FLB: В странах Запада, на которые любят кивать российские оппозиционеры, многие из них сидели бы в тюрьме и выплачивали солидные штрафы
"«В Государственной думе сегодня начался новый раунд закрытых переговоров между партией власти и членами оппозиционных фракций по нашумевшему закону о штрафах за участие в митингах. На встречу в кабинет к заместителю председателя Госдумы Олегу Морозову уже пришли Владимир Плигин, Игорь Лебедев, Николай Левичев, Сергей Решульский, - сообщает Life news.
До начала мероприятия переговорщики хранили молчание, пообещав рассказать об итогах встречи.
Первые переговоры прошли в пятницу, 18 мая. С председателем Думы Сергеем Нарышкиным встречались партийные лидеры всех партий, представленных в палате парламента: от ЛДПР - Владимир Жириновский, от СР - Сергей Миронов, от КПРФ - Геннадий Зюганов.
Сегодня первым на встречу пришел председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному устроительству Владимир Плигин, затем через пару минут - член фракции СР Николай Левичев, председатель фракции ЛДПР Игорь Лебедев, а также коммунист Сергей Решульский.
Как стало известно Life News, на повестке дня один вопрос - обсуждение размеров штрафов за нарушения в ходе массовых мероприятий.
В пятницу, когда фракция от «Единой России» собиралась вносить этот закон для принятия в первом чтении, оппозиционные фракции заявили, что была нарушена процедура внесения законопроекта, и даже пригрозили выйти из зала заседания во время его обсуждения, если партия власти не пойдет на уступки.
В результате первых переговоров этот вопрос внесен в повестку дня пленарного заседания Думы уже во вторник, 22 мая. У депутатов осталось полдня, чтобы прийти к общему знаменателю.
Между тем, как заявил в интервью Life News лидер эсэров Сергей Миронов, члены его фракции не будут завтра покидать зал заседаний, однако готовы и дальше привлекать внимание общественности к обсуждению данного законопроекта. Дело в том, что члены СР, также как и другие фракции, категорически не согласились с формулировками внесенного ЕР закона».
Суть разногласий «Единой России» и других партий, представленных в Госдуме сводится к одному – «цене непослушания». Размер штрафов за несанкционированные уличные акции должен оставаться символическим, настаивает оппозиция. Партия же власти уверена, что нарушение закона должно серьезно ударить по карману нарушителей.
Как сообщало РИА Новости, «законопроект предлагает увеличить до 1,5 миллионов рублей штраф за нарушение при проведении митингов для должностных лиц, и до 1 миллиона - для физлиц.
Три оппозиционные фракции заявили, что не будут поддерживать его, а в случае рассмотрения 18 мая - выйдут из зала пленарных заседаний в знак протеста. Утром 18 мая, перед пленарным заседанием, спикер Госдумы Сергей Нарышкин провел совещание с руководителями всех четырех думских фракций, по результатам которого было принято решение о переносе рассмотрения на 22 мая».
В России очень любят к месту и не к месту ссылаться на зарубежный опыт и копировать его без всякой адаптации к российским условиям. Этим страдает и власть. Но куда большими сторонниками перенимания всего и вся у Запада выступают как раз представители так называемой либеральной оппозиции. Между тем, в странах так называемой развитой демократии для нарушителей законов о публичных акций предусмотрены довольно суровые меры. Наша либеральная оппозиция на этот счет благоразумно помалкивает.
Итак, какие меры для «непослушных» предусмотрены в странах «золотого миллиарда»?
Во всех развитых демократических странах не санкционированная властями уличная акция является нарушением закона и подлежит наказанию. Финансовому, а часто и уголовному.
В ВЕЛИКОБРИТАНИИ за организацию и участие в несанкционированном митинге положен штраф до 400 фунтов стерлингов, временный запрет на проведение каких-либо акции, после которого разрешается проводить акции только в специально отведенных местах.
В случае проведения несанкционированных или запрещенных массовых мероприятий, которые препятствуют движению транспорта или пешеходов, полиция имеет право самостоятельно принимать меры к их прекращению, вплоть до применения физической силы или специальных средств.
Полиция имеет право - для предотвращения насильственных эксцессов - ставить организаторам мероприятия определенные условия по порядку его проведения, если число предполагаемых участников будет свыше 20 человек.
Начальник любого территориального полицейского органа может обратиться к местным властям для вынесения отказа на проведение всех массовых мероприятий на срок до 3 месяцев.
Каждый применяющий незаконную силу во время уличных акций в Великобритании обвиняется в организации массовых беспорядков с назначением наказания до 10 лет тюрьмы. За насильственное поведение, направленное как на самих потерпевших, так и на их имущество в Британии положено по закону до 5 лет тюрьмы и штраф в размере в 2 тыс. фунтов.
В качестве одного из оснований для отказа властей на проведение митинга или уличной акции может служить репутация организатора демонстрации как возмутителя спокойствия.
В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ за организацию и участие в несанкционированных митингах может светить до 1 года лишения свободы или штраф 15.000 евро. За маскировку во время публичной уличной акции лица предусмотрено лишение свободы на срок до 1 года. Лишение свободы на срок до 3 лет или штраф предусмотрены здесь также за:
- наличие любого вида оружия у митингующих;
- проведение мероприятия иначе, чем указано организаторами в заявке;
- не выполнение организатором, возложенных на него законом обязанностей;
- отказ незамедлительно покинуть место мероприятия, несмотря на его отмену.
В ходе разрешенных уличных акций запрещается выкрикивать лозунги или развертывать транспаранты, противоречащие основной заявленной цели демонстрации.
Полиция вправе прекращать массовое уличное мероприятие в случае невыполнения требований представителей власти об исключении из числа участников определенного лица (или лиц), из-за публичных высказываний, провоцирующих насилие и беспорядок, по причине участия лиц, грубо нарушающих общественный порядок.
При этом немецкой полиции законом предоставлены весьма широкие права при разгоне демонстраций – могут применяться любые спецсредства в плоть до огнестрельного оружия.
Организатор митинга в ФРГ выступает в роли юридического лица и несет ответственность за поддержание порядка и соблюдение регламента. При этом любое массовое мероприятие по закону должно быть санкционировано властями (как проводимых в помещении, так и на улице).
В виде некоего исключения власти ФРГ разрешают проведение так называемых спонтанных (стихийных) публичных выступлений, если нет свидетельств того, что они не являются спонтанными. Такие акции сразу же пресекаются полицией, если участники в их ходе используют заготовленные заранее агитационные материалы.
В ИТАЛИИ лица, отказывающиеся подчиниться приказу полиции о прекращении демонстрации, подвергаются наказанию в виде лишения свободы на срок от 1 месяца до 1 года и обязаны заплатить крупный штраф. Кстати, здесь за поношение конституционных учреждений (статья 290), итальянской нации (статья 291), антинациональную (фактически — антигосударственную) пропаганду (статья 271) предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок, соответственно, от 1 до 6 лет, от 1 до 3 лет и от 1 до 5 лет.
В США в случае нарушения сроков и времени проведения акции любым из его участников, полиция вправе ее досрочно прекратить. За участие в акциях с оружием (или предметами, могущими использоваться как оружие) в США предусмотрено лишение свободы до 10 лет. Штраф за воспрепятствование прохода людей и проезда может составить до 3000 долларов.
Скажем, в Лос-Анджелесе заявка на митинг подается за 40 дней (с распиской в соблюдении норм безопасности). Плата за разрешение провести митинг или шествие составляет 300 долларов.
Ежегодно в среднем аресту подвергается около 1000 участников уличных демонстраций и манифестаций (с учетом участников даже разрешенных акций).
Власти США могут отказать в проведении уличной акции или митинга в том случае, если:
- организаторы хотят провести их вблизи правительственных кварталов и административных зданий;
- при отсутствии точных сведений о состоявшихся и планируемых на будущее аналогичных мероприятиях под эгидой этих же организаторов;
- полиция не в состояния обеспечить безопасность движения транспорта в предполагаемом районе проведения мероприятия.
Выдача разрешений на проведение уличных митингов или манифестаций находится в юрисдикции местных властей и производится по согласованию с органами пожарной охраны, транспорта и полиции. В каждом штате есть свои тонкости, однако на всей территории США при участии в массовой уличной акции нескольких организаций - для каждой из них требуется отдельное разрешение.
При проведении массового уличного мероприятия за счет третьих лиц - организаторы должны иметь на руках финансовый документ, подтверждающий этот факт. Организаторы же должны оплатить и все расходы, связанные с возможным изменением в схеме дорожного движения и перекрытием улиц.
В США законность действий полиции может быть оспорена наблюдателями из Национальной гильдии юристов. Организаторы уличного мероприятия имеют право пригласить на свою акцию наблюдателя от этой организации.
Во ФРАНЦИИ за умышленное продолжение участия в сборище после требований разойтись (даже для тех, кто не имеет при себе оружия) грозит тюремным заключением сроком на один год или эквивалентным денежным штрафом. Для вооруженных людей само участие в сборище наказывается 3 годами тюремного заключения, умышленное продолжение такого участия после требований разойтись увеличивает срок заключения до 5 лет.
Несанкционированной или запрещенной демонстрацией или манифестацией во Франции считается акция, о которой представлено неполное или неточное заявления относительно цели и условий. За неполное и неточное предоставление сведений властям положено 6 месяцев тюремного заключения.
Скопления народа, не являющиеся демонстрациями ("сборище") во Франции может быть рассеяно силовыми ведомствами после двух требований разойтись, оставшихся без результата. При этом число собравшихся лиц, а также признаки "возможности нарушить общественное спокойствие" в законе не уточняются, полиция может определить это «на глазок».
Два случая, когда полиция во Франции может применить силу без предварительного предупреждения:
- насильственные действия против представителей органов правопорядка;
- органы охраны правопорядка приходят к выводу, что не в состоянии иначе защитить территорию, которую они охраняют.
Префект полиции (так же как и мэр города) во Франции может запретить любую демонстрацию, если, по его мнению, она представляет опасность для государства.
В ШВЕЙЦАРИИ за организацию и участие в несанкционированных уличных мероприятиях положен штраф, могущий доходить до суммы эквивалентной 100 тысячам долларов.
В ШВЕЦИИ организаторы несанкционированных мероприятий могут получить до 4-х лет лишения свободы, участники – до 2-х лет, кроме этого, придется выплатить значительные штрафы. Согласно статье 6 УК Швеции "лицо, публично распространяющее ложный слух или другое не соответствующее истине утверждение, способное создать опасность публичному спокойствию, порядку или безопасности, должно быть приговорено к уплате штрафа или к тюремному заключению на срок не более 2 лет".
Для проведения демонстрации, митинга или другого вида общественного собрания численностью более 15 человек в Швеции необходимо получить разрешение властей.
В заявлении на разрешение проведения митинга или демонстрации должны содержаться все сведения о митинге, включая необходимые меры безопасности и порядка проведения ос стороны организаторов.
Если разрешенный властями митинг разогнан полицией в связи с нарушением его участниками или организаторами закона, то в будущем просьбы этого организатора о разрешении проведения нового мероприятия будут рассматриваться властями более тщательно, либо вообще будут отклонены.
В ЯПОНИИ стихийные массовые выступления не являются неотъемлемой составной частью волеизъявления граждан, поэтому их запрет не может рассматриваться как ограничение гарантированных японской конституцией свобод. Поэтому полиции дано право пресекать стихийные массовые манифестации, а их участники за нарушение общественного порядка могут быть привлечены к суду.
В случае проведения мероприятия с нарушением ранее оговоренных условий организаторы (руководители) манифестации могут быть привлечены к уголовной ответственности, которая может состоять в виде штрафа до 50 тысяч иен (около 500 долларов) либо 1 года принудительных работ или тюремного заключения на тот же срок. Лица, нарушившие любое из условий проведения демонстрации, немедленно подвергаются аресту полицией.
Также предусмотрена уголовная ответственность за осуществление насилия или угрозы насилия собравшейся толпой, а также за невыполнение приказа разойтись (не менее трех раз).
Представители оппозиционных фракций в Государственной Думе и лидеры так называемой несистемной оппозиции прекрасно об этом осведомлены и ни в коем случае не хотят, чтобы законодательство о митингах в России было оформлено так же как в странах развитой демократии. Ибо в этом случае практикуемая ими сегодня уличная активность практически была бы прекращена, а самим им пришлось бы понести вполне серьезное юридическое и материальное наказание. Пока же российское законодательство о митингах и уличных шествиях больше напоминает правила детской игры «Зарница», чем законы, существующие в странах практикующих демократию по несколько сотен лет. Владимир Гудецкий, специально для FLB"