FLB: Глава администрации Нижнего Новогорода Олег Сорокин, похоже, очень хорошо понимает, что ему нужно во власти
"Градоначальник-девелопер
FLB: Глава администрации Нижнего Новогорода Олег Сорокин, похоже, очень хорошо понимает, что ему нужно во власти
Герой нашего смутного времени
Как коммерсант из 90-х работает во главе Нижнего Новгорода
«25 октября 2010 года мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов неожиданно для многих лишился должности. Свержение популярного градоначальника с высоким рейтингом доверия горожан стало итогом замены всенародных выборов избранием главы муниципалитета голосами городских депутатов. Победителем в этой эпической кампании за симпатии депутатского электората оказался Олег Сорокин – 43-летний коммерсант с крайне сложной биографией, упоминавшийся в нескольких скандальных ситуациях и уголовных делах.
По окончании памятного заседания, которое привело к власти Олега Сорокина, пока в кулуарах большинство местных политиков и журналистов атаковали триумфатора со здравицами и вопросами, наиболее понимающие эксперты предлагали поздравить экс-мэра Булавинова с тем, что произошло. Дескать, только теперь, когда Сорокин получил-таки вожделенное мэрское кресло, Булавинову можно будет не так сильно опасаться за свое спокойное будущее. Сам бывший градоначальник, если бы услышал эти поздравления, наверное, понял бы, о чем речь...
Никому в Нижнем не нужно лишний раз пояснять, кто такой Олег Сорокин. На пути к достижению своих целей новый градоначальник не привык останавливаться перед преградами. В городе его считают чрезвычайно целеустремленным бизнесменом, причем способным пойти на многое, чтобы добиться первенства. Олег Валентинович имеет все шансы войти в будущие учебники истории как подлинный герой нашего смутного времени.
Семеновский джинсовый барон
Жил себе в Семенове юноша Олег Сорокин. Вернувшись из армии в 1987 году, стал кооператором. Мастерил сувениры и «варил» джинсы, продавая свой немудреный товар в киоске у Московского вокзала. Чем еще занимался Олег Валентинович, доподлинно неизвестно, журналистам он характеризует свою тогдашнюю деятельность как купля-продажа.
Его жизнь – история успеха коммерсанта из 90-х, классического героя эпохи первоначального накопления капитала в России на рубеже веков. Бизнес-карьера Сорокина началась в реалиях лихих постперестроечных и тучных нулевых лет. Многие современные предприниматели прошли через времена, в которых были кооперативы и привокзальные ларьки, скупка акций и банкротство оборонных заводов с последующей их приватизацией. Затем в стране начались игры по другим ставкам: вексельные схемы хищений сотен бюджетных миллионов в госструктурах, отмывка денег через кипрские офшоры, уголовные дела, закончившиеся ничем. Эти годы сопровождались разборками с дележом собственности, похищением людей, автоматной стрельбой, появлением трупов. Некоторые из тех, кто выжил в этом аду, пришли впоследствии к легализации капиталов, дозрели до похода в политику и формирования нового имиджа общественного деятеля. В таких условиях и среди таких людей закалялся характер Сорокина и создавалась его биография.
В публичном пространстве будущий нижегородский градоначальник впервые появился в 1998 году в качестве директора оборонного завода «Старт» и владельца крупного пакета акций предприятия. Как сообщала нижегородская газета «Новое дело» (см. номер от 23.12.04), Сорокину предложил «возглавить завод и управлять им в общих интересах» влиятельный нижегородский банкир Михаил Гуревич.
«Я тогда решил сменить сферу деятельности, – рассказывал потом Сорокин в интервью «Ведомостям» (см. номер от 26.04.05), – и в поле зрения попал завод «Старт». Однако, будучи на посту гендиректора завода, понял, что я не человек производства». Вывести «Старт» из кризиса, чего от него так ожидал заводской коллектив, менеджеру не удалось. Увы, предотвратить фактическую смерть предприятия тогдашняя власть также не смогла или не удосужилась.
Для многих удивительным было пребывание во главе госпредприятия молодого человека без серьезного опыта работы на производстве подобного рода. Однако многое прояснилось спустя несколько лет, когда, как сообщает газета «Новое дело» (см. номер от 30.03.06), «Старт» обанкротился и его имущество оказалось у пяти фирм, причем «половина этих фирм принадлежала Олегу Сорокину, а другой половиной, по его словам, владел его приятель и партнер Михаил Гуревич».
Для нижегородских застройщиков было мечтой прекращение работы государственного завода, интересовавшего коммерсантов лишь с точки зрения огромного участка в 25 тыс. кв. м в самом центре города. Причем это земли с коммуникациями и инженерной инфраструктурой. Однако повезло Сорокину. А уже в 2003 году на площадях заводской столовой «Старта» сорокинской компанией «Столица Нижний» был возведен фешенебельный торговый центр «Этажи». В 2005 году прежние цеха предприятия превратились в торговые ангары «Спортмастера» и «М-Видео». Завода больше нет.
Деньги для бедного госслужащего
В целом понятно, откуда в 2001 году могли взяться деньги на покупку имущества и земли у банкира Гуревича, но тайна происхождения легальных миллионов Сорокина, увы, до сих пор не разгадана. Все, что известно об Олеге Валентиновиче до его чудесного появления в 2001 году в образе крупного капиталиста-девелопера, – недолгое пребывание в качестве госслужащего областного Дорожного фонда, о котором сообщали «Ведомости».
Может быть, торговля джинсами-«варенками» в свое время принесла семеновскому кооператору столь внушительную прибыль, что и спустя десятилетие ее хватило на приобретение территорий и инвестиции в масштабное строительство? Согласитесь, мало кто смог так разбогатеть на подобном товаре... Потому ответ на вопрос «Откуда дровишки?» некоторые ищут не только в джинсовом бизнесе, но и в связях, которые Сорокин накопил за время работы финансовым директором этой госструктуры. С 1999 года до осени 2001-го будущий бизнесмен трудился заместителем финдиректора фонда. Обстоятельства его движения по карьерной лестнице были поистине детективными…
Смерть начальника фонда Виктора Ерикова, вероятно, сильно упростившая карьеру его зама в Дорфонде, до сих пор вызывает вопросы у всех, кто знаком с обстоятельствами трагедии. Ериков погиб при невыясненных и парадоксальных обстоятельствах – мастер спорта по плаванию утонул. Притом что из заключения судмедэкспертизы следует, что на момент смерти содержание алкоголя в крови погибшего составляло 0,82%. Иначе говоря, он был трезв, так что не мог, что называется, утонуть по пьянке.
Местные интернет-форумы пестрят сообщениями со ссылками на материалы проверки по факту смерти Ерикова, в которых якобы говорится, что при осмотре трупа чиновника был выявлен перелом одного из шейных позвонков. Однако ссылки на эти материалы почему-то всегда оказываются нерабочими. Тем не менее, уголовное дело по факту гибели чиновника возбуждено не было. А вскоре после Ерикова – также при невыясненных обстоятельствах – погиб и директор Дорфонда Александр Глазов. Таким образом, Олег Валентинович начальствовал в организации вплоть до своего ухода.
Как бы то ни было, а вскоре после того, как Сорокин в 2001 году покинул госслужбу, Нижний Новгород узнал его в нынешнем качестве – как крупного бизнесмена, руководителя девелоперской группы компаний «Столица Нижний».
Кстати, почти сразу же стартовала эпопея скандалов, связанных с землей и имуществом «Старта», о которых сообщал, например, нижегородский «Коммерсант» (см. номер от 14.04.06). Все, что тогда произошло, могло наглядно продемонстрировать нижегородцам личность Олега Сорокина. Хваткий семеновский коммерсант сначала избавился от опеки своего компаньона, затем и от тех, кому Гуревич продал свою долю. Последний из оппонентов-компаньонов Сорокина – когда-то казавшийся всесильным зампред Заксобрания Нижегородской области Михаил Дикин – лишился не только своей доли, но и… свободы. Как сообщала Газета.ru (см. номер от 04.08.06), Дикин получил 16-летний уголовный срок за организацию покушения на убийство Сорокина. Как пишет издание, в декабре 2003 года некий автоматчик обстрелял «Мерседес» бизнесмена. Сорокин был ранен. Дикин якобы заказал компаньона, дабы таким образом разрешить имущественный спор за «Старт». В среде правоохранителей нет единого мнения ни по поводу заказчиков покушения, ни насчет того, было ли оно на самом деле. Газета «Новое дело» (см. номер от 02.09.04) даже обсуждала возможность инсценировки этого странного ЧП. Ведь милиционеры не смогли тогда ответить на главный вопрос юриспруденции «Кому выгодно?» и о мотиве преступления.
Бизнес из 90-х пришел во власть
После нескольких подобных громких случаев имя Олега Сорокина нижегородцам запомнилось, однако до последнего времени предприниматель значился в общественном мнении в разряде бизнесменов с мало понятным позиционированием. В 2006 году никто не придал особенного значения его «походу» в местную политику. Ведь многие бизнесмены были не прочь обзавестись депутатским мандатом Думы, просто чтобы «пасти властную поляну». Местному порталу «Политическая кухня» Олег Сорокин в 2004 году говорил: «Понимаете, мы бизнесмены чистой воды. Я всегда дистанцировался от политики потому, что считаю, и в этом абсолютно уверен, что одинаково хорошо заниматься бизнесом и политикой невозможно». А в 2010 году он после непростой борьбы все же добился в Думе собственного назначения на пост главы Нижнего Новгорода.
Нет нужды подробно останавливаться на отмеченных в последние годы в Нижнем Новгороде политических изменениях. В городе, по сути, формируется местное жесткое ответвление региональной вертикали исполнительной власти. Сорокин, видимо, решив не испытывать судьбу на прямых выборах и не выступать против популярного в народе мэра Вадима Булавинова, просто удачно подыграл губернатору Валерию Шанцеву, который в 2009 году начал активную работу по подчинению себе местного самоуправления.
Целью негласной политической реформы в Нижегородской области политологи посчитали окончательное устранение сопротивления глав городов и районов региона. В первую очередь, как можно понять, необходимо было убрать с политсцены строптивого мэра областного центра. Для этого удобнее всего было использовать отмену всенародных выборов муниципальных глав, что в конечном счете и было сделано. У политика Шанцева были одни цели, и он их добился. Коммерсант Сорокин, возможно, не хуже губернатора знал, чего он хочет от власти.
Совмещать работу в муниципалитете, которая касается распределения земли, и при этом обеспечивать равные условия для всех инвесторов – сложная задача. Ведь цель девелопера – постараться отдать поменьше недвижимости в качестве так называемой доли города. А цель городских властей – выбить из застройщика максимум площадей в пользу муниципалитета за предоставленный под строительство дома участок. Конфликт интересов неизбежен.
ООО «Старт-Строй» активно работало на городских стройках. Одним из наиболее заметных проектов последнего времени стало строительство на земельном участке в 50 га в микрорайоне Мещерского озера. Жилой комплекс «Седьмое небо» – это 18 многоэтажек общей площадью 150 тыс. кв. м, о котором поэтично повествовали журналисты: «Для строительства нового жилого комплекса компания «Столица Нижний» выбрала одно из самых живописных мест Нижнего Новгорода. Именно здесь шумела известная на весь мир Нижегородская ярмарка, для гостей которой знаменитый Монферран построил великолепный Староярмарочный собор. Из окон квартир будут открываться потрясающие виды на высокий берег Волги, панораму Нижегородского кремля, Чкаловскую лестницу, Мещерское озеро».
Если судить по предварительному договору между администрацией города и ООО «Старт-Строй», девелоперы собирались отплатить за отданные им подобные живописные места передачей муниципалитету не менее 7% площадей административно-бытовых объектов и не менее 3% квартир в возведенных жилых домах. На сегодняшний день сданы в эксплуатацию 16 из 18 многоэтажек «Седьмого неба». Однако сколько квадратных метров жилья оказалось в итоге этого проекта в собственности города? Этого узнать журналистам не удалось – информации о передаче недвижимости муниципалитету в открытых источниках не обнаружилось, хотя городские руководители любят отчитываться о таких приобретениях. Чьи интересы оказались важнее для Олега Валентиновича – муниципалитета или строительной компании, – это вопрос с подвохом к градоначальнику.
Кистень власти
Иногда чиновники зарабатывают на административном ресурсе. То и дело пресса пополняет список наиболее удачливых в бизнесе родственников губернаторов и мэров все новыми именами. Но то, что произошло в Нижнем Новгороде с территориями бывшего совхоза «Цветы», способно шокировать кого угодно.
В августе 2010 года прошел открытый конкурс на право комплексной застройки 30 га земли в черте города – территории бывшего совхоза «Цветы». Как сообщали СМИ, в частности нижегородская «Новая газета» (см. номер от 16.12.11), в конкурсе участвовали две компании – ООО «Старт-Строй» и ООО «Жилстрой-НН». Выиграло его ООО «Жилстрой-НН», обещавшее построить на этом большом земельном участке жилье общей площадью 335 тыс. кв. м, а также создать за свой счет все необходимые объекты инженерной инфраструктуры. Компания планировала вложить в строительство жилья и развитие данной территории не менее 10 млрд. руб., а по окончании строительства передать 14% от 335 тыс. кв. м жилой площади.
Как можно подсчитать, 14% от предполагаемой площади строительства – это 47 тыс. кв. м. В открытых источниках можно узнать, что стоимость 1 кв. м на улице Цветочной, по самым заниженным оценкам, составляет 40 тыс. руб. Таким образом, можно подсчитать, что нижегородский муниципалитет получил бы от ООО «Жилстрой-НН» около 1,9 млрд. руб. Причем в виде самых что ни на есть реальных квартир, которые весьма пригодились бы городу.
Проигравшее на конкурсе ООО «Старт-Строй» обратилось с иском в суд о признании результатов конкурса недействительными. Как сообщала газета «Коммерсант» (см. номер от 13.08.10), учредитель и гендиректор «Старт-Строя» – тогда еще депутат – Олег Сорокин назвал проведенный конкурс нечестным и нарушающим права другой компании.
После серии скандалов, как сообщает все та же нижегородская «Новая газета», в итоге на аукцион вышло только ООО «Старт-Строй». При этом Березин, как сообщают все те же СМИ, встретился с главой города, и они, видите ли, нашли компромисс по «Цветам». Березин заявляет, что глава города обещал ему поддержку других строительных проектов, но взамен отказа от площадки в Приокском районе. Получается, предприниматель Сорокин открыто торгует интересами города, главой которого он по совместительству является.
От этого договора город, по данным СМИ, получил 330 млн. руб. Напомним, что, по подсчетам «Новой газеты», по условиям контракта с ООО «Жилстрой-НН» муниципалитет мог приобрести квартиры общей площадью 47 тыс. кв. м общей стоимостью около 2 млрд. руб. Ущерб для города журналисты издания оценили в 1 млрд. 600 млн. руб.! Но и это еще не все. Комплексное инженерное обустройство территории Цветочной улицы, как можно понять, будет проводиться за счет средств... городского бюджета.
И это, видимо, не промах или халатность, а метод нынешней властной системы. Это больше похоже на принципиальный подход – всеми возможными способами облегчить получение максимальной прибыли определенным бизнес-структурам. При этом, как можно подсчитать, затраты удается «повесить» на город и горожан – лучшие земельные участки достаются элите, а оплачивать строительство дорог, коммуникаций и прочей инфраструктуры на этой земле руководство города позволяет налогоплательщикам.
Говорят, что Олег Сорокин, принимая присягу нижегородского градоначальника, сказал, что через пять лет нижегородцы не узнают город. Планировалось решить проблему ветхого фонда, очередей в детские сады, увеличить в три раза городской бюджет и много чего еще. Сегодня спустя полтора года сорокинского управления муниципалитетом некоторые горожане начинают с тревогой размышлять, чем были слова «Вы не узнаете город!» – то ли угрозой, то ли предостережением. Валерий Добровольский, «Независимая газета»"