России осуществлены лишь на 0,6 млн. долларов, а с июля прошлого года и вовсе прекратились. Отчасти это произошло потому, что украинская сторона предлагает России продовольствие по ценам, значительно превышающим стоимость аналогичных продуктов на российском рынке.
Правда, и мы пытались до последнего времени поставлять газ по ценам выше среднерыночных. Цена 80 долларов за тысячу кубометров, установленная по межправительственному договору еще при премьере Черномырдине, по словам вице-премьера Украины Юлии Тимошенко, "не вписывается ни в какие рыночные рамки". Цифра 80, по ее мнению, бралась во многом "с потолка" (себестоимость газа для Газпрома составляет 2-3 доллара за тысячу кубометров "на устье скважины", правда, в "газодефицитную" Германию российский газ качают за те же 70-80 долларов). По данным советника Исполнительного комитета СНГ Игоря Тарасова, в настоящее время газпромовские поставки, составляющие более половины российского экспорта газа на Украину, идут по цене 50 долларов. В текущем году Украина закупит у России 30 млрд. кубометров газа по цене 40 долларов при условии расчета живыми деньгами. То есть Украине удалось получить газ по принципиально новой цене и в объемах, необходимых для потребностей страны (общая потребность - 73 млрд. кубометров, 18 млрд. Украина добывает сама, но при этом экспортирует газ из Туркмении).
Но неуплата долгов - еще цветочки. По данным Минсотрудничества, несанкционированный отбор, а проще говоря, воровство газа Украиной составляет по 150 млн. кубометров в сутки. Вдумайтесь, в с у т к и! Во время визита Путина в Киев Украина вынуждена была смириться с тем, что ее долг России был увеличен на размер убытков от этого воровства за период с января по апрель 2000 года.
Кучма занимался самобичеванием и произнес назидательную речь о том, что России нужно проявлять как можно больше жесткости к должникам, таким, как Украина, которая не заплатила 500 млн. долларов. Правда, потом все свое недовольство украинский президент сорвал на подчиненных: после отъезда Путина Кучма провел заседание Кабинета министров, где устроил разнос энергетикам. Досталось и вице-премьеру, курирующему ТЭК, Юлии Тимошенко, которую обвинили в излишнем увлечении реформами и невнимании к остальным проблемам отрасли. На следующий день прошло заседание Координационного комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью при президенте, где Кучма метал громы и молнии, называя самыми коррумпированными сферы энергетики, приватизации и ВПК, пригрозил даже провести чистки в руководстве ТЭКа, правда, не называл никаких фамилий.
Двумя днями раньше досталось и.о. президента государственной компании НАК "Нефтегаз" (украинский монополист по добыче нефти и газа) Игорю Диденко - правда, уже от Юлии Тимошенко и Рема Вяхирева, включенного в российскую делегацию. Говорят, выходя из кабинета вице-премьера, он пытался выместить злость на упавшей из его рук папке, пнув ее ногой так, что она отлетела на несколько метров. Видимо, ему указали на непозволительность так называемого несанкционированного отбора газа. "Не подписали РАО "Газпром" и НАК "Нефтегаз" контракты на поставки газа на 2000 год в полном объеме, заложниками ситуации стали и Россия, и Украина, - рассказывает "Итогам" Юлия Тимошенко. - России пришлось наблюдать за тем, как из транзитных газопроводов уходит газ на потребности Украины, а та, разводя руками, говорила, что не может рассчитываться по 80 долларов и не может остановить поток, ибо тогда не будут отапливаться дома...".
Энергоигла
Насколько важны для Украины, как, впрочем, и почти для всех стран СНГ русские энергоресурсы, можно проиллюстрировать следующей цифрой - в товарообороте наших стран ТЭК составляет, по данным Минсотрудничества, 56,6%. Украине не хватает ни нефти, ни газа, она остается энергодефицитным государством, хотя и обладает собственными ресурсами.
Благодаря своему географическому положению Украина имеет возможность покрывать часть собственных потребностей в углеводородах за счет доходов от транзита - ведь через ее территорию осуществляется транзит нефти, газа и нефтепродуктов в страны Западной Европы. Годовой доход Украины от транзита природного газа в страны Запада составляет порядка 2,5 млрд. долларов при плате за транзит 1,75 доллара за тысячу кубометров за 100 км. Магистральными трубопроводами Украины в 1999 году перекачено 156,1 млн. тонн газа (96% к 1998 году) и 67,4 млн. тонн нефти (99,6% к 1998 году).
Однако, по прогнозным оценкам специалистов корпорации "Шелл", в обозримом будущем позиции Украины как главной транзитной страны СНГ будут ослабевать (см. таблицу). Это связано с вводом в действие газопровода из России через территорию Белоруссии (далее в Польшу), а также с подписанием договора между Россией и Турцией о строительстве прямого газопровода по дну Черного моря ("Голубой поток"). Обиженные постоянными попытками увеличивать плату за транзит по нефтепроводу "Дружба", российские компании готовы приступить к строительству "обходного" нефтепровода по территории Ростовской области через станицы Суходольная и Родионовская.
Некуда деваться
Бартер, пусть межгосударственный, как известно, до добра не доводит. Различные клиринговые схемы создали благодатную почву для расцвета посреднических фирм, как российских, так и украинских.
Наиболее известный российский посредник - "Итера". Эта группа компаний, зарегистрированных во Флориде, активно участвует почти во всех газовых проектах стран СНГ совместно с Газпромом - занимается расчетами и поставками газа в страны Содружества, добывает газ на территории России, снабжает газом Свердловскую область. Пресса часто намекает на аффилированность этой структуры к менеджменту РАО "Газпром".
"Давайте посмотрим, что собой представляет экспорт Украины на территорию России. 42 процента составляют станки, продукция металлообработки, котлы, химия и нефтехимия и т.д., то есть фактически продукты переработки наших собственных энергоресурсов, - рассказывает исполнительный директор Межгосударственного валютного комитета СНГ Дмитрий Чегодаев. - Цены в общем-то близки к мировым, и наши хозяйствующие субъекты точно так же не могут расплатиться с украинскими предприятиями. Так что ситуация задолженности неодносторонняя. Они не могут расплатиться за нефть и газ, а мы - за станки, металл. И вот на этом как раз живет и работает "Итера", которая ищет тех, кто должен тут и там".
Но "Итера" не одинока. К примеру, оборот импортера российского газа, коммерческой фирмы-посредника "Единые энергетические системы Украины", в 1996 году составил 4 млрд. долларов. Эта цифра выглядит фантастической рядом с суммарной задолженностью Украины перед РАО "Газпром", которая с учетом штрафов и пеней по различным уценкам в 1999 году достигла "всего-навсего" 2,233 млрд. долл. (1,741 миллиардов - "тело" долга, 492 миллионов - пеня за последний год за просроченные выплаты). Правда, в результате переговоров размер основного долга, видимо, уменьшится на 300 миллионов (см. стр. 35).
Есть еще целая сеть украинских "энергетических посредников", которые фактически приватизировали финансовые потоки генерирующих и добывающих государственных и полугосударственных предприятий. Происходит это так: близкий к исполнительной власти бизнесмен регистрирует оффшорную фирму, которая правительственным распоряжением назначается посредником между российскими поставщиками энергоресурсов и украинскими потребителями. Посредник освобождается от пошлин, принимает платежи за электроэнергию или газ, а российским поставщикам не платит или платит частично по бартеру и с большим опозданием. Он же занимается поставкой сырья (естественно, по завышенным ценам) и сбытом продукции (по демпингу), оставляя предприятиям ровно столько, сколько нужно для простого воспроизводства (своеобразный толлинг с последующим оседанием прибыли у посредников).
Первые же попытки, вернее, намек на попытку правительства младореформаторов Виктора Ющенко добиться большей прозрачности расчетов, навести мало-мальский порядок в организации рынка энергоносителей встретил бурное сопротивление посредников. Как только г-жа Тимошенко предложила перейти на расчеты за электроэнергию через государственный расчетный центр (некое подобие казначейского исполнения бюджета со встроенными контрольными функциями казначейства), тут же посыпались упреки в нерыночности предлагаемых мер, организована попытка отстранить Юлию Владимировну от дел.
В 1999 году объем добычи газа на Украине остался на уровне прошлого года и составил 18,0 млрд. куб. м (из которых 6-7 уходит на нужды газоперекачивающей системы), а потребности страны, напомним, доходят до 73 млрд. куб. м. Объем добычи нефти снизился и составил 3,8 млн. тонн при потребности в 20 млн. тонн. По сравнению с 1991 годом падение объемов добычи газа и нефти составило 73% и 80% соответственно.
Сокращение добычи произошло в результате того, что уменьшились промышленные запасы сырья из-за свертывания финансирования геологоразведочных работ. Что касается нефти и нефтепереработки, в советские времена на Украине была создана мощная и по-своему уникальная база нефтеперерабатывающей промышленности, способная обеспечить переработку более 50 млн. тонн нефти в год. Она создавалась в расчете на обеспечение южной и европейской части СССР нефтепродуктами и в качестве сырьевой базы для химической промышленности. Однако в 1999 году производство бензина составило всего 2 млн. тонн (при потребности 20 млн. тонн). Сегодня Украина активно закупает каспийскую нефть, уже сейчас Одесский терминал готов к приему 10 млн. тонн в год. "