FLB: «Мечел» намерен перехватить «ворота на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона» у Дерипаски и Лисина
"«Мечел» поборется за порт Ванино
«У Олега Дерипаски и Владимира Лисина может появиться серьезный конкурент в борьбе за приватизируемый порт Ванино. Не проявлявший ранее интереса к этому активу «Мечел» Игоря Зюзина вдруг решил попытать счастья и принять участие в повторном аукционе по продаже контрольного пакета акций порта, - сообщает РБК daily.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) удовлетворила ходатайство компании «Мечел-Транс», входящей в состав метхолдинга «Мечел», о покупке 100% акций Ванинского морского торгового порта, следует из сообщения ведомства. Это дает «Мечелу» право участвовать в повторном аукционе по продаже 55% акций порта.
Первый аукцион по приватизации Ванино прошел в мае 2011 года, но «Мечел» участия в нем не принимал. Впрочем, и без него собралась очень солидная компания: СУЭК (которой принадлежит терминал в Ванино), «СДС-Уголь», представляющий интересы En+ Олега Дерипаски, «Канопус», холдинг «Сибуглемет». Кроме того, портом Ванино заинтересовались «Транс-Инвест», ИГ «Колмар», «ТИМ Консалт», подконтрольные Владимиру Лисину холдинг Universal Cargo Logistics Holding BV и входящий в него Туапсинский морской торговый порт. А победителем аукциона стал принадлежащий Ивану Микояну «Сэлтехстрой», предложивший за контрольный пакет акций порта 10,8 млрд руб. Однако компания г-на Микояна покупку не оплатила и Росимущество аннулировало итоги торгов.
В «Мечеле» комментировать участие в повторном аукционе и справедливую стоимость порта отказались, однако отметили, что у компании существуют амбициозные планы на Ванино. Ранее метхолдинг анонсировал, что уже в этом году приступит к строительству нового угольного терминала возле этого порта в бухте Мучка мощностью 25 млн т. Стоит отметить, что компания уже контролирует морской порт Посьет в Приморье, через который экспортирует коксующиеся угли в Японию и Корею.
Впрочем, большие надежды на Ванино возлагает и En+ Group Олега Дерипаски, которой сейчас принадлежит 27% акций порта. В En+ РБК daily подтвердили, что намерены участвовать в повторном аукционе, и заявили, что Ванино играет для компании ключевое значение. En+ планирует реализовать несколько крупных проектов в Восточной Сибири, суммарные инвестиции в которые оцениваются в 25 млрд долл., пояснили в компании. Порт Ванино в En+ называют воротами на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, на которые будет ориентирована большая часть продукции, производимой на новых предприятиях компании.
Интерес к порту Ванино проявляет и UCL Holding Владимира Лисина. Так, в январе ФАС уже удовлетворила заявку холдинга на приобретение 100% акций порта, однако окончательное решение по участию в аукционе UCLH обещает принять только после объявления его условий. Впрочем, источник РБК daily в компании ранее заявлял, что UCLH будет претендовать на порт Ванино и готова отдать за актив около 5 млрд руб.
В СУЭК и ИГ «Колмар» Геннадия Тимченко затруднились ответить, будут ли они участвовать в аукционе по приватизации порта Ванино. Получить комментарии «Сибуглемета», «СДС-Уголь», «Транс-Инвеста» и «ТИМ Консалта» вчера не удалось.
Точная дата проведения повторного аукциона пока неизвестна — Росимущество и организатор торгов «ВТБ Капитал» от комментариев отказались. Однако источник РБК daily, знакомый с ситуацией, утверждает, что аукцион состоится только в начале июня. Стартовая цена актива тоже пока не раскрывается. По оценкам Алексея Матросова из ГК Broco, справедливая стоимость 55% акций порта Ванино составляет 7—8 млрд руб».
Как сообщало в ноябре 2011 года Агентство федеральных расследований FLB, руководство и работники порта активно противятся попыткам структур, подконтрольных олигарху Олегу Дерипаске, завладеть портом. С просьбой предотвратить рейдерский захват работники порта обращались даже к руководству России.
В частности, в публикации «Ванинские докеры поднялись на Дерипаску» говорилось: «сотрудники Ванинского порта – одного из крупнейших на Дальнем Востоке – обратились к руководству страны с просьбой не допустить смену генерального директора предприятия и возможное сокращение рабочих мест. Работники утверждают, что такие изменения предлагаются держателем 21% акций порта Soleggiato Investments, подконтрольным Олегу Дерипаске.
«Являясь акционером порта и владея пакетом 21,6% процентов голосующих акций, офшорная компания пытается при поддержке чиновников Росимущества поставить своего директора», – говорится в сообщении.
Soleggiato Investments попала в список претендентов на покупку госпакета Ванинского порта, составленный ФАС.
Как говорится в письме, подписанном 518 сотрудниками порта, кипрская компания представила в совет директоров общества программу деятельности порта, которая содержит план действий по смене генерального директора порта и обеспечению продажи госпакета акций порта в свою пользу.
«Предложенный компанией кандидат на должность генерального директора порта ранее был уволен с должности руководителя другого предприятия, так как не справился с работой. Кроме того, он же является руководителем компании – участника аукциона по продаже госпакета акций порта. Это свидетельствует о намерении компании получить контроль над портом в обход приватизационного законодательства», – заявили портовики. Кроме того, обеспокоенность коллектива порта вызывает и то, что компания-акционер в своей программе деятельности предлагает совету директоров акционерного общества сократить рабочие места, а это, как говорится в письме, «лишит работников стабильного заработка и приведет к социальной напряженности».
Первый аукцион по продаже Ванинского порта состоялся еще в мае 2011 года, но он закончился скандалом: компания внука советского наркома Ивана Микояна сорвала торги, взвинтив цену до 11 млрд рублей и отказавшись от выплаты.
После того как торги были сорваны, источники на транспортном рынке говорили, что «Сэлтехстрой» Микояна представляет интересы «менеджмента порта, заинтересованного в отсрочке аукциона».
«Ванинский морской торговый порт» – крупнейший транспортный узел Хабаровского края. Он расположен на северо-западном берегу бухты Ванина в Татарском проливе и на Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. Порт принимает и обрабатывает суда дедвейтом до 45 тысяч тонн. 22 грузовых причала и пирса входят в состав четырёх перегрузочных комплексов и нефтеналивного терминала. Основными грузами являются уголь, цветные и черные металлы, лес и пиломатериалы, руда, контейнеры. Грузооборот компании в 2010 году составлял 6,1 млн тонн грузов»."