FLB: Эндрю Смулян готовил для своего бывшего босса легальную сделку, но с подачи спецслужб США подсунул ему «туфту» на 25 лет
"Бут и его «бабу»
23 мая должен быть вынесен приговор подельнику «торговца смертью» — Эндрю Смуляну, который выступил на суде основным свидетелем обвинения и «потопил» Виктора Бута
«Когда 6 марта 2008 года тайские полицейские ворвались в конференц-зал бангкокского отеля «Софитель», чтобы арестовать Виктора Бута и Эндрю Смуляна, те повели себя по-разному. Бут ушел в глухую несознанку, Смулян же, что называется, не отходя от кассы, вступил на путь исправления.
Его бессменная бесплатная защитница Мэри Маллигэн будет просить, чтобы судья приговорила Смуляна к уже отбытому в предварительном заключении сроку, начавшемуся более четырех лет назад. Прокуроры, видимо, не будут ей перечить, хотя для порядка потребуют, чтобы осужденного обязали выплатить США 15 млн долларов, которых у 71-летнего Смуляна нет и уже не будет.
Сразу после того, как Смуляна взяли в «Софителе», он безропотно согласился вылететь в США, что и сделал вечером того же дня. По прибытии в маленький аэропорт под Нью-Йорком сопровождавшие Смуляна оперативники DEA(управление по борьбе с наркотиками) официально взяли его под стражу, а Смулян дал им письменное разрешение обыскать изъятый у него ноутбук и «три мобильника в белой сумке», а также написал 13 своих электронных адресов и пароли к ним. Оттуда в том числе и были добыты доказательства против Виктора Бута.
Смуляну предъявили те же обвинения, что и Буту, и перевели в одиночку на тот же десятый спецэтаж манхэттенской федеральной тюрьмы МСС. Находясь на спецэтаже, Бут постоянно сетовал на строгости режима и на тюремное питание. >b>Смулян же не пожаловался ни разу. «К тюрьме претензий нет, — говорится в протоколе одного из его допросов. — Еда нормальная».
Адвокат Маллигэн называет Смуляна «образцовым заключенным» и подчеркивает, что он вызвался в тюрьме обслуживать и чинить стиральные машины. Сам Смулян пишет судье, что в общей сложности потратил на это более 3050 часов, причем 350 из них — в ночную смену. Эндрю Майкл Смулян родился 21 марта 1941 года в Англии, где временно находился его отец, выходец из еврейской семьи, эмигрировавшей из Литвы в Южную Африку. Нынешний узник МСС провел в Африке большую часть жизни и имеет южноафриканское и британское гражданство. Насколько мне известно, ни Южная Африка, ни Великобритания не протестовали против его ареста, а Смулян, в свою очередь, не просил ни ту, ни другую за него вступиться.
В 1959 году Смуляна призвали в южноафриканские вооруженные силы, где он прослужил в авиации радистом до 1966 года. После демобилизации переехал в Йоханнесбург, работал по найму пилотом. Впоследстви устроился авиадиспетчером и был с 1974 по 1983 год директором международного аэропорта «Лансерия».
Попутно Смулян открыл в 1974 году грузовую авиакомпанию InteroceanAirways, которая имела в период своего расцвета более 10 самолетов и офисы в Мозамбике, ЮАР и Великобритании. Компания в основном доставляла в разные страны Африки продовольственную помощь, хотя периодически перевозила оружие для африканских правительств.
Начиная с 1966 года Смулян был платным агентом южноафриканской военной разведки и занимался аэрофотосъемкой военных объектов «прифронтовых государств» (граничивших с ЮАР стран, выступавших против режима апартеида). Смулян заявил на процессе Бута, что сам он не одобрял этот режим.
Он также показал на допросе, что время от времени пытался посредничать в оружейных сделках, которые обычно оказывались неудачными. Например, в 2005 году он пытался организовать сделку по продаже снаряжения для угандийского ополчения, но сделка не состоялась. В 2007 году Смулян предложил свои услуги правительству Кении, которое хотело приобрести военное навигационное оборудование, но и эта сделка провалилась.
К концу 1990-х годов его некогда прибыльная авиакомпания захирела, и с 2000 по 2007 год Смулян колесил по Африке в поисках работы. К тому моменту, когда DEA взяло его на крючок, чтобы выйти через него на Бута, Смулян, по его словам, был «гол как сокол»: в течение полугода он жил в своей старой машине, храня пожитки в багажнике.
Читая груды его электронной переписки, перехваченной DEA, представляешь себе бывалого международного негоцианта, не вылезающего из авиалайнеров. На самом деле, когда Смулян прилетел в Москву к Буту в январе 2008 года, тот был поражен его видом: как поведал россиянин в тюрьме Николасу Шмидлу из журнала «Ньюйоркер», Смулян вылядел неопрятным и был, несмотря на мороз, в рубашке с короткими рукавами. По дороге в город Бут купил своему гостю пальто, брюки, ботинки, рубашки и галстуки.
Как сообщил Смулян на одном из примерно 80 допросов, его познакомил с Бутом в 1997 году в ЮАР летчик Питер Николс, работавший у того в авиакомпании AirCess. Бут тогда расширял свои операции, и Смулян помог ему обосноваться на аэродроме в Питерсбурге. Смулян также помог Буту организовать операции в Свазиленде и Замбии и продолжал работать у него в 1998 году, когда тот перебрался из ЮАР в Центрально-Африканскую Республику.
В 1997 году Бут пригласил его вместе поехать в Дубаи на международную ярмарку оружия, где познакомил Смуляна с болгарином Петром Мирчевым — главой оружейного предприятия KASIndustries. Именно последний должен был поставить Буту ПЗРК «Игла», за которые тот схлопотал от судьи Шендлин 25 лет тюрьмы.
Из уважения к его сединам и опыту Бут звал Смуляна «бабу», что есть «дедушка» на суахили. А Бута в конспиративной переписке Смулян и другие заговорщики звали Борисом и зашифровывали Россию как Vodkaland.
Конспирация понадобилась в ноябре 2007 года, когда DEA подослало к Смуляну своего тайного агента Майкла Сноу, к тому времени Смулян не виделся с Бутом почти 10 лет, хотя связи с ним не терял благодаря электронной почте. В этот момент Смулян работал в Танзании в конторе фабрики по изготовлению одноразовых шприцев и пытался организовать сделку, в ходе которой Бут бы поставил в эту страну вертолеты, военные корабли и танки. Сделка была бы вполне официальной.
Сноу же предложил подпольный вариант. «М. б., имеется сделка для Бориса, — написал он Смуляну. — Можно устроить с ним встречу?» Смулян переслал Буту просьбу Сноу и добавил от себя: «Похоже, им нужны сельхозтовары». «Что до сельхозтоваров, все возможно, — ответил ему Бут 4 часа спустя. — Что требуется? Можешь продолжать».
С тех пор операция, которой DEA дало кодовое обозначение «Неустанный», шла полным ходом и три с чем-то месяца спустя закончилась арестом Бута и Смуляна в бангкокском «Софителе», где россиянин почти два часа вел с американскими агентами переговоры о поставке десятков тонн «сельхозтоваров» колумбийскому наркомарксистскому движению ФАРК.
В октябре прошлого года Смулян просидел на свидетельском месте два с половиной дня. Он долго готовился к процессу Бута, объясняя прокурорам и следователям непонятные места в тайно записанных разговорах и перехваченных е-мейлах, а потом вынес на перекрестном допросе все атаки бутовского адвоката Альберта Даяна.
Свидетелей обвинения вроде Смуляна обычно приговаривают после тех, против кого они дали показания. Недавно прокуроры направили судье Шендлин драгоценный для американского арестанта документ, известный как «письмо 5К1.1», и попросили ее принять во внимание «существенное содействие», которое Смулян оказал обвинению.
Его адвокат Маллигэн подчеркнула в своем ходатайстве, что в тюрьме Смулян занялся самоусовершенстованием и, в частности, прочитал целую библиотеку из 437 наименований, среди которых он сам упомянул судье произведения Линкольна, Манделы и Ганди. «А Виктор полторы тысячи прочел!» — фыркнула Алла Бут, когда я поведал ей о книгочействе Смуляна, которого прокуратура называет своим «ключевым свидетелем».
Известно, что Бут изучает в тюрьме языки. Менее известно, что и Смулян учил там латинский и иврит, а сейчас готовится к штурму греческого.
Прося судью приговорить Смуляна к уже отсиженному сроку, Маллигэн отмечает, что он диабетик и гипертоник и в общей сложности принимает уже 9 лекарств, которые имеют побочные эффекты. Поэтому, пишет адвокат, любой тюремный срок может оказаться для Смуляна пожизненным.
Смулян же написал судье, что просит прощения у народов США и Колумбии». Владимир Козловский, внештатный спец. корр., Нью Йорк, «Новая газета», № 55 от 21 мая 2012