FLB: На пути превращения в международную компанию «Роснефть» обзавелась весьма солидным союзником и зарубежными активами
"Разморозили Арктику
«"ExxonMobil начинает работать как на севере России, так и на юге", - заявил премьер-министр Владимир Путин во время встречи с главой ExxonMobil Рексом Тиллерсоном перед подписанием документов, отметив, что сотрудничество компаний рассчитано на долгие годы и даже на десятилетия. "Мы стали мировыми партнерами", - ответил на это Тиллерсон. Почему же после провала сделки с BP "Роснефть" выбрала себе в партнеры именно ExxonMobil и равнозначной ли оказалась замена? (Подробно об этом можно прочесть в публикациях Агентства федеральных расследований FLB «Российский шельф будут разрабатывать американцы» и «Шельф манит послаблением»).
По величине капитализации ($396,71 млрд) Exxon находится на втором месте в мире, после Apple, по объемам добычи - на третьем, после Saudi Aramco и NIOC. "Если сравнивать Exxon с другими претендентами, то эта компания является одним из самых крупных и влиятельных игроков нефтегазового сектора, - подчеркивает аналитик ИФК "Солид" Елена Юшкова. - Партнерство с Exxon может быть для "Роснефти" выгоднее, чем с BP или Shell, так как подобное сотрудничество открывает перспективы выхода на американский рынок и возможность получения новых технологий".
К России Exxon сохраняет интерес с начала 1990-х. ExxonMobil является оператором проекта "Сахалин-1", имеет долю в Каспийском трубопроводном консорциуме. Еще в начале 2000-х Exxon намеревалась приобрести долю в объединенной компании "ЮКОС-Сибнефть", но покупка не состоялась. Основной причиной, побудившей Exxon участвовать в сделке с "Роснефтью", стал поиск новых возможностей для бизнеса, которые могли бы принести гарантированную прибыль. Несколько лет назад Exxon взяла на себя значительные риски, вложив $40 млрд в добычу газа из сланцев. За последний год цена сланцевого газа в США опустилась до $4 за тысячу кубических футов, что заставило задуматься над возможностью разработки российских шельфов - на фоне сохраняющейся цены нефти выше $100 за баррель подобные проекты выглядят очень привлекательно.
Северный призыв
Условия, на которых будет осуществляться сотрудничество "Роснефти" и Exxon, выгодны для обеих сторон, отмечают эксперты. Американцы примут участие в разработке арктических участков в Карском море (4,9 млрд тонн нефти и 8,3 трлн кубометров газа), а также войдут в проект разработки Туапсинского прогиба на шельфе Черного моря (1,2 млрд тонн нефтяного эквивалента). Для сравнения: мировое потребление "черного золота" составляет около 4,4 млрд тонн в год, а газа - примерно 3,3 трлн кубометров.
Доля "Роснефти" в проектах составит 66,7%, ExxonMobil - 33,3%. Причем финансировать первый этап геологоразведочных работ ($3,2 млрд) будут американцы. В целом вице-премьер Игорь Сечин оценил инвестиции в разработку месторождений в Карском и Черном морях в $250-350 млрд.
"Шельфовые проекты рискованны, и чем меньше у компании расходов на первоначальном этапе, тем лучше, - рассуждает аналитик "ВТБ Капитал" Александр Киревний. - Положительным фактором в данной истории является то, что все материальные риски берет на себя ExxonMobil, а значит, от "Роснефти" не потребуется отвлечения финансов".
Взамен российская госкомпания получит проекты в США и Канаде. "Роснефть" купит у ExxonMobil 30-процентную долю в проекте La Escalere в Западном Техасе (424 млн баррелей нефти и 24 млрд кубометров газа), получит право на 30% в 20 участках в Мексиканском заливе, а в Канаде - 30% в участке Харматтан пласта Кардиум. "Все это позволит "Роснефти" приобрести опыт работы на шельфе и откроет доступ к новым технологиям, - поясняет старший аналитик ИФК "Метрополь" Сергей Вахрамеев. - И в дальнейшем компания сможет использовать их на российском шельфе".
Премьерский подарок
После неудачи с BP "Роснефть" действует более осторожно и пытается максимально диверсифицировать риски, отмечают опрошенные "Ко" эксперты. Компания зовет на шельф не только иностранных партнеров, но и российских нефтяников. Глава "Роснефти" Эдуард Худайнатов заявил, что компания направила письмо ТНК-BP, "Сургутнефтегазу", ЛУКОЙЛу и "Башнефти", в котором предложила им поработать на шельфовых проектах на точно таких же условиях, что и ExxonMobil. (Об этих условиях Агентство федеральных расследований FLB рассказало в публикации «Бесплатного шельфа не бывает»).
Для работы в Арктике также приглашены Объединенная судостроительная корпорации (ОСК) и "Ростехнологии". ОСК построит не менее 15 морских платформ, а соглашение с "Ростехнологиями" предполагает проектирование и строительство инфраструктуры для геологоразведочных работ, разработку месторождений и добычу нефти.
Впрочем, столь быстрому подписанию соглашений "Роснефть" обязана правительству. Стимулом для развития проектов в рамках нового альянса стали изменения в системе налогообложения. 12 апреля на заседании у премьер-министра Владимира Путина было решено отменить экспортную пошлину по новым шельфовым проектам, а налог на добычу полезных ископаемых для наиболее сложных месторождений может составить только 5% от цены реализуемой продукции.
"Налоговые преференции в этом случае будут хорошие, - полагает Дмитрий Александров, глава аналитического отдела ИГ "Универ Капитал". - Это знаковый проект не для одной отечественной нефтяной отрасли, на него будут ориентироваться другие инвесторы в вопросе доверия обещаниям российского правительства". То есть проект освоения Арктики рассматривается не только с точки зрения экономики и бизнеса, он в значительной степени станет имиджевым для страны.
Андрей Полищук, аналитик Raiffeisen Bank:
"Я считаю обмен активами вполне равноценным. Активы в США и Канаде, главным образом, поддерживают стратегию "Роснефти", которая намерена стать глобальной международной компанией.
Также это положительно скажется на настроениях инвесторов в преддверии возможной приватизации "Роснефти".
Для столь крупных проектов финансирование геологоразведочных работ в $3,2 млрд кажется небольшим. На этом этапе "Роснефть" не будет инвестировать собственные средства, финансирование возьмет на себя ExxonMobil.
Эффект от налоговых льгот на текущем этапе оценить практически невозможно. Но главное, что будут предоставлены льготы по экспортным пошлинам, которые составляют 30% от цены для газа и около 50% - для нефти. При добыче нефти свыше 10 млн тонн в год компании смогут сэкономить более $5 млрд ежегодно".
Виталий Крюков, аналитик ИФД "Капитал":
"Роснефть" получает техническую экспертизу не только по шельфу, но и по нетрадиционной нефти: у ExxonMobil в Северной Америке большое количество проектов, она имеет значительный опыт ее освоения и постарается перенести его в Западную Сибирь, где потенциально большие залежи такой нефти.
Важно, что компании будут обмениваться специалистами, адаптировать технологии к российским месторождениям".
Дмитрий Александров, глава аналитического отдела ИГ "Универ Капитал":
"Самое важное, что "Роснефть" приглашает к сотрудничеству не только ExxonMobil, но и другие, в том числе и российские компании, что говорит о попытке создания на севере страны нового нефтегазового региона и о будущей переоценке российского нефтегазового потенциала. При этом "Роснефть" остается во главе этого проекта, что дополнительно поддержит компанию на рынке. Плюс вхождение в нефтегазовые проекты, связанные с нетрадиционными запасами нефти, за пределами России (в Мексиканском заливе и Западном Техасе).
Это опыт работы с новой ресурсной базой, в консорциуме с несколькими крупнейшими зарубежными компаниями на их территории и приобщение к устоявшимся стандартам работы западных компаний"». Андрей Красавин, «Компания», №15 (700)"