При покупке доли в аэропортах Олега Дерипаски иностранный инвестор заключит спецсоглашение о режиме секретности
«Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена заключить специальное соглашение с дочерней структурой оператора сингапурского аэропорта Changi Airport Group (CAG), которая ожидает от российского ведомства согласования сделки по приобретению у «Базового элемента» Олега Дерипаски доли в офшорной компании, владеющей аэропортовыми активами в Сочи, Краснодаре и Анапе.
— В данном соглашении будет отражен ряд условий, которые соответствуют ст. 12 закона 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные сообщества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», — сообщил «Известиям» заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов.
Поручение о заключении соглашения с иностранным инвестором было дано ФАС по итогам заседания правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ, состоявшегося 2 мая под председательством на тот момент премьер-министра Владимира Путина. Согласно решению комиссии, данная сделка может быть согласована только после принятия сингапурской компанией на себя ряда специфичных обязательств.
Данное требование объясняется тем, что Changi Airport Group в результате совершения сделки получает косвенное право распоряжаться 30% голосующих акций в открытых акционерных обществах «Международный аэропорт Сочи», «Международный аэропорт Краснодар» и «Аэропорт Анапа», что позволяет ей блокировать решения органов управления этих аэропортовых структур. Именно такую долю намерена получить Changi Airports Europe Pte Ltd, стопроцентная «дочка» CAG, в кипрской компании Transport AMD-2 Ltd, в которую к моменту сделки будут переведены 100% голосующих акций всех трех указанных аэропортов, а также 100% долей ООО «Базэл Аэро», единой управляющей аэропортовой компании.
Учитывая, что аэродромы Сочи и Анапы используются как военной авиацией, так и гражданскими авиакомпаниями, Минобороны вообще выступало против одобрения государством сделки по приобретению иностранным инвестором этих аэропортовых активов, рассказал источник «Известий», участвовавший в работе. Возражения Минобороны в таких ситуациях дело обычное. Например, министерство выступало против продажи французской Alstom блокирующего пакета акций «Трансмашхолдинга» на том основании, что одно из предприятий холдинга выпускает вагоны для перевозки вооружений. Alstom тем не менее акции «Трансмашхолдинга» получила.
Также, видимо, будет и в случае с сингапурской компанией. На инвестора решили наложить обязательства по формированию органов управления аэропортов из числа только тех лиц, которые могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну. При этом оформление допуска работников компании Changi Airports Europe Pte Ltd к сведениям, составляющим гостайну, в случае такой необходимости должно осуществляться в строгом соответствии с законодательством. Среди других требований — незамедлительное принятие аэропортами соответствующих мер в условиях введения военного или чрезвычайного положения.
В пресс-службе Changi Airports International «Известиям» сообщили, что компании пока еще официально не были предоставлены документы ФАС, в которых было бы подтверждено решение ведомства и все связанные с этим решением условия.
В «Базовом элементе» также пока не получили официальных материалов от ФАС, поэтому представители компании пока не стали комментировать ход событий по формированию совместной аэропортовой компании, в которой третьим партнером в соответствии с подписанным в октябре 2011 года соглашением о намерениях должен будет стать Сбербанк. В «Базэле» рассчитывают, что до конца июня СП будет сформировано со следующими долями: Сбербанк — 20%, CAG — 30%, «Базэл Аэро» — 50%. Новая компания будет ориентирована как на увеличение капитализации, так и на дальнейшее расширение портфеля аэропортовых активов.
Гендиректор «Аэропорт Инвестментс» Сергей Детенышев говорит, что практика заключения специальных соглашений с иностранными инвесторами широко распространена в транспортной отрасли.
— Подобные соглашения скорее носят формальный характер. И конечно же их не следует рассматривать как возможные рычаги давления на компании в их дальнейшей операционной деятельности, — считает эксперт.
В настоящее время владельцем 78,52% акций аэропорта ОАО «Международный аэропорт Краснодар», 100% акций ОАО «Международный аэропорт Сочи» и 52,84% акций ОАО «Аэропорт Анапа» является ООО «Транспорт АМД». В свою очередь собственником 76% акций ООО «Транспорт АМД», согласно базе данных СПАРК, напрямую является Олег Дерипаска. Кипрской Innuendo Limited принадлежит еще 19% компании, остальные 6% у другой кипрской компании — Interpas Investments Limited». Евгений Девятьяров, «Известия»"