FLB: «Креативный класс» и Ксения Собчак «очень демократично» себя чувствуют только среди сомнительных заведений и наркопритонов «Красного Октября»?
"Остров сокровищ
Столичный культурный кластер не разгонят, а только отремонтируют
Это, наверное, самая увлекательная из всех историй, повествующих о застройке в центре Москвы. Хотя, как правило, столкновения бизнес-интересов в борьбе за некий лакомый кусок невероятно скучны. Даже несмотря на то, что в них порой доходит до крупных взяток, шантажа, стрельбы и поножовщины. Но в нашей истории леденящих душу атрибутов боевика образца 90-х годов не будет. Тем не менее сюжет вас захватит, не сомневайтесь. Итак, дано: огромная территория, ранее занимаемая известнейшей кондитерской фабрикой в стране. В наличии имеем стремление собственников выгодно её использовать, скажем, застроив её чем-то более эстетичным и полезным, нежели безжизненными образчиками промышленной архитектуры эпохи развитого социализма. Казалось бы, чего проще: есть земля, есть хозяин и есть девелопер. Ударили по рукам, и дело пошло, к взаимному удовольствию сторон. Но вот тут-то и появляется в банальной, казалось бы, истории элемент гламурного детектива. Всё далеко не так просто. Корреспондент «Нашей Версии» разбирался в непростом замесе из миллиардов рублей и долларов, хипстеров, телезвёзд и «креативного класса».
Москвичам нужно развитие этого района. Без видимых изменений снаружи пустующие и разваливающиеся сооружения преобразуют в комплекс с современными офисами, комфортным жильём, парковками и технологичной инфраструктурой. Застройщик заинтересован сохранить изюминку «творческого сообщества». В новом комплексе найдётся место для редакций СМИ, художественных галерей. К счастью, застройщик попутно вычистит с территории «Красного Октября» все «злачные места».
Клуб «RAЙ» входит в чёрный список клубов центра столицы за то, что в нём регулярно торгуют наркотиками. По данным ГУВД, чаще всего в этих клубах распространяют так называемые элитные наркотики: кокаин, ЛСД и амфетамины. «Наша Версия» объехала остров и насчитала на нём по крайней мере шесть клубов (Funky Mama, Progressive Daddy, Rolling Stones, Glazur и Gipsy) и один отель на час (см. верхнее фото). Подобное соседство с храмом, Пушкинским музеем и Третьяковкой на Крымском Валу ничуть не красит столицу.
Застройщик заинтересован сохранить изюминку «творческого сообщества». В новом комплексе найдётся место для редакций СМИ, художественных галерей. К счастью, застройщик попутно вычистит с территории «Красного Октября» все «злачные места». Клуб «RAЙ» входит в чёрный список клубов центра столицы за то, что в нём регулярно торгуют наркотиками. По данным ГУВД, чаще всего в этих клубах распространяют так называемые элитные наркотики: кокаин, ЛСД и амфетамины.
«Наша Версия» объехала остров и насчитала на нём по крайней мере шесть клубов (Funky Mama, Progressive Daddy, Rolling Stones, Glazur и Gipsy) и один отель на час. Подобное соседство с храмом, Пушкинским музеем и Третьяковкой на Крымском Валу ничуть не красит столицу.
Это место, именуемое островом Балчуг, или Болотным, или Безымянным островом, можно увидеть с Крымского моста, если вглядеться вдаль, туда, где стоит статуя Петра. А ещё не так давно остров Балчуг называли «сладким островом» – здесь располагалась известная на всю страну кондитерская фабрика «Красный Октябрь». Почти 10 лет назад городские власти решили перенести производство сластей из центра города, что и было успешно выполнено к 2007 году. Промышленные мощности «Красного Октября» перебазировали на территорию другого кондитерского концерна, «Бабаевского», а на освободившейся территории решили построить жилищный и торгово-развлекательный комплексы. Стоимость проекта тогда оценили примерно в 3 млрд долларов. Места эти малолюдные и не слишком приветливые, даром что расположены они в историческом центре столицы.
По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, «территория от стрелки острова до Большого Каменного моста исторически была многофункциональной и малопосещаемой москвичами. Гулять здесь было негде. Ситуация ещё более усугубилась в 90-е годы прошлого века, когда фабрика умудрилась оформить на себя не только землю под корпусами, но и обе набережные. Повсюду появились пропускные пункты, шлагбаумы».
Казалось бы, застройка территории пойдёт быстро. Помимо жилья на участке площадью порядка 50 гектаров должно было появиться более миллиона квадратных метров разнообразной коммерческой недвижимости – гостиниц, торгово-развлекательных комплексов, технических и офисных площадей, однако планы так и не осуществились – грянул кризис. Строительство заморозили. Но свято место пусто не бывает: в 2009 году корпуса стали активно сдаваться в аренду. Среди арендаторов были институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», площадка для проведения конференций по IT-технологиям Digital October, телеканалы «Дождь», «Коммерсантъ-ТВ», журнал «Большой город», проект «Сноб», клубы «RAЙ», Rolling Stones, Gipsy и прочие. Остров Балчуг превратился в модное богемное место, в «московский Сохо».
У главного архитектора столицы Александра Кузьмина на сей счёт несколько иное мнение: «На сегодняшний день жизнедеятельность там (на острове Балчуг. – Ред.) не обустроена. Мы построили пешеходный мост от храма Христа Спасителя на Большую Якиманку, но вокруг этого симпатичного перехода осталась разруха. Фабрика закрылась, все вкусные конфеты давно выпускаются в Сокольниках, а освободившиеся производственные здания используются странно. С одной стороны, там появилось сообщество творческих людей «Стрелка», что само по себе является интересным и нестандартным явлением. С другой стороны, образовался настоящий вертеп из кафешек, стриптиз-клубов и других непонятных заведений. На мой взгляд, это не лучшее использование такой территории».
Здесь необходимо сделать существенную оговорку: одно дело разнообразные богемные арт-студии, мастерские художников и прочие прибежища творческой молодёжи. И совсем другое – разнообразные «ночники», сомнительные клубы и увеселительные заведения. Пока эти заведения сосуществуют бок о бок, и вряд ли это соседство можно назвать полезным, скорее наоборот.
Недавно застройку Болотного острова решено было возобновить – компания «Гута-Девелопмент», которой принадлежит территория фабрики, объявила о своём намерении наконец-то её облагородить. Естественно, некоторых арендаторов, в частности клуб «RAЙ», попросили с насиженного места. Но подавляющее большинство арендаторов намерениям «Гута-Девелопмент» и не думало сопротивляться. Почему – объяснил известный московский архитектор Юрий Григорян, директор одной из программ расположившейся на острове Балчуг «Стрелки». «Главные фабричные корпуса скорее всего будут сохранены – «Гута-Девелопмент», владельцы этой земли, хорошо понимают ценность такого рода объектов. Я приветствую в районе «Красного Октября» смешанную застройку, где будут и жильё, и театры, и лектории, и институты. Дело не только в этом острове, а в стратегии развития публичной сферы Москвы. По всему городу должны быть равномерно распределены такие места, где ты можешь и лекцию послушать, и на скамьях деревянного амфитеатра посидеть. Ситуация с «Красным Октябрём» – первый и значимый повод об этом поговорить».
Но оказалось, что был и другой повод. Крайне, надо сказать, неожиданный.
Само собой, вскоре нашлись и те, кто вовсе не собирался покидать насиженных мест. Дело было не в силе привычки и даже не в том, что помещения в центре города привлекательны сами по себе – трудно вот так встать и уйти. Всё сложнее. За несколько лет в Москве появилось немало молодых дизайнеров, художников, деятелей клубного движения, которые поняли, что пробиваться к славе совместно гораздо эффективнее, чем поодиночке. Попробуй пробейся наверх без всякой поддержки, если ты молод и беден! Но совсем другое дело, когда за тобой стоит сотня, а лучше тысяча, таких же, как ты, молодых и голодных талантов. Художники парижского Монмартра, музыканты лондонского Сохо, интеллектуалы нью-йоркского района Гринвич-Виллидж в разное время проходили аналогичный путь. Рядом с молодыми «креативщиками» расположилось, как мы уже упоминали, несколько редакций. Туда частенько наведывались политики, как правило, те, которых называют «несистемной оппозицией». Они не могли не заметить друг друга на столь маленьком пятачке, каким является остров Балчуг. И они друг друга заметили.
Правда, сотрудничество сразу же вышло каким-то двусмысленным. В прошлом году клуб «RAЙ» вывесил несколько рекламных растяжек фривольного содержания с фамилией председателя правительства страны. Публичное оскорбление второго лица государства назвали «хэппенингом», элитарной художественной акцией – не всякий, мол, оценит. Затем последовали другие, тоже якобы «художественные» акции, являвшиеся на самом деле не чем иным, как околополитическими постановками. Со стороны они почему-то выглядели не творческим поиском авангардистов, а скорее хаотичным политическим протестом не слишком разбирающейся в политике молодёжи. Вполне возможно, что так и было: акции посещали не представители богемы «московского Сохо», а не всегда трезвые обитатели ночных клубов.
А дальше началось самое интересное. Несмотря на то, что массового сноса студий и арт-салонов вовсе не планировалось – выселять собирались исключительно разного рода сомнительные заведения, – представители богемы решили принять упреждающие меры. Инициативу на себя взяла Ксения Собчак. Как никто другой, она лучше всех олицетворяет тот странный симбиоз богемной жизни и современной площадной игры в политику. Телеведущая пишет открытое письмо мэру Москвы Сергею Собянину и генеральному директору «Гута-Девелопмент» Артёму Кузнецову. Что особенно интересно, многие вещи в письме названы открытым текстом, своими именами. Вот несколько характерных пассажей: «Красный Октябрь» рискует превратиться в очередной комплекс элитного жилья, вместо того чтобы оставаться центром притяжения для «креативного класса». В последние годы «Красный Октябрь» стал синонимом слова «творчество», он превратился в настоящий культурный кластер с многочисленными галереями, дизайн-бюро, выставочными залами, образовательными и дискуссионными площадками, которые привлекают в стены бывших кондитерских цехов тысячи молодых людей с новыми идеями».
И ни слова ни о ночных заведениях сомнительного толка, ни о других очагах весёлой жизни. Как будто их нет и как будто сносить собираются не их притоны, а никому не мешающие студии художников и дизайнеров.
И далее: «Представители Москомнаследия уже заявили, что сноса исторических зданий на «Красном Октябре» не планируется и все арендаторы останутся на своих местах. Но как часто в истории нашего города мы видели, что после аналогичных обещаний властей сносились целые здания, уничтожалась история Москвы». А вот и «соль», так сказать: «Я призываю вас прислушаться к мнению общественности, которая уже начала сбор подписей в защиту исторического наследия «Красного Октября» и в защиту той творческой среды, которая сформировалась на острове». «Творческой среды», никак иначе! Что ж, можно сказать и так. А можно и по-другому: питательной среды для сбыта запрещённых препаратов, проституции и прочих неприглядных явлений ночной жизни большого города. Так что же выходит, Ксения Собчак встаёт горой именно за них, за тех, кому не нашлось место на новой «стрелке»?
То, что в тексте Собчак осталось между строк, озвучила член координационного совета общественного движения «Архнадзор» Наталья Самовер – в лоб и без обиняков: «Красный Октябрь» – шанс Москвы стать современным городом. Это шанс уйти от суровых образов сталинизма и аляповатой роскоши приснопамятных недавних времён, шанс на прорыв в будущее. Модное место в сегодняшнем мегаполисе не может не быть демократичным». И вновь за усы притянут к ответу товарищ Сталин – думаете, случайно?
Вообще-то, в планы «Гута-Девелопмент» и не входило разрушение культурного кластера как такового. Напротив, по словам PR-директора компании Елены Галановой, «на территории «Красного Октября» уже три года ведётся работа по созданию арт-пространства». Стали бы бизнесмены выбрасывать деньги на ветер? Конечно же, нет. Тем не менее слухи о скором сносе «московского Сохо», раз уж они появились усилиями изгоняемых с насиженных мест вершителей ночной жизни, решено было развеять самым решительным образом.
Нужно отдать должное столичным властям и руководству «Гута-Девелопмент»: в сложившейся ситуации они приняли решение начать общественную дискуссию. Неблагодарное это занятие, ибо в споре девелоперов, собственников и теми, кто, что называется, не в доле, истина не рождается никогда. Но в нашем случае, видимо, предусматривалось исключение. Дискуссия началась в феврале, участие в ней приняли представители власти, бизнеса и общественности. По словам основателя института «Стрелка» Ильи Осколкова-Ценципера, «результатом встречи можно считать сам факт того, что дискуссия ведётся до начала реализации проекта, а также решение застройщика приостановить воплощение проекта до достижения в обществе минимального консенсуса между всеми заинтересованными сторонами — городом, девелопером, арендаторами и общественностью». Наталья Самовер считает, что «итогом дискуссии стало достигнутое между её участниками «водяное перемирие»: решение обойтись без резких шагов». Термин «застройка» решено было заменить другим, не менее ёмким – «развитие».
Понятно, что те, кто получал немалые деньги от сомнительной деятельности увеселительных заведений, общественной дискуссией остались недовольны – их туда и не приглашали. Но собака лает, а караван идёт – гласит восточная мудрость. По словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, застройка на Болотном острове всё-таки скоро начнётся, правда, не раньше лета следующего года: «На стрелке острова появится жильё. Хочу сразу сказать, что никаких многоэтажек или закрытых элитных комплексов здесь строить не разрешается. Верхняя отметка зданий должна соответствовать высоте существующих фабричных корпусов, а все первые этажи — использоваться под общественные функции. Здесь прекрасно будут смотреться всевозможные кафешки, магазинчики, антикварные лавки. Думаю, что помещения для «Стрелки» и других объединений творческих людей тоже найдутся без проблем».
Масштабного строительства, по словам Кузьмина, не планируется. Сейчас общая площадь всей недвижимости, расположенной на территории «Красного Октября», составляет 170 тыс. квадратных метров. После реконструкции эта цифра увеличится до 200–210 тысяч. Другими словами, новое строительство – не «сотни тысяч квадратных метров», как заявляли некоторые СМИ, а всего 30–40 тыс. квадратных метров. И вестись оно будет на месте объектов, не представляющих исторической ценности, в основном на месте сараев и самостроев, возведённых «Красным Октябрём» ещё в советские годы. «В Париже есть два острова: Сите, где кроме Нотр-Дам расположены административные здания, и Сен-Луи, где живут люди, где можно выпить чашечку кофе, зайти в антикварную лавку и почувствовать масштаб старого Парижа, говорит главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. – Я очень хотел бы, чтобы нечто подобное появилось и у нас в Москве. Есть идея построить со стороны стрелки Болотного острова ещё один мостик к парку искусств «Музеон». В таком случае мы получим единое прогулочное пространство от Воробьёвых гор через Нескучный сад, парк Горького, «Музеон», «Красный Октябрь» и до храма Христа Спасителя с выходом на бульвары».
Что же касается пресловутого культурного пространства острова Балчуг, «московского Сохо», то делать какие-то прогнозы о том, будет он развиваться и дальше или нет, пока рано. Стать Монмартром или Гринвич-Виллидж дано отнюдь не всякому «креативному кластеру», коим нынче принято считать бывшую территорию «Красного Октября». «Креативные кластеры – это продукт времени, продукт экономической ситуации, – считает руководитель спецпроектов института «Стрелка» Роман Мазуренко. – Важно понимать, что они не вечные и у каждого креативного кластера есть свой срок годности. Три, четыре, пять лет для любого креативного кластера – это большой успех. И все те люди, которые там работают и проживают, должны понимать, что за период относительно дешёвой аренды нужно стать достаточно сильными, чтобы безболезненно куда-то переехать и стать ещё круче». Георгий Филин, «Версия»"