FLB: Вместе с ГУП «МосНПО «Радон» госкорпорация получила «в подарок» от частной компании «Альянс-Гамма» и 550 тонн радиоактивных отходов
"Черные дыры атомного бизнеса
«Атомная отрасль – сфера специфическая и редко привлекающая внимание широкой публики. А зря - большие деньги вкупе с замкнутостью создают там идеальную почву для злоупотреблений. Многие государственные предприятия, работавшие в этой области еще в советских времен, сейчас превратились в кормушки для групп нынешних и бывших сотрудников и руководителей. Между тем, цена, которую общество платит за коррупцию и кумовство в атомном бизнесе, крайне высока.
Государственное – значит ничье. К сожалению, так в нашей стране рассуждают многие из тех, кто оказался причастен к так называемому «освоению» бюджетных средств. И российская атомная промышленность здесь не стала исключением. Закрытый, ограниченный, низкоконкуретный рынок, основным потребителем на котором является государство, давно превратился в «междусобойчик» - своеобразный кооператив по разделению госзаказов и «распилу» полученных в рамках тендеров бюджетных денег.
По единодушному мнению экспертов, в подобных случаях очень распространена следующая схема. Руководство некой государственной компании X, существующей в основном за счет госзаказа, создает коммерческую фирму Y. После этого частная компания начинает волшебным образом получать все государственные подряды. Работы при этом все равно выполняет компания X, только выступает она уже в качестве субподрядчика, и ее услуги обходятся Y весьма недорого, а то и вообще бесплатно. Вся прибыль при этом аккумулируется в подконтрольной менеджерам X фирме Y, которая чаще всего даже не располагает техническими, человеческими и прочими ресурсами для исполнения заказа.
Обстановка секретности, которая соблюдается вокруг многих атомных объектов, зачастую способствует и тому, что такая компания превращается в своеобразную черную дыру: про нее известно, что она засасывает вещество – бюджетные деньги, а вот что она излучает, что происходит в ней с попавшими в нее телами, наука до сих пор точно не знает. И информация о таких «черных дырах» выходит наружу лишь изредка.
Отходы и доходы
В Москве и Подмосковье уже много лет работает ГУП «МосНПО «Радон» («МосРадон») – предприятие, специализирующееся на обеспечении радиационной безопасности, в том числе хранении радиоактивных отходов (РАО). До недавних пор в ряду подобных организаций «МосРадон» стоял особняком: его, как остальных, не перевели в подчинение федеральных структур, а оставили в ведении московских властей. Столичное руководство не славилось чрезмерным рвением в борьбе с коррупцией, и это давало руководству «МосРадона» невиданные возможности.
Учреждать друг с другом совместный бизнес сотрудники «МосРадона» начали давно, еще в середине 90-х годов. Оно и понятно – в трещащей по швам стране нужно было выживать любым способом. Не исключено, именно нехватка средств в свое время толкнула сотрудницу «МосРадона» Тамару Васендину отойти от научной работы в «МосРадоне» и податься в главбухи. Учредителем одной из фирм, где главным бухгалтером числилась Васендина, - АОЗТ «АрКум» - был Артур Арустамов – будущий коммерческий директор «МосРадона».
Со временем сотрудничество семьи Васендиных и Арустамова становилось все более тесным. Так, сотрудник «МосРадона» и по совместительству муж Тамары Васендиной Дмитрий возглавил научно-исследовательскую фирму «Интэкс», а сын Васендиных Евгений стал руководить ООО «Энерготрансмаш». По всей видимости, они – и не без выгоды для себя – активно сотрудничали с «МосРадоном». Но, самым успешным совместным проектом Васендиных и Арустамова стало ЗАО «Альянс-Гамма».
ЗАО «Альянс-Гамма» было учреждено в 1999 году. Некоторое время им руководил Дмитрий Васендин, а затем, в 2003 году, его директором стала некая Марина Воробьева, которая тогда же вошла в состав его учредителей - вместе с Артуром Арустамовым. С тех пор у «Альянс-Гамма» началась пора расцвета.
В соответствии с официальными формулировками, «Альянс-Гамма» обеспечивает научно-исследовательскую поддержку различных проектов в атомной отрасли. В переводе на обычный язык это означает: фирма активно участвует в осваивании бюджетных средств, но при этом сама не выполняет никаких реальных работ. По сути, «Альянс-Гамма» являет собой типичный пример компании – черной дыры.
Например, в 2008 году ивановские СМИ писали, что «Альянс-Гамма» выиграла тендер на проектирование и проведение работ по рекультивации так называемого объекта «Глобус-1» - территории в районе деревни Галкино в Ивановской области, где в 1971 году был произведен аварийный мирный ядерный взрыв. Деньги были выделены, однако что происходило и происходит на объекте, не известно никому. Экологи, впрочем, говорят, что радиоактивное излучение в районе «Глобуса-1» за это время не уменьшилось. Другая, еще более показательная история, связанная с «Альянс-Гаммой», разворачивается сейчас в Подмосковье.
30 августа 2011 года Нововоронежская АЭС объявила конкурс на утилизацию 550 тонн металлических радиоактивных отходов, образовавшихся при модернизации пятого энергоблока станции. Выиграла конкурс «Альянс-Гамма», хотя у нее не было ни собственных мощностей, ни технологий, достаточных для переработки такого количества отходов. Зато были давние связи с «МосРадоном». Скорее всего, компания собиралась лишь перевезти РАО на «МосРадон» и предоставить ему разбираться с отходами самостоятельно.
Кто платит дважды?
Технологически «МосРадон» может позволить себе только один способ утилизации подобных отходов: «закатать» их в толстый бетонный саркофаг и захоронить в специальных могильниках. Этот метод имеет несколько серьезных недостатков.
Во-первых, он крайне неэффективен. Бетонная «упаковка» в разы увеличивает объемы отходов и ведет к быстрому заполнению хранилищ, а их уже сейчас серьезно не хватает. Во-вторых, такой способ дорог. Хранение РАО обходится недешево, да и рано или поздно их все равно придется перерабатывать – а это новые расходы.
С тех пор, как НВАЭС определила победителя тендера, сменилось руководство «МосРадона» - его наконец перевели в федеральное подчинение и назначили нового директора. Сейчас перед новым руководством стоит непростая дилемма: что делать с полтысячей тонн отходов? Длительное хранение 550 тонн отходов на «МосРадоне» стоит 180 миллионов рублей. «Альянс-Гамма» по тендеру получила всего 64 миллиона. Даже если допустить, что все эти деньги будут отданы «МосРадону» (хотя такого, очевидно, не будет – иначе зачем было затевать всю историю?), ему придется выложить как минимум 116 миллионов из собственных средств, а потом еще и заплатить за утилизацию. Таким образом, за прибыль «Альянс-Гаммы» придется дважды заплатить «МосРадону».
Вместе с тем, в российской атомной отрасли есть предприятия, обладающие значительно более передовыми технологиями, которые, в частности, позволяют не просто захоронить металлические радиоактивные отходы, а переработать их, причем таким образом, что до 95% металла после такой обработки может быть выпущено в свободное обращение. Технологии этих компаний позволяют не только избавляться от опасных РАО, но и экономить значительные средства за счет вторичного использования металла. Почему же тендер достался не им, а «Альянс-Гамме», хотя это не выгодно ни «МосРадону», ни Росатому, ни обществу в целом? Ответ на этот вопрос очевиден.
Сколько еще таких кабальных контрактов, заключенных прежним руководством, «висит» на «МосРадоне», пока неизвестно. Однако можно предположить, что их немало. Остается призрачная надежда, что результатами хотя бы некоторых подобных гешефтов заинтересуется прокуратура». Stringer"
- российский государственный и политический деятель. Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации с 5 октября 2016 года