FLB: ФСБ и ГСУ ГУ МВД вмешались в спор учредителей инвестфонда «Евразийский» вокруг «Югводоканала», купленного на деньги ВЭБ
"ФСБ идет по "следам" Внешэкономбанка
«Задержание первого зампредседателя Внешэкономбанка (ВЭБ) Анатолия Балло стало результатом длящегося с лета 2011 года расследования ГСУ ГУ МВД РФ по Москве и ФСБ РФ о мошенничестве со средствами этого кредитного учреждения, наблюдательный совет которого возглавляет Владимир Путин. В самом банке действия силовиков связывают с корпоративным конфликтом между учредителями близкой ему структуры — инвестфонда "Евразийский".
Шестого марта Тверской суд Москвы проведет заседание, на котором будет принято решение об изменении Анатолию Балло меры пресечения с содержания под стражей на залог. Его, а также учредителя инвестфонда "Евразийский" Станислава Светлицкого и экс-гендиректора фонда Александра Лагутина, подозревают в крупном мошенничестве. По версии следствия, фигуранты дела похитили $14 млн, выделенных ВЭБ на покупку компании "Югводоконал", которая обеспечивает водой 80% Большого Сочи.
Как рассказал "Росбалту" источник в правоохранительных органах, еще в августе 2011 года ГСУ ГУ МВД РФ по Москве возбудило уголовное дело в отношении "неустановленных лиц", которые совершили мошенничество в особо крупном размере со средствами Внешэкономбанка, выделенными в качестве кредитов инвестфонду "Евразийский" (20% принадлежат ВЭБ). Оперативное сопровождение по данному делу осуществляют сотрудники ФСБ РФ, которые неоднократно проводили выемку документов в банке и инвестфонде. "Изучались документы по всем совместным проектам ВЭБ и "Евразийского", исчисляемые сотнями миллионов долларов", — рассказал "Росбалту" источник, близкий к ВЭБ. По его словам, в результате в декабре 2011 года председатель правления Внешэкономбанка Владимир Дмитриев обратился с письмом к начальнику ГСУ ГУ МВД РФ по Москве Ивану Глухову. "По имеющейся в ВЭБ информации, интерес правоохранительных органов к "Евразийскому" вызван действиями учредителей инвестфонда Станислава Светлицкого и Сергея Яшечкина, которые находятся в состоянии корпоративного конфликта между собой, — говорится в этом документе. — В этой связи прошу избежать нанесения ущерба государственным интересам в лице Внешэкономбанка".
Стоит отметить, что в этот же период времени Иван Глухов испытывал серьезные проблемы в связи с задержанием за взятку в $3 млн его подчиненной, следователем Нелли Дмитриевой. В начале года он ушел в отпуск, и в МВД РФ активно обсуждали, что генерал оставит свой пост. Однако 22 февраля он вернулся на работу и почти сразу началась активизация по "делу ВЭБ".
Первого марта 2011 года Главное следственное управление ГУ МВД по Москве выделило из общего расследования в отдельное производство материалы по "Югводоконалу" и возбудило отдельное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). А уже на следующий день в Москве были задержаны основные фигуранты расследования – Станислав Светлицкий, занимающий сейчас пост гендиректора ГК ОАО "Росгеология", Александр Лагутин – гендиректор "Нижноватомэнергосбыт" ("дочка" "Евразийского") и Анатолий Балло. Причем на последнего надели наручники, как только он спустился с трапа самолета, прилетев в столицу из Казани, где принимал участие в экономическом форуме.
2 марта ГСУ обратилась в Тверской суд с ходатайством об избрании Светлицкому и Лагутину меры пресечения в виде заключения под стражу, а Балло – в виде домашнего ареста. Служители Фемиды арестовывать гендиректоров компаний отказались, а первого зампреда ВЭБ решили освободить под залог в 5 млн рублей. Эта сумма должна поступить на счет судебного департамента до 6 марта включительно. До этой даты Балло был продлен срок задержания. Если во вторник представители банкира внесут деньги, то его выпустят, если нет – суд будет избирать новую меру пресечения.
События, которые привлекли внимание следователей, касаются весны-осени 2008 года. Тогда в "Евразийском" происходила очередная реорганизация, на время которой Лагутин был назначен гендиректором инвестфонда. По версии следствия, в апреле 2008 года "Евразийский" попросил ВЭБ выделить кредит в размере $75 млн на покупку "Югводоконала", обеспечивающего водой 80% Большого Сочи. Одновременно "Евразийский" через подконтрольную Светлицкому оффшорную фирму "Лоана инвестментс Лимитед" (Кипр) приобрел "Югводоканал" у другой оффшорной структуры всего за $61 млн. Вскоре Анатолий Балло, как представитель ВЭБ, одобрил выделение "Евразийскому" $75 млн на сделку по "Югводоналу", и так уже находившемуся под контролем инвестфонда. Чтобы прикрыть аферу, "Евразийский" формально расторг договор купли-продажи с фирмой "Лоана", и она вернула инвестфонду $61 млн (на самом деле, как считает следствие, "Югводоканал" остался под контролем "Евразийского"). Взамен был заключен новый договор купли-продажи с оффшорной фирмой "Амодо Акциен Гинзельшафт" (Лихтенштейн), которой и поступили $ 75 млн, выделенные ВЭБ. Как считают в ГСУ, реальная цена сделки составила $61 млн, а остальные $14 млн были похищены.
Представители фигурантов дела высказывают свою версию событий. Согласно ей, продавец изначально хотел получить за "Югводоконал" $75 млн, при этом он настаивал на проведении сделки в апреле 2008 года. В ВЭБ рассмотрение вопроса о выделение "Евразийскому" кредита затянулось, поэтому инвестфонд из своих средств перечислил часть суммы – найти удалось $61 млн. Согласно договоренностям, остальную сумму инвестфонд должен был выплатить продавцу после поступления средств из ВЭБ. Когда Внешэкономбанк одобрил выделение кредита в $75 млн, чтобы не создавать ненужную путаницу с "проводками", эти деньги целиком отправили "Амодо", а фирма погасила из них долг в $14 млн. С "Лоаной" взаимоотношения оформили как возврат $61 млн.
Источник, близкий к Внешэкономбанку, отмечает, что правоохранительные органы "взялись" за отношения ВЭБ и "Евразийского" вскоре после того, как возник финансовый конфликт между двумя соучредителями инвестфонда — бывшим заместителем министра энергетики Станиславом Светлицким и Сергеем Яшечкиным. "И по общему делу, и по делу о мошенничестве с "Югводоканалом" Яшечкин проходит одним из главных свидетелей", — отметил источник агентства.
"Очередной корпоративной конфликт решается руками правоохранительных органов в лице ГСУ и ФСБ РФ, — отметил в интервью корреспонденту "Росбалта" адвокат Лагутина Алексей Цаплин. — В этой истории нет никакой криминальной составляющей. Ни ВЭБ, ни "Евразийский" ущерба не понесли, проценты по кредиту исправно платятся. Сумма сделки была $75 млн. Именно за столько и был куплен "Югводоканал". Вспомнили о сделке почему-то тогда, когда два учредителя "Евразийского" стали делить бизнес друг с другом"». Александр Шварев, «Росбалт»"