FLB: Вместо участия в приватизации «СГ-Транс» «Газпромтранс» изменит технологический формат транспортировки сжиженных углеводородов
"Проблемные цистерны
ФАС запретила «Газпромтрансу» участвовать в приватизации компании «СГ-Транс»
«Федеральная антимонопольная служба отказала «дочке» «Газпрома», компании «Газпромтранс», в приватизации госкомпании «СГ-Транс», одного из ведущих перевозчиков сжиженных углеводородных газов (СУГ) по железной дороге. Но газовый монополист знает, как усложнить жизнь покупателю этого актива.
«Газпрому» отказано, поскольку он уже занимает на рынке транспортировки СУГ около 18%, а в случае получения «СГ-Транс» его доля достигла бы более 80%, сообщил замглавы ФАС Анатолий Голомолзин на конференции «ТЭК России в XXI веке». При этом компании, которым ФАС выдала разрешения, получили «поведенческие требования и дополнительные условия».
«СГ-Транс» занимается транспортировкой, хранением и реализацией сжиженного газа, работая более чем в 20 регионах России. В парке оператора 16 тыс. цистерн, 12 филиалов по реализации сжиженных газов (включая базы хранения) и 59 газозаправочных АЗС. 100% акций принадлежит Росимуществу. Выручка «СГ-Транса» в 2010 году по РСБУ составила 7,6 млрд рублей, чистая прибыль — 314 млн рублей.
Минэкономразвития планирует совершить сделку по приватизации 100% акций ОАО «СГ-Транс» в апреле нынешнего года. В феврале ФАС одобрила ходатайство о согласовании сделки по приобретению 100% голосующих акций «СГ-Транса» компаниями «Спецэнерготранс», «Евротранс», «Брансвик Рейл Транс», «Спецтрансгарант», «НефтеТрансСервис» и «ОТЭКО-Портсервис». Как сообщил Анатолий Голомолзин, всего было подано более 10 заявок на участие в тендере, и кроме газпромовской все остальные ведомство удовлетворило, в том числе заявки «Роснефти» и АФК «Система».
Факт отказа «Газпрому» не удивителен — в последние годы правительство проводит политику по либерализации газового рынка, полагают аналитики «Инвесткафе» Григорий Бирг и Виталий Михальчук. «В целом "Газпром" постепенно теряет политическую поддержку в России. Это подтверждает повышение НДПИ, замедление роста индексации тарифов со стороны ФСТ, увеличение дивидендов и переход все большего количества крупных потребителей газа к НОВАТЭКу, — отмечают они. — Скорее всего, после отказа ФАС "Газпром" будет приобретать собственные мощности для перевозки сжиженных углеводородных газов по железной дороге, в планах концерна покупка 6 тыс. цистерн большой грузоподъемности».
«На мой взгляд, все это звенья одной цепи, — соглашается аналитик ИФК "Солид" Дмитрий Лукашов. — В конце февраля Минфин России предложил забирать у "Газпрома" от 100% до 80% дополнительных доходов от повышения цены на газ на внутреннем рынке через налог на добычу полезных ископаемых. "Газпром", вместо того, что бы "взять под козырек" вовсе не обрадовался и запросил дополнительное увеличение цен на газ. После этого премьер-министр и будущий президент Владимир Путин дипломатично заявил, что "Газпрому" нужно искать резервы не в повышении тарифов, а в уменьшении издержек. На фоне таких событий ФАС пришла к выводу, что "Газпром" — монополист, и выдвинула инициативу лишить его права продавать газ на внутреннем рынке. Разумеется, это уже было бы слишком. Но также очевидно, что на фоне таких событий "Газпрому" вряд ли бы так просто разрешили купить госпакет "СГ-Транса"».
Между тем, по словам аналитика, «Газпром» приготовил несимметричный ответ. «Он собирается модернизировать свою инфраструктуру по сжижению природного газа таким образом, что для нее не подойдут устаревшие цистерны "СГ-Транса"», — говорит Лукашов.
По его мнению, «СГ-Транс» очень является очень привлекательным, но проблемным активом — если от его услуг откажется «Газпром». «"Газпром", скорее всего, будет развивать собственную транспортную компанию. Ничего страшного из-за запрета ФАС для него не произошло, — полагает он. — А потенциальных покупателей можно разделить на две группы: компании, у которых есть свой газ, и транспортные компании. Пока заявки в основном подали транспортники и полугосударственная "Роснефть", у которой, кстати, имеется газ. Я думаю, что покупателем должна быть какая-нибудь нефтегазовая компания. Лишь она сможет предложить за госпакет реальную цену».
«Газпром» является монополистом на рынке производства и продажи СУГ, напоминает начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин. «Сам рынок находится на этапе роста и в России, и в Европе. Поэтому владение транспортной компанией с хорошей базой является неплохим активом и позволило бы "Газпрому", если и не навязывать свои правила игры на данном рынке, то контролировать ситуацию, — говорит он. — Потенциальных покупателей на "СГ-Транс" вполне достаточно. И основной момент не заключается в том, будет ли данный бизнес профильным для компании-претендента. Владение позволит зайти на рынок перевозок (не только СУГ) с готовой базой. И главный вопрос — кто не постоит за ценой?»
Первый вице-президент «Российского союза инженеров» Иван Андриевский отмечает, что «СГ-Транс» — лидер российского рынка по перевозке СУГ. «Газпромтранс» является одним из основных его конкурентов. «В случае объединения активов компаний рынок мог быть монополизирован. Очевидно, что этот фактор и стал ключевым при принятии решения об отказе "Газпромтансу" в допуске к аукциону по продаже "СГ-Транс", — считает аналитик. — Впрочем, "Газпром" ожидал подобного решения. В частности, компания уже разработала программу по закупке 6 тыс. цистерн большой грузоподъемности для перевозок сжиженных углеводородных газов. Таким образом, "Газпром" считает перевозки СУГ перспективным направлением развития. Сам же концерн и будет этому способствовать — компания активно развивает сеть газовых АЗС, что стимулирует и рост объема перевозок СУГ».
Поскольку явных фаворитов выделить трудно, аукцион по продаже «СГ-Транс» обещает быть интересным, и начальная стоимость актива может существенно возрасти, полагает аналитик,.
«Газпромтранс» активно работает на рынке СУГ — строит соответствующие мощности, развивает подобные проекты, увеличивает объемы поставок СУГ своим клиентам, напоминает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов, по мнению которого приобретение парка «СГ-Транса» как раз и должно было способствовать увеличению объема поставок СУГ клиентам «Газпрома». «Судя по тем сообщения в СМИ, которые уже появились, представители компании не сильно огорчены отказом, и теперь будет использован "запасной" вариант — будут приобретаться большегрузные цистерны. Так что эта "неудача" не "выбила из седла" "Газпромтранс" и он остается одним из лидеров данного вида перевозок, говорит аналитик. — К тому же ранее представители "Газпромтранса" заявили, что они будут переделывать всю свою инфраструктуру по перевалке СУГ под цистерны большей вместимости, и те кто купит "СГ-Транс" и парк его небольших цистерн, рискуют не получить доступ к переделанной инфраструктуре "Газпрома", а значит, лишатся возможности перевозить весьма крупные объемы СУГ, что может существенно увеличить срок возврата инвестиций, потраченных на приобретение "СГ-Транс"».
По мнению аналитика, сейчас, перед конкурсом (аукционом) шансы всех компаний выглядят примерно равными. «Если условием победы будет лишь размер денежных средств, предлагаемых за компанию, то шансов больше у крупных компаний. Если же у аукциона будут какие-то дополнительные условия и/или критерием победы будут не деньги, то тогда шансы вновь уравняются, и надо будет смотреть на то, кто наилучшим образом, этим дополнительным условиям удовлетворяет, — рассуждает Дмитрий Баранов. — С учетом развития рынка СУГ в нашей стране и его отличных перспектив, некорректно говорить, что для таких компаний как "Роснефть" это непрофильный бизнес. Сейчас, он может и непрофильный, но со временем это будет очень и очень профильный для большинства ВИНКов. А что касается "лучшей судьбы" для "СГ-Транс", то не важно, кто ее купит, главное — чтобы новый владелец развивал компанию, вкладывал в нее средства, расширял географию ее работы». Али Алиев, «Эксперт»"