FLB: Сергей Чемезов лидер по падению семейного достатка среди глав российских госкорпораций. Коллеги его примеру не последовали
"«В большинстве своем семьи глав госкорпораций увеличили свои доходы в 2011 году. Но были и исключения. Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов и его жена Екатерина Игнатова заработали в 2011-м в сумме втрое меньше, чем в прошлом году. Из-за этого совокупный доход семей глав госкорпораций сократился за год на 18%, до 545,3 млн рублей, - сообщает «Маркер».
В этом году руководитель «Роснано» Анатолий Чубайс оказался первым по заработкам среди глав компаний, которые отчитываются о доходах руководителей в соответствии с Указом президента РФ № 560 от 18 мая 2009 года. Хотя акционирование «Роснано», то есть реорганизация из госкорпорации в ОАО, завершилось в прошлом году, указ продолжает действовать на компанию. В 2011 году Чубайс заработал 260 млн рублей.
Как сообщало о доходах главы «Роснано» Агентство федеральных расследований FLB, «ОАО «Роснано» раскрыло доходы своего руководителя: Анатолий Чубайс за прошлый год увеличил доход на 23% до 260 млн руб. Из них 22,8 млн руб. составил доход по основному месту работы – то есть предправления «Роснано» зарабатывает 1,9 млн руб. в месяц. Зарплату Чубайса по инфляции не индексировали: напротив, за год она снизилась на 2%. Больше всех выросли доходы от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях – с 43 до 92 млн руб».
Чемезовы больше не во главе списка
В 2010 году Чемезовы заработали 356,8 млн рублей, в разы больше семей других глав госкорпораций. Его жена Екатерина Игнатова тогда принесла в семью 320 млн рублей. В 2011 году, как следует из опубликованной декларации, Игнатова заработала лишь 60,3 млн рублей, а Чемезов — 47,1 млн рублей. Итоговый результат втрое меньше предыдущего — 107,4 млн рублей.
По информации базы данных «СПАРК-Интерфакс», Игнатова по-прежнему владеет 13,14% банка «Международный финансовый клуб». Его также называют «банк олигархов»: другими акционерами числятся Михаил Прохоров, Виктор Вексельберг, Сулейман Керимов, Александр Абрамов. Также Игнатова — миноритарий нефтегазовой группы «Итера», среди прочего она на 70% контролирует ООО «Кате».
Возможно, падение доходов связано именно с компанией «Кате». Эта фирма еще шесть лет назад намеревалась поставить автоматические коробки передач «АвтоВАЗу», который сейчас на 29% принадлежит «Ростехнологиям», но сроки постоянно переносились. Осенью 2009 года «АвтоВАЗ» объявил, что собирается использовать автоматические коробки передач отечественного производства с 2012 года: компания заключила с «Кате» договор поставки на 300 млн рублей. Однако уже в конце 2010 года «АвтоВАЗ» сообщил, что вместо «Кате» выбрал японского производителя АКПП Jatco, поставщика альянса Renault-Nissan.
В «Олимпстрое» платят больше, чем в Фонде реформирования ЖКХ
Из других свежих деклараций, которые еще не были освещены в прессе, можно отметить сведения о доходах семьи Константина Цицина, генерального директора другой госкорпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Заработки Цицина также снизились. В 2011 году он заработал чуть больше 5 млн рублей против 7,2 млн рублей за предыдущий год. Зарплата Цицина в Фонде реформирования ЖКХ сократилась на 300 тыс. рублей, до 4,2 млн рублей. В отличие от позапрошлого года, в 2011-м Цицин не получил никакой прибыли от ценных бумаг и участия в коммерческих организациях. Его доход от банковских вкладов также сократился — на 85,5%.
Семья Сергея Гапликова, президента «Олимпстроя», напротив, заработала в несколько раз больше. Гапликов сменил на этой должности Таймураза Боллоева 31 января 2011 года. Если в 2010 году общий доход составил 4,5 млн рублей, то в 2011-м — 11,5 млн рублей. Сам Гапликов заработал в 2010 году около 2,8 млн рублей, а в 2011-м – более 11 млн рублей. Доход его жены Галины, наоборот, сильно упал. В 2010 году она заработала 1,7 млн рублей, в 2011-м – 515 тыс. Судя по декларации, Гапликовы по-прежнему владеют квартирой площадью 65 кв. м и не имеют автомобиля. Впрочем, автопарк «Олимпстроя» хорошо укомплектован».
Как сообщало недавно Агентство федеральных расследований FLB, «госкорпорация «Олимпстрой» продает один «мерседес» – 5-летний Меrсеdеs-Bеnz S600 Guard – и закупает другой, S 500 L 4Mаtic 2012-го года выпуска. Первый экземпляр – бронированный: его покупали еще несколько лет назад для руководства госкорпорации за сумму порядка $1 млн. Новый агрегат будет иметь более агрессивный дизайн (от AMG) и соответствующий спортивный пакет.
Автомобиль 2012 года выпуска с пробегом до 100 км в «Олимпстрое» ждут в мае, в московском филиале компании на Театральной аллее. Мультиконтурные задние и передние сиденья с функцией массажа, климатическая установка для задней части салона, cервозакрывание дверей, аудиосистема Harman Kardon Logic 7, панорамная сдвижная крыша с электроприводом. Автомобиль со стайлингом и спортивным пакетом AMG обойдется в 6,5 млн руб.
Одновременно с этим «Олимпстрой» продает машину, которая на 1,5 т тяжелее, – это Меrсеdеs-Bеnz S600 Guard на длинной базе, бронированный по классу В6/В7. В нем защищены оси, узлы, дно, крыша и – чуть хуже – стекла. Автомобиль 2007 года выпуска сейчас имеет пробег порядка 90 тыс. км. Его купили еще при первом президенте «Олимпстрое» – Семене Вайнштоке. Опрошенные официальные дилеры Mercedes-Benz в разговоре с «Маркером» сообщили, что сейчас такой S600 стоит 25-29 млн руб. – примерно столько же новый экземпляр стоил и 5 лет назад. Сейчас машину хотят продать за 10,5 млн руб.
В пресс-службе «Олимпстроя» сообщили, что «необходимость продажи автомобиля Меrсеdеs-Bеnz S600 Guard В6/В7 2007 года выпуска связана с истечением срока гарантийного обслуживания и высокой стоимостью его содержания».
«Приобретаемый для руководства ГК «Олимпстрой» Меrсеdеs-Bеnz S500 не имеет уровней бронезащиты и является серийной модификацией. Приобретение нового автомобиля не потребует дополнительных расходов, так как он значительно дешевле реализуемого, и на него распространяется гарантия производителя сроком на 24 месяца», – добавили представители компании.
Судя по всему, «Олимпстрой» намерен провести операцию по зачету автомобиля, то есть trade-in. Однако в одном из официальных дилеров Mercedes шансы «Олимпстроя» продать 5-летний S600 с пробегом 90 тыс. км за 10 млн руб. оценили крайне низко: при зачете дают только 5 млн. «Броневики – очень специфичный продукт: спрос на защищенные машины с пробегом невелик: клиенты, которым есть что защищать, обычно покупают себе новые броневики», – говорит собеседник «Маркера».
В госкорпорации не захотели пролить свет на свой автопарк, но из материалов «Олимпстроя» следует, что в гаражах организации есть машины Audi A6, джипы Toyota Land Cruiser 120, Toyota Land Cruiser 200, Kia Sportage, Volkswagen Passat, Mercedes-Benz Sprinter 515, УАЗ Hunter и другие.
Для кого именно предназначен S500 и кто ездил на S600 – отвечать в «Олимпстрое» отказались. Сергей Гапликов – который работает как в Москве, так и в Сочи – занял должность президента в январе 2011 года, а из последних крупных кадровых новостей выделяется назначение Виктора Басаргина на пост главы наблюдательного совета «Олимпстроя». Если судить по автомобилям руководства, концепция работы организации за 5 лет изменилась несильно, несмотря на череду отставок: Гапликов – уже четвертый глава ГК с 2007 года. Бюджет «Олимпстроя» в 2011 году увеличили более чем вдвое, со 144 млрд до 304 млрд руб., но некоторые проблемы олимпиады до сих пор решить не удалось».