«Ростехнологии» замахнулись на вакцины и наркотики
FLB: Госкорпорация запросила у правительства семь ФГУПов-монополистов по производству лекарств
"«Ростехнологии» могут стать крупнейшим в стране производителем вакцин и наркотиков
Если правительство примет решение передать госкорпорации семь предприятий фармакологической отрасли, в числе которых «Московский эндокринный завод» и «Микроген»
«Правительство рассматривает возможность передачи под контроль госкорпорации «Ростехнологии» семи крупных предприятий фармакологической промышленности, существующих сейчас в форме ФГУПов.
Речь идет о монополисте в сфере производства наркотических средств — Московском эндокринном заводе (МЭЗ), крупнейшем в стране производителе иммунобиологических препаратов ФГУП «Микроген», производителе радиопротекторов и антидотов для нужд МЧС и Минобороны НПЦ «Фармзащита», Федеральном центре по проектированию и развитию объектов ядерной медицины (ФЦОЯМ) и трех НИИ: «Особо чистых препаратов» (ОЧП), Петербургский НИИ вакцин и сывороток (НИИВС) и ГНЦ органических продуктов и красителей (НИОПИК).
По информации «Известий», глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов обратился к правительство с просьбой передать названные предприятия в качестве имущественного взноса в конце января этого года. После чего вице-премьер Игорь Сечин поручил заинтересованным ведомствам рассмотреть вопрос и дать по нему официальные заключения.
Четыре из семи предприятий, на которые претендует «Ростехнологии», — «Фармзащита», ФЦОЯМ, ОЧП и НИИВС — находятся в ведении Федерального медико-биологического агентства (ФМБА). Как рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в Минздравсоцразвития, руководитель ФМБА Владимир Уйба высказался против переподчинения названных структур, подчеркнув важность их сегодняшнего функционала и уникальность задач.
— Предприятия создают и производят лекарства от редких болезней, так называемые сиротские препараты, средства фармзащиты от радиационных, химических и биологических аварий, — говорит собеседник в Минздраве. — Также эти организации интегрированы в систему оперативной разработки инновационной фармпродукции специального назначения, осуществляемой в интересах национальной безопасности. Позиция ФМБА сформулирована таким образом, что изъятие четырех ключевых звеньев может разорвать всю цепочку, и с этой точки зрения переподчинение опасно.
В Минпромторге, в чьем ведении находятся МЭЗ и НИОПИК, «Известиям» сообщили, что в целом не возражают против передачи «Ростехнеологиям» НИОПИКа, но не поддерживают передачу госкорпорации контроля над МЭЗ.
— В соответствии с законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» в РФ действует госмонополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом этих субстанций, — напомнил представитель ведомства. — Приватизация этих предприятий запрещена, и передача «Ростехнологиям» МЭЗа противоречила бы законодательству.
Собеседник в Минздраве отметил, что ведомство не стало возражать против передачи «Ростехнологиям» контроля над «Микрогеном» — самым крупным (создано путем слияния 14 госпредпрятий в середине нулевых) с точки зрения занимаемой рыночной доли предприятием из тех, на которые претендуют «Ростехнологии».
— Мы еще в прошлом году предлагали передать «Микроген» в ведение Минпромторга, так как профиль его деятельности в большей степени отвечает полномочиям этого министерства, — пояснил представитель Минздравсоцразвития.
В «Ростехнологиях» «Известиям» заявили, что в случае положительного решения о передаче активов в госкомпанию они могут быть интегрированы в состав управляющего холдинга «РТ-Биотехпором», входящего в состав «Ростехнологий». Сейчас в составе «РТ-Биотехпором» девять предприятий, занимающихся главным образом производством медицинского оборудования: НИИ медицинских полимеров, НИИ технологий медицинской промышленности и т.д.
— Мы знаем, что по части активов ведомства дали отрицательное заключение, — сообщили «Известиям» в «РТ-Биотехпороме». — В этом нет большого сюрприза — чиновники ссылаются на нормативные документы, запрещающие приватизацию ряда активов. В то же время мы знаем, что весомая часть активов передавалась «Ростехнлогиям» путем изъятий, например указом президента № 1052 от 2008 года, которым госкорпорации переданы активы ряда ФГУПов оборонно-промышленного комплекса, ранее не подлежащих приватизации. Такими же изъятиями формировалась Объединенная судостроительная корпорация, «Росатом» и т.д., практика такая есть.
В «РТ-Биотехпороме» считают, что предприятия, подведомственные ФМБА, сегодня находятся на плаву, имеют господдержку и возможности для развития.
— Большая часть вопросов была связана с «Микрогеном», активы этого предприятия ветшают, и мы, изучив вопрос, описали свое видение ситуации, — сообщили в «РТ-Биотехпороме». — Мы констатировали, что ряд предприятий «Микрогена», обеспечивающего 70% национального календаря прививок, нуждаются в модернизации. «Ростехнологии» могут все необходимое сделать: доинвестировать актив, провести модернизацию, был предложен план стратегического развития.
— Подавляющее большинство активов, на которые претендуют «Ростехнологии», убыточна и дотационна, это могут подчеркивать представители госкорпорации, предлагая передать предприятия в их ведение, — считает директор маркетингового агентства Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов. — В то же время я не могу быть уверенным, что «Ростехнологиям» удастся вывести эти активы из дефицитных бюджетов — вряд ли это получится в рамках тех производств, которые существуют: тот же «Микроген» по большей части использует устаревшие технологии, требующие значительных инвестиций. Для изменения картины общей убыточности потребуется пересмотр ассортиментных портфелей и, в первую очередь, ценовой политики. К примеру, МЭЗ выпускает психотропные препараты, а это очень дешевая, копеечная продукция, она обращается на жестко регулируемом рынке. Я не уверен, что кому бы то ни было удастся сделать в таких условиях сверхприбыльное производство.
Мелик-Гусейнов считает передачу активов «Ростехнологиям» возможной, но подчеркивает, что в дискуссии о целесообразности таких шагов не стоит сбрасывать со счетов позицию ФМБА и Минздравсоцразвития, которым выгодно держать эти активы при себе». Иван Чеберко, «Известия»"