FLB: «Свеза» Алекся Мордашова станет крупнейшей фанерной компании Европы
"Не в стали, так в фанере
Компания «Свеза» купила крупный фанерный комбинат «Фанком»
«Компания «Свеза» купила крупный фанерный комбинат «Фанком». В результате сделки принадлежащий Алексею Мордашову холдинг станет контролировать треть российского рынка и получит статус крупнейшей фанерной компании Европы.
Мы привыкли считать, что в лесной отрасли удел России — экспорт кругляка и целлюлозы. Тема развития деревопереработки в качестве альтернативы постоянно мусолилась на всех уровнях, но особых достижений не было. Однако мало-помалу ситуация стала меняться. И свидетельство тому — рынок фанеры.
По итогам 2011 года производство фанеры в России почти вдвое превысило пиковые показатели (см. график 1), достигнутые в лучшие советские годы, перевалив за 3 млн кубометров. Построено два новых крупных предприятия — Енисейский и Вятский фанерные комбинаты. Наконец, в отрасли появился крупный игрок — группа «Свеза», основным бенефициаром которой является бизнесмен Алексей Мордашов. На днях было объявлено о приобретении ею фанерного комбината «Фанком». С этой покупкой «Свеза» становится не только ключевым российским производителем, контролирующим треть всего рынка, но и крупнейшим европейским игроком.
Первый по фанере
Комбинат «Фанком», расположенный в поселке Верхняя Синячиха Свердловской области, стабильно входит в число пяти крупнейших фанерных заводов России. С его покупкой «Свеза» сможет производить в год 900 тыс. кубометров фанеры и 300 тыс. кубометров ДСП. В результате «Свеза» будет контролировать более 30% производства в российской фанерой промышленности (см. график 2). Владельцем «Фанкома» считался свердловский бизнесмен Камель Белялов; по данным «Спарк-Интерфакса», ему принадлежало 80,32% акций завода.
Денис Кутишенко, глава M&A-практики компании Incor Alliance Law Office, проводившей юридическое сопровождение сделки, сообщил «Эксперту», что «обе стороны смогли обговорить условия сделки в течение трех месяцев. “Свеза” приобрела контрольный пакет акций комбината, который был оценен посредством применения мультипликатора на EBITDA. Более 20 процентов акций осталось у миноритариев “Фанкома”». По мнению участников рынка, стоимость предприятия уровня «Фанкома» оценивается не менее чем в 100 млн долларов, но реальный объем сделки может быть намного выше. Как считает один из специалистов, близкий к сделке, «Фанком» был оценен существенно дороже рынка, и именно предложенная сумма и подвигла Белялова к продаже комбината.
Теперь на фанерном рынке России единственным независимым от крупных холдинговых структур предприятием с аналогичными масштабами производства остается завод «Красный якорь» в Кировской области..
Приобретение «Фанкома» позволит «Свезе» решить две важные задачи. Во-первых, расширить линейку выпускаемой фанеры: в настоящее время хвойная фанера, в основном используемая в строительстве, на предприятиях «Свезы» в промышленных масштабах не производится. Помимо «Фанкома» на производстве хвойной фанеры специализируются входящий в группу «Илим Тимбер» Братский ДОК и новый, запущенный в прошлом году, Енисейский фанерный комбинат. Во-вторых, и это главное, после покупки «Свеза» окончательно утвердится в качестве крупнейшего европейского производителя. В настоящее время по размерам производственных мощностей первое место в Европе удерживает финская UPM, но, с учетом приобретения «Фанкома» и расширения других заводов группы, «Свеза» уже с этого года может обойти прежнего лидера (см. график 3). Это открывает «Свезе» дорогу к дальнейшим сделкам слияний и поглощений, но уже на мировом уровне, а также создает идеальные стартовые условия для проведения IPO или создания стратегического альянса с одним из крупных игроков лесопромышленной отрасли.
В небе над Парижем
Что же делает фанерный рынок столь привлекательным для консолидатора? В первую очередь — его высокая динамичность и экспорториентированность.
За исключением короткого периода 2008–2009 годов производство фанеры устойчиво растет с 1997 года. В 2011-м был достигнут очередной исторический максимум. В 2010-м Россия заняла пятое место в мире после КНР, США, Малайзии и Индонезии, переместившись на три позиции вверх по сравнению с 2002 годом. По экспорту фанеры Россия занимает четвертое место после КНР, Малайзии и Индонезии.
В начале 1990-х фанерные предприятия России работали в основном на экспорт. Доля экспорта фанеры возросла с 17,8% в 1992 году до 71,3% в 1995-м. Выходу российских производителей на мировые рынки благоприятствовало высокое качество и относительная дешевизна основного сырья для производства фанеры — березы, имеющей более высокие термомеханические свойства по сравнению с другими породами деревьев. Росту экспорта способствовали и невысокие таможенные барьеры. Даже сейчас, по словам представителей компании «Илим Тимбер», экспорт фанеры в страны Евросоюза в течение первого полугода не облагается пошлинами, вторые полгода пошлина составляет 3,5%.
Еще одной причиной, подстегнувшей рост производства фанеры, стало значительное повышение с 2007 года экспортных пошлин на необработанные лесоматериалы, в том числе фанерное сырье.
Наконец, с 2008 года опережающими темпами растет внутренний спрос на фанеру, который уже превысил и докризисный уровень, и объемы экспорта. Основными потребителями фанеры в России традиционно остаются две отрасли — строительство и производство мебели.
Сохранится ли такое положение дел в будущем?
«Такого роста, как в 2000-х, мы уже, вероятно, не увидим. Одним из основных факторов, который может серьезно ограничить рост внутреннего спроса, является планируемый запуск заводов OSB — прямого конкурента фанеры. К 2014 году ожидается запуск как минимум двух крупных заводов общей мощностью, превосходящей объемы сегодняшнего потребления, что может привести к избыточным мощностям и ценовым войнам, которые ударят и по фанерному рынку», — считает консультант финского отраслевого агентства Pöyry Management Cоnsulting Алексей Бесчастнов.
Впрочем, не все игроки рынка согласны с этим утверждением. По мнению представителей компании «Илим Тимбер», возможная конкуренция с плитами OSB вызвана лишь суждениями о хвойной фанере как о материале с невысокими потребительскими качествами. Однако это связано лишь с тем, что вся качественная хвойная фанера из России отправлялась на экспорт, на внутреннем же рынке реализовывалась только низкосортная продукция, которую действительно имеет смысл заменять OSB-плитами.
Другой фактор, в перспективе способный ограничить рост производства, — доступность древесного сырья, которое составляет до 40% в себестоимости фанерного производства. В отличие от производителей древесных плит, включая плиты OSB, использующих в качестве сырья щепу и опилки, фанерная промышленность перерабатывает основную часть древесного баланса. Доступные и качественные запасы березового фанерного сырья в европейской части России постоянно сокращаются, увеличивается расстояние доставки на заводы.
Тем не менее, у крупных российских фанерных заводов остаются возможности для расширения производства. Почти 20% производимой в России фанеры приходится на несколько десятков мелких фанерных заводов, работающих в основном на местных потребителей. Рост конкуренции может выдавить их с рынка и освободить место для крупных игроков с большими возможностями контроля себестоимости. Да и на внешнем рынке у российских компаний по-прежнему есть неоспоримое конкурентное преимущество в виде качественной березовой фанеры, по производству которой Россия была и останется лидером. «Ожидается, что, несмотря на рост цен на ключевые составляющие себестоимости (древесина, рабочая сила, электроэнергия, связующее), Россия будет улучшать свои позиции на мировом рынке фанеры», — говорит Алексей Бесчастнов».