" Глава "Газпрома" Алексей Миллер хочет вернуть своей компании право на экспорт нефти, которого она лишилась в прошлом году. Впрочем, эти планы противоречат намерению министра энергетики Игоря Юсуфова передать экспортные объемы "Газпрома" Казахстану.
"Дочки" "Газпрома" ежегодно добывают около 9 млн т нефтяного сырья, большая часть которого приходится на газовый конденсат. Раньше монополист экспортировал до 4 млн т нефти в год, а основным продавцом этих объемов выступал трейдер "Транснафта". Однако с осени прошлого года "Газпром" практически лишился возможности продавать нефть на экспорт.
Еще в 2001 г. вступил в силу новый закон о естественных монополиях, по которому экспортная квота определяется пропорционально объемам нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов "Транснефти" (раньше она вычислялась от объемов добычи). Нефтяников эти поправки не затронули, ведь практически все их сырье и так поступает в трубу. "Газпром" же пользуется услугами "Транснефти" в основном для экспорта, а поставки сырья на НПЗ осуществляет по конденсатопроводам. В итоге его экспортный график сократился с 640 000 т нефти в III квартале 2001 г. до 147 000 т в IV квартале 2001 г. и I квартале 2002 г.
Топ-менеджеры "Газпрома" неоднократно обращались в Минэнерго с просьбами учесть специфику компании и увеличить ей экспорт нефти, но их попытки не увенчались успехом. А недавно газовый монополист узнал, что часть его прежних экспортных объемов министерство собирается отдать казахским компаниям, которые тоже не сдают конденсат в трубопроводы "Транснефти".
По данным "Газпрома", Минэнерго решило изменить соглашение с Казахстаном, предоставив казахским компаниям право дополнительного экспорта 3 млн т нефти в обмен на поставки карачаганского конденсата на Оренбургский ГПЗ. Раньше правом закупки и экспорта нефти по этой схеме пользовалась "дочка" "Газпрома" - "Оренбурггазпром". Переработанный на ГПЗ конденсат компания поставляла на НПЗ Башкирии, а взамен могла продать за рубеж более 1 млн т нефти в год.
Узнав о планах передать экспорт "Газпрома" казахам, Алексей Миллер в конце января направил письмо Игорю Юсуфову (его копия имеется в распоряжении "Ведомостей"). В новой схеме, считает Миллер, не учитываются экономические интересы не только "Газпрома", но и России в целом. В случае ее принятия "валютные поступления, которые при экспорте 3 млн т нефти составят до $500 млн, поступят в Казахстан, а не в Россию", - пишет глава "Газпрома" и просит Юсуфова решить вопрос в пользу российской компании.
Но Минэнерго явно не настроено идти навстречу газовому монополисту. "У "Газпрома" нет законных оснований добиваться права на дополнительный экспорт нефти, - заявил вчера "Ведомостям" чиновник этого ведомства. - Раньше ему удавалось пользоваться различными схемами для увеличения экспортного графика, теперь эта компания будет работать на общих основаниях". Кроме того, считает собеседник "Ведомостей", большая часть прибыли от экспорта нефти все равно оседала не в "Газпроме", а у его трейдера - "Транснафты". По его словам, сам "Газпром" получал с каждой экспортной тонны $1, тогда как разница между внутренними и внешними ценами на это сырье составляла $20 - 40. "Думаю, Миллера просто дезинформировали. Сейчас мы готовим ответ на его запрос и хотим привести в нем данные ГТК, которые покажут реальную ситуацию", - говорит чиновник.
Впрочем, в итоге Миллер, хоть и не добился экспорта для "Газпрома", создал помехи для казахов. По данным "Ведомостей", вопрос о соглашении с Казахстаном должен был рассматриваться на прошлой неделе на комиссии по доступу к трубе под руководством вице-премьера Виктора Христенко. Но вопрос сняли с повестки. Правительственный чиновник утверждает, что "казахская схема умерла из-за письма "Газпрома". Правда, в Минэнерго говорят, что переговоры по экспорту пришлось остановить из-за смены кабинета в Казахстане.
"