FLB: Руководителям EnBW стыдно признавать, что они тайком от основного акционера потратили кучу денег и остались с носом
"«В арбитражных судах Стокгольма, Цюриха и Берлина уже несколько лет продолжается тяжба между немецким энергоконцерном EnBW и российским предпринимателем Андреем Быковым. EnBW требует с лоббиста возвращения около 130 млн евро за неисполненные контракты по закупке ядерного топлива, но ответчик утверждает, что договоры были фиктивными, - сообщает сегодня http://www.rbcdaily.ru/2012/06/13/world/562949984093853 РБК daily со ссылкой на датскую деловую газету Handelsblatt.
В интервью Handelsblatt на этой неделе Андрей Быков впервые подтвердил, что за годы, пока EnBW последовательно возглавляли Герхард Голль, Утц Клаассен и нынешний председатель правления Ханс-Петер Виллис, по фиктивным договорам (о чем руководство концерна было в курсе) в Россию поступило примерно 200 млн евро. Половина этой суммы являлась гонораром российского лоббиста.
По словам г-на Быкова, перед ним стояла задача улучшения имиджа EnBW в России. Средства концерна направлялись в первую очередь на благотворительность: в частности, на финансирование 84 церквей, 30 памятников, 60 шахматных клубов, оперного театра и трех оркестров, а также ряда детских садов и больниц. Деньги шли на «улучшение политического ландшафта, так как в России благотворительность помогает поддерживать контакты с влиятельными политиками, чиновниками и военными», утверждает г-н Быков. Все это должно было помочь EnBW получить выгодные контракты на поставки природного газа из РФ. В 2000 году, после того, как Германия стала готовиться к выходу из атомной энергетики, EnBW срочно понадобился альтернативный источник энергии.
По данным Handelsblatt, 50-летний Андрей Быков имеет доступ к Владимиру Путину и вхож в ведущие энергокомпании России — «Газпром» и «Роснефть». «Четверть всей суммы была выплачена, когда EnBW руководил Герхард Голль, а три четверти во времена Утца Клаассена и Ханса-Петера Виллиса», — рассказал г-н Быков. Он сообщил, что получал средства от EnBW лично и затем распределял их в России. Половина от 200 млн евро была передана ему в качестве гонорара. Лоббист пояснил, что для того, чтобы скрыть истинную цель фиктивных договоров от крупного акционера EnBW — Electricite de France, формально речь шла в них о закупках ядерного топлива, а лоббистская суть прописывалась в дополнительных протоколах.
«С помощью этих денег я готовил почву под заключение газовых сделок», — говорит г-н Быков. Он утверждает, что >b>в курсе происходящего было не только руководство EnBW, но и менеджеры среднего звена.
По данным Handelsblatt, сомнения в том, что российский лоббист занимается вопросами атомной энергетики, возникли у проверявшей EnBW комиссии еще в 2004 году. В ее отчете указано: «Необходимость данных договоров в контексте поставок ядерного топлива не подтверждается. Очень похоже на то, что речь идет о формировании благоприятного климата в газовом секторе».
Утц Клаассен, который руководил EnBW с 2003 по 2007 год, в ответ на запрос Handelsblatt сообщил, что ни о каких миллионных взносах в пользу русских церквей и памятников культуры он не помнит, да и проблематикой природного газа он не занимался. Его предшественник Герхард Голль (1997—2003) ответил, что во время его работы в EnBW «никаких фиктивных договоров не заключалось». Впрочем, он признал, что газовой тематикой занимался и с г-ном Быковым сотрудничал. Нынешний глава EnBW Ханс-Петер Виллис указал, что всегда исходил из того, что г-н Быков расходует миллионы евро «в оговоренных в договорах целях», то есть на закупку и хранение топлива для АЭС».
Как сообщало это же издание в марте 2012 года, «прокуратура города Мангейма начала предварительное расследование в отношении одного из ведущих энергетических концернов Германии EnBW. Ведется проверка на предмет «наличия оснований для подозрений в злоупотреблении положением и уклонении от уплаты налогов», сообщил Handelsblatt прокурор Петер Линтц.
Как сообщалось ранее, руководство компании утверждает, что предприятия, принадлежащие российскому бизнесмену Андрею Быкову, работающему в Швейцарии, не выполнили взаимных договоренностей. Фирмы г-на Быкова Eurepa Suisse S.A. и Pro Life Systems S.A. и немецкий концерн заключили в 2005—2008 годах ряд договоров на поставку урана и совместную работу по демонтажу атомной электростанции в Обригхайме (Баден-Вюртемберг). Также швейцарская фирма Eurepa Suisse S.A. должна была выплатить кредит, взятый для разработки и развития мониторинговой системы по контролю за транспортировкой ядерного топлива в России. Концерн EnBW заплатил гражданину России 120 млн евро, а теперь через арбитражное судопроизводство требует эту сумму назад.
Профессиональная принадлежность данного гражданина формулируется в деле как «лоббист». Свои претензии немецкий энергогигант обосновывает тем, что г-н Быков не выполнил оговоренных в заключенном с ним договоре работ, в частности по «поставкам и хранению урана».
В свою очередь, Андрей Быков вернуть миллионы отказывается, выдвигая аргументы, которые и заставили немецкую прокуратуру насторожиться: названные виды работ он не выполнил якобы согласно существовавшей об этом с немецкой стороной договоренности. Дело в том, утверждает г-н Быков, что на самом деле деньги были ему уплачены за лоббизм, а EnBW был, мол, заинтересован свои истинные цели в указанном договоре скрыть.
В ответном иске Андрея Быкова указано, что при содействии принадлежащих ему и расположенных в Цюрихе фирм Eurepa Suisse S.A. и Pro Life Systems S.A. немецкий концерн EnBW хотел получить доступ к газовым месторождениям в России, но сделать это таким образом, чтобы об этом не узнал тогдашний главный акционер EnBW французский концерн EDF, так как этот гигант атомной энергетики весьма скептически относился к газовому бизнесу EnBW. В этом и заключается причина расхождения текста договора с истинной целью его заключения. Таким образом, 120 млн евро — это плата за лоббистские услуги, которые и были выполнены.
В тот момент, когда заключалась сделка, председателем правления EnBW являлся Утц Клаассен (с 2003 по 2007 год). Однако, когда следственные органы ФРГ обратились к нему с соответствующим запросом, бывший глава EnBW через своего адвоката заявил, что ни о каких сделках с фирмами Андрея Быкова за период с 2005 по 2008 год он ничего не знает. По мнению же представителей EnBW, встречный иск Андрея Быкова является тактическим маневром, то есть попыткой уйти от необходимости вернуть уже выплаченную ему сумму.
Впрочем, перед следствием сейчас стоят буквально десятки вопросов, на которые предстоит найти ответы. Например, почему EnBW заплатил 120 млн евро авансом и кем в действительности является предприниматель Андрей Быков»."