"Представители российской юстиции произвели обыск в крупнейшем банке страны "Креди Агриколь". Точнее, в его филиале "Креди Агриколь Индосуэц". Правда, наши пошли на "болезненные" уступки французам и обошлись без масок и автоматов. Россиян страховали их парижские коллеги. Этот визит стал апогеем международного скандала, в который вылился коммерческий спор между "Индосуэцем" и нашим Национальным резервным банком (НБР).
Французские и российские следователи вежливо допросили ведущих менеджеров "Индосуэца", среди которых был и председатель правления Марк-Антуан Отман. По просьбе российского суда и с согласия банка представители властей забрали копии некоторых документов. Сотрудники "Индосуэца", отвечающие за связь с общественностью, сообщили, что согласие на подобную акцию означало демонстрацию "абсолютной открытости банка".
Приход наших следователей во французский банк стал продолжением ожесточенного судебного спора между ним и НРБ. Все началось в 1998 году, когда французский банк потерял на российском рынке примерно 980 миллионов долларов. Половина суммы пришлась на ГКО, а еще примерно 500 миллионов долларов "сгорело" на так называемых валютных фьючерсных контрактах.
Среди клиентов, с которыми работал "Индосуэц", были Сбербанк, Внешторгбанк, "Российский кредит", Автобанк. С ними французам удалось решить свои проблемы полюбовно, и наши банки так или иначе погасили долги перед "Креди Агриколь". А вот с НРБ это не получилось. Французы опротестовали в нью-йоркском суде 10 из 14 спорных контрактов, стоимость которых составляет 110 миллионов долларов. И получили в США полное удовлетворение своих требований. Зато НРБ защитил московский федеральный арбитражный суд. Однако у себя дома "Креди Агриколь Индосуэц" оказался проворнее, и по его требованию в Бельгии и Швейцарии были арестованы счета и облигации НРБ на сумму свыше 500 миллионов долларов. Поскольку она намного превосходила исковые требования, часть фондов позже была разморожена.
В ответ французские и американские адвокаты НРБ сумели совершить практически невозможное: в июле прошлого года они арестовали 75 миллионов долларов, принадлежащих "Креди Агриколь Индосуэц" на счетах самого Банка Франции. И сделано это во исполнение решения московского суда. Эти 75 миллионов составляют точный размер иска НРБ, который пытается получить компенсацию за избыточные аресты в Бельгии и Швейцарии.
Эта победа вывела банковский конфликт на новый, непредсказуемый уровень. "Креди Агриколь" - не просто самый большой французский банк. В минувшую среду он стал акционерным, а до этого был паевым и его пайщиками являлось больше половины населения страны.
Арест счетов в Банке Франции крайне неприятен для "Креди Агриколь". Еще неприятнее суть обвинений, предъявленных ему в Москве. Французов подозревают фактически в подделке документов, обмане клиентов. Поэтому руководители банка пошли на беспрецедентный шаг, допустив российских следователей в свою святая святых. Они также подали иск на российскую судебную систему в Европейский суд по правам человека. Если наша страна проиграет, то государство встанет перед необходимостью компенсировать претензии французских банкиров."