FLB: Так ли уж заинтересован ли избранный президент в передаче государственных активов в частные руки, как это пытаются представить в МЭР?
"Сам себе режиссер
«После выборов президента РФ и назначения нового главы правительства неизбежно встает вопрос об обновлении существующего управленческого состава. Получит ли какой-либо пост в новой команде вице-премьер Игорь Сечин, пока неизвестно, но в последние несколько лет стало ясно, что его почти неограниченные полномочия в топливно-энергетическом комплексе дорого обходятся государству. Поначалу преданный Владимиру Путину, чиновник стал самостоятельной фигурой - под его кураторством находятся крупнейшая нефтяная компания страны "Роснефть" и ее инфраструктура.
Работающий под руководством Владимира Путина Игорь Сечин уже более десяти лет проводит четкую политику, направленную на собирание и сохранение стратегически важных и прибыльных активов в руках власти, используя весь имеющийся у него административный ресурс. Принадлежащая государству крупнейшая НК "Роснефть" получила свои активы в начале 2000-х годов в результате "дела ЮКОСа" от частной нефтяной компании "ЮКОС", а менеджеры последнего были обвинены в хищении "черного золота" и уклонении от уплаты налогов.
Сейчас "Роснефть", более 70% нефтедобычи которой, по подсчетам газеты "Ведомости", обеспечивают активы юкосовского "Юганскнефтегаза", фактически становится вотчиной Игоря Сечина. Видимо, поэтому инициатива правительства по поводу слияния "Газпрома" и "Роснефти", в результате чего государство получило бы контроль над нефтегазовым гигантом, натолкнулась на сопротивление вице-премьера, и его точка зрения победила.
Коллекционер госсобственности
Летом 2011 г. президент РФ Дмитрий Медведев провозгласил необходимость "новой волны приватизации", то есть расширение списка госпакетов в собственности государства, которые необходимо продать в частные руки. По планам Минэкономразвития, доходы от приватизации с новыми параметрами в 2012-2016 гг. должны составить более 1 трлн руб. вместо изначальных 300 млрд руб. Согласно этим замыслам, государство должно будет выйти из капитала "Роснефти", "Зарубежнефти" и "Русгидро" и сократить до 75% доли в "Транснефти" и ФСК. В правительстве считают, что приватизация необходима не только как дополнительный источник дохода бюджета - передача компаний в частные руки способна стать стимулом для их развития и увеличения эффективности работы.
Широкомасштабная приватизация была поддержана непосредственным начальником Игоря Сечина премьер-министром Владимиром Путиным. В опубликованной 30 января в газете "Ведомости" статье "О наших экономических задачах" глава правительства пишет: "Наша экономическая политика должна корректироваться в сторону снижения масштабов государственного регулирования, замены регламентации на рыночные механизмы, административного контроля - на страхование ответственности". Однако его подчиненный начал отчаянно сопротивляться новым планам приватизации, в первую очередь планам по продаже пакетов курируемых им компаний - "Роснефти", "Транснефти" и "Зарубежнефти".
Первое письмо Владимиру Путину о необходимости отложить приватизацию активов написано вице-премьером в середине ноября 2011 г. Игорь Сечин считает, что при приватизации госкомпаний цена продажи не должна быть ниже цены первичного размещения их акций. Таким образом, в послании подразумеваются такие компании, как "Роснефть", ВТБ, Сбербанк. Эксперты говорят, что, если принять предложения Сечина, изложенные в письме, с приватизацией можно ждать сколь угодно долго и что слова вице-премьера основываются на стремлении сохранить административный контроль над компаниями.
Игорь Сечин, чья подпись необходима под документами при приватизации крупнейших госкомпаний, фактически использует все рычаги для того, чтобы сохранить контроль над этими структурами. В декабре 2011 г. он написал Владимиру Путину еще одно, уже более категоричное письмо, в котором предложил приватизировать "Роснефть" не дешевле $10,2-10,8 за акцию. Частная НК "Роснефть", согласно законодательству РФ, не сможет работать на шельфе, напомнил он, фактически поставив под вопрос необходимость ее приватизации. На неопределенный срок следует перенести приватизацию "Транснефти" и ФСК, уверял вице-премьер, а "Зарубежнефть" продавать вообще не стоит - эта компания работает на основе межгосударственных договоренностей, которые со сменой собственника могут быть нарушены. Неблагоприятная конъюнктура на внешних рынках сыграла на руку Сечину, охраняющему "свои" активы от частников: потом их можно будет продать дороже.
При этом некоторые эксперты отмечают, что ответственность за торможение технологического развития "Роснефти" можно возложить на Игоря Сечина, до недавнего времени возглавлявшего совет директоров компании. "Никакого значимого развития научно-технического потенциала, обновления и расширения производственно-сбытовых мощностей, а также углубления степени переработки сырья в последние 20 лет не наблюдается практически во всех отраслях промышленности, в том числе добывающих", - констатирует старший аналитик ИК "Риком-Траст" Владислав Жуковский.
Чиновники Минэкономразвития подготовили ответ на инициативы Игоря Сечина. Сокращение участия государства в крупнейших активах - главный элемент инвестиционно привлекательной экономики, написала министр экономического развития Эльвира Набиуллина Путину. Премьер согласен, что наполнение бюджета - не главная задача приватизации. "Приватизация носит не фискальный, а структурный характер. То есть мы продаем не только для того, чтобы получить дополнительные деньги в бюджет, а в первую очередь для того, чтобы повысить уровень конкуренции в экономике, расчистить поле для частной инициативы", - излагал он в "Ведомостях".
Но складывается ощущение, что все эти аргументы для управленца старой закалки Игоря Сечина носят исключительно умозрительный характер, поскольку государственные активы в области энергетики все еще остаются сферой его влияния, для которой появление среди акционеров миноритариев или же полная продажа является прямой угрозой. Почему вице-премьер так стремится удержать госсобственность и есть ли в этом его личный интерес, непонятно: компании, курируемые Игорем Сечиным, отличаются необыкновенной информационной закрытостью. Миноритарные акционеры, требующие максимальной открытости от компаний, доля в которых через государство фактически принадлежит каждому гражданину страны, всегда были неприятной помехой для Сечина и его команды, поскольку требовали детального отчета о расходовании средств. Для примера: "Роснефть" потратила на социальную деятельность и спонсорство в 2011 г. $422 млн, поставив рекорд по размеру благотворительных трат. Однако, как сообщала газета "Ведомости", кто является получателем благотворительной помощи "Роснефти", не ясно: в отчетах компании эта информация не раскрывается. Не стал этого делать и представитель "Роснефти".
Помощники помощника
Курс правительства на приватизацию активов, обозначенный премьером, похоже, не устраивает Игоря Сечина. За государственное добро вице-премьер, пользуясь влиянием, борется, как за свое собственное, и, видимо, не без оснований: во многих стратегически важных активах сидят его люди - преданные ему лично или связанные с ним обязательствами доверенные лица.
Сам Игорь Сечин возглавлял совет директоров "Роснефти" с 2006 г. по 2011 г., но в 2011 г. Дмитрий Медведев начал кампанию по выводу госчиновников из советов директоров в пользу независимых директоров. Но это не стало серьезной проблемой для Сечина: чиновник сложил с себя полномочия, но его влияние в курируемых им компаниях не ослабло, поскольку в советы прошли "дружественные" ему персоны. Но формально распоряжение начальника было исполнено. В "Роснефти" Игоря Сечина сменил вице-президент Российской академии наук Александр Некипелов, однако его заместителем стал старший вице-президент ВТБ Сергей Шишин, бывший руководитель Службы обеспечения ФСБ России и давний соратник Сечина, входящий в совет директоров "Русгидро". Он лично был выбран профильным вице-премьером.
Эксперты заговорили о потере влияния Сечина на "Роснефть" в связи с отставкой ее бессменного руководителя Сергея Богданчикова, близкого к Игорю Ивановичу. На место президента "Роснефти" со стороны вице-премьера прочили замминистра энергетики Сергея Кудряшова, а также Александра Рязанова, экс-главу "Стройтрансгаза", считающегося креатурой владельца нефтетрейдера Gunvor Геннадия Тимченко. Однако назначенный вместо Богданчикова Эдуард Худайнатов оказался скорее компромиссной фигурой, не имеющей не только противоречий с Сечиным, но и опыта руководства крупными компаниями.
Людьми, близкими к Сечину и действующими в его интересах, считаются также глава и член совета директоров "Зарубежнефти" Николай Брунич, замминистра энергетики Андрей Шишкин.
Поначалу партнером курирующего нефтяную отрасль Игоря Сечина, через которого "Роснефть" поставляла сырье на экспорт, был нефтетрейдер Gunvor Геннадия Тимченко. Однако по мере роста доходов Gunvor отношения Сечина и Тимченко стали портиться. Если бизнесмен зарабатывал на экспорте российского "черного золота" легально и "обрастал" собственными активами, то у чиновника, несмотря на весь его аппаратный вес, подобной возможности не имелось. Поэтому Сечин уже несколько лет пытается создать трейдера - конкурента Gunvor. В начале 2011 г. появилась информация о трейдерском подразделении "Роснефти" в Швейцарии - Rosneft Trading SA.
По мнению экспертов, логика "Роснефти" понятна - компания создает собственную независимую систему продаж, увеличивая показатели выручки. Таким образом, увеличивается вес Игоря Сечина, конкурирующего с Тимченко в аппаратной борьбе. "Роснефть" попытается потеснить Gunvor на восточном направлении (нефтепровод ВСТО), а на новую трейдерскую структуру госкомпании может быть переориентировано около половины экспорта Gunvor.
Кроме того, недавний вывод людей Тимченко из "Роснефти" - директора департамента по экспорту нефти и нефтепродуктов Сергея Андронова и вице-президента Игоря Ромашова - многие участники рынка трактуют как усиление позиций вице-премьера в нефтекомпании. Также под особый контроль Игоря Сечина была взята ситуация с обрушением причалов в порту Усть-Луга. Вице-премьер на проводимых им многочисленных совещаниях всячески старается акцентировать внимание на промахах Геннадия Тимченко.
Железобетонная уступка
"Раньше, в рамках вертикали власти, Сечин являлся, по сути дела, "неприкасаемой фигурой", - подчеркивает Владислав Жуковский. Но накануне перераспределения портфелей в новом кабинете министров Игорю Сечину как чиновнику, ответственному за ТЭК, наверняка припомнят ряд стратегических просчетов России во внешней экономической политике, такие как срыв соглашения между BP и "Роснефтью", затягивание диалога с Европой о прокладке "Южного потока", неспособность договориться с украинскими партнерами о газотранспортном консорциуме, а также снижение экспорта нашего газа в Европу.
Последний просчет Игоря Сечина во внешней политике обнаружился буквально за несколько дней до выборов нового главы государства: РФ в лице "Роснефти" и "Транснефти" придется предоставить китайской CNPC скидку на поставку российской нефти в размере $1,5 за баррель, из-за чего "Роснефть" недополучит около $3 млрд.
Контракт, по которому "Роснефть" и "Транснефть" обязались поставлять в Поднебесную по 15 млн тонн нефти в 2011 - 2030 гг. по трубопроводу Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО) в обмен на кредиты Банка развития Китая в размере $25 млрд, Игорь Сечин еще прошлой весной назвал "железобетонным", но теперь его условия пришлось пересмотреть, причем с потерями для российской стороны.
Эти и многие другие просчеты, в том числе торможение процессов приватизации, о необходимости которых говорил премьер, могут стать решающими при принятии решения о месте Сечина в новой команде. Верный помощник Путина постепенно превратился из исполнительного чиновника в самостоятельную фигуру, играющую по собственным правилам, все чаще расходящимся с установками его начальника и препятствующим развитию компаний, курируемых Сечиным. Ведь если в конце 1990-х - начале 2000-х команда Владимира Путина ставила перед собой задачу концентрации важнейших активов в руках государства, то теперь во главу угла ставится эффективность работы самих компаний. И вот тут политика Сечина явно идет вразрез с курсом правительства и нового президента». Или нет? Сергей Павлов, «Компания», №9 (694)"