FLB: Никакой «налог на роскошь» российским магнатам не страшен. Всю роскошь они давно спрятали за границей
"
Бегство олигархов
Только на одну полную заправку топливом своей океанской яхты «А» олигарх Андрей Мельниченко тратит 500 тысяч долларов. Поможет ли налог на роскошь наполнить государственный бюджет?
«ВВП велел делиться. В начале февраля кандидат в президенты Владимир Путин сделал, как ему показалось, очень сильный пиар-ход: на встрече со своими доверенными лицами он заявил о том, что неплохо бы обложить налогом на роскошь наших олигархов, которые, судя по всему, давно уже «потеряли берега» в своём безумном потреблении. При этом Путин подчеркнул, что речь идёт не о доходах частных предприятий, а о тех суммах, которые идут на личное сверхпотребление – имеются в виду гигантские замки, персональные самолёты, дорогущие автомобили и суперяхты», - пишет Кондрат Курудимов в последнем номере «Совершенно секретно». .
«Трах-каюта» для олигарха
Владимир Путин не случайно упомянул такую миллиардерскую забаву, как роскошные яхты, которые, действительно, сложно отнести к средствам производства или необходимым для нормальной работы средствам передвижения. Обычно при упоминании о роскошных яхтах у обывателя возникает образ нашего «былинного» богатея Романа Абрамовича. Но дело в том, что, кроме хозяина «Сибнефти», на свете живут десятки, если не сотни сказочно богатых наших соотечественников, которые покупают себе прогулочные плавсредства по цене среднего боевого корабля.
Как известно, четыре из двенадцати самых дорогих частных яхт мира принадлежат российским олигархам. Один из них – владелец минерально-химической компании «ЕвроХим» Андрей Мельниченко – умудрился в своих корабельных пристрастиях затмить даже самого Абрамовича с его супердорогой яхтой Eclipse. 120-метровая океанская яхта «А», принадлежащая Мельниченко, чуть меньше размером, но она больше вызывает шок и трепет у западного бомонда: гламурные журналы не устают смаковать роскошь и богатство, царящие на борту яхты «А».
В статьях об этом чуде яхтостроения журналисты восторгаются тем, что перила у винтовой лестницы обшиты листовым серебром и стоят 60 тысяч долларов. Да что там перила – цена дверной ручки здесь может доходить до 40 тысяч! Дверь в хозяйскую каюту площадью 240 квадратных метров открывается только по отпечатку пальца её владельца, а на окнах – 44-миллиметровые стекла, способные выдержать взрыв гранаты. Но больше всего иностранцев поражает дизайн яхты Мельниченко – внешне она напоминает стильную подводную лодку. Её жилая площадь составляет 2200 квадратных метров. Вместо обычной мягкой мебели и традиционного красного дерева, в интерьерах «А» использованы столы с хрусталем Baccarat. На главной палубе два стула из крокодиловой кожи и рогов антилопы, белая кожа морского ската и телячья кожа особой выделки на стенах.
Среди многих помещений на яхте имеется специальная комната для сексуальных утех («трах-каюта», как окрестили её матросы яхты) с шумопоглощающими стенами, где установлена огромная белая круглая кровать и телевизор на потолке. За безопасностью на борту следят 44 видеокамеры, датчики движения, система ночного видения, инфракрасные сенсоры. Двигатели яхты мощностью 24 000 лошадиных сил способны разогнать этого монстра роскоши до 24 узлов. На всякий пожарный яхта оборудована двумя спасательными шлюпками, которые сами по себе представляют мини-яхты длиной по 10 метров с весьма неспартанскими интерьерами. Каждая такая лодка обошлась по 1 миллиону долларов.
Годовые расходы по содержанию яхты «А» составляют 20 миллионов долларов, а одна полная заправка баков обходится хозяину в полмиллиона! Стоимость же самой яхты – 300 миллионов долларов США.
Кстати, совсем недавно ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим» объявила о покупке 100% акций ООО «Севернефть-Уренгой» – компании, которая занимается разведкой и разработкой газовых месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе. Стоимость сделки составила 403 млн долларов. Так что, учитывая ежегодные расходы на яхту «А», её цена вполне сопоставима со стоимостью крупной добывающей компании.
И в этой связи возникает законный вопрос: кто такой, этот любитель комфортного передвижения по морям-океанам, он же – владелец крупнейшей в России компании по производству минеральных удобрений, которая входит в тройку европейских и десятку мировых производителей химических удобрений?
Who is мистер Мельниченко?
Официальная биография рассказывает нам о том, что Андрей Мельниченко родился 8 марта 1972 года в Гомеле, в семье учёного-физика. С ранних лет проявил себя одарённым ребёнком. Учился в знаменитом физмат-интернате при МГУ им. М.В. Ломоносова, потом на не менее знаменитом физфаке университета. В 1993 году создал с товарищами по учёбе Евгением Ищенко и Михаилом Кузнецовым МДМ-банк. (Впоследствии Ищенко стал мэром Волгограда и получил срок за махинации, а Кузнецов побывал губернатором Псковской области).
Поначалу банк специализировался на операциях с наличной валютой, имел разветвлённую сеть пунктов обмена. Позже привлёк на обслуживание ряд крупных клиентов, например «Сибнефть». В 1997 году Мельниченко окончил Российскую экономическую академию им. Г. В. Плеханова. Создал вместе с Сергеем Поповым группу МДМ и начал собирать промышленные активы. После раздела бизнеса у Мельниченко остался «ЕвроХим» и 50% Сибирской угольной энергетической компании (СУЭК).
Менее официальные источники утверждают, что будущий владелец яхты «А» начинал свою бизнес-карьеру как обычный торговец валютой на Октябрьской площади в Москве. В начале 90-х, когда ему было 19 лет, он открыл обменный пункт, клиентами которого были по большей части «челноки», менявшие рубли на доллары.
Вот как Мельниченко сам вспоминал о временах «первого миллиона» в интервью «Газете»:
«В марте 1993 года мы с друзьями, вы их назвали, начинали делать финансово-кредитную компанию МДМ-бюро. Создали сеть обменных пунктов в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске. Потом от обменного бизнеса перешли к операциям на межбанковском рынке. Наш начальный капитал был мизерным – 25 млн рублей, то есть на тот момент около $50 тыс.
– Такие деньги у студентов?
– В 1991 году я прервал обучение на физфаке МГУ. Мы уже не были студентами. У нас была туристическая компания «Спутник», кроме того, мы , как и все, занимались оргтехникой».
В некоторых публикациях в прессе утверждалось, что выпускник физфака МГУ Мельниченко имел смутные представления о законах экономики, зато умел хорошо считать деньги и просчитывать «дырки» в законодательстве по валютно-экспортному контролю.
По данным «Новой газеты», во время банковского бума в стране Андрей Мельниченко становится управляющим банком, который имеет прямое соглашение с Федеральной резервной системой США о ввозе в Россию наличных долларов. А к 28 годам Мельниченко завладел финансовыми потоками атомной отрасли.
Во время кризиса 1998-го МДМ Банк мог пойти ко дну, однако был спасён благодаря помощи влиятельного бизнесмена Александра Мамута. В банке держали свои счета основные игроки на рынке чёрной и цветной металлургии, включая «Русский алюминий» Олега Дерипаски. Однажды в прессе возник скандал по поводу того, что МДМ скрывает имена своих акционеров. Звучала даже версия, что настоящий хозяин банка – лидер измайловско-гольяновской ОПГ Антон Малевский, который погиб при загадочных обстоятельствах во время прыжка с парашютом.
В 2000 году МДМ объединился с Конверсбанком, Мельниченко стал председателем правления Конверсбанка, что позволило ему взять под контроль финансы атомной отрасли. По закону, все предприятия этой отрасли имели статус ГУПов, и получить их акции можно было только путем открытого конкурса. Однако вскоре после прихода в Конверсбанк Андрея Мельниченко в его ведении волшебным образом оказались акции многих госпредприятий отрасли. Говорят, что поспособствовал этому бывший министр атомной энергетики Адамов, который впоследствии был отстранён от должности, а позднее – осуждён.
Как писала тогда газета «Собеседник»: «Фактически бывший «атомный» министр Адамов буквально подарил отраслевой государственный банк МДМ Банку. В ту пору главой наблюдательного совета МДМ был Мамут, а его основными пайщиками и клиентами — Дерипаска и Абрамович. Олигархи поставили перед собой задачу направить в «нужное» русло 80 процентов денежных потоков атомной отрасли, контролируемых Конверсбанком. Эту задачу доверили Мельниченко.
Однако наполеоновским планам Андрея Мельниченко не суждено было сбыться. Адамов угодил в отставку. Мамут, Дерипаска и Абрамович занялись более важными делами и максимально дистанцировались от юного банкира».
Примерно тогда же в прессе появилась схема взаимодействия между МДМ Банком и его основными акционерами. Согласно ей, все они через подставные структуры замкнуты на офшорные фирмы, зарегистрированные в основном в Калмыкии. Особенно встревожил общественность тот факт, что в этой схеме фигурировала компания Energy Invest & Trade Corporation, которую обвиняли в посредничестве между теми западными и российскими структурами, которые стремятся активно ввозить в Россию ядерные отходы.
После этого Мельниченко потерял интерес к атомной отрасли и переключился на скупку акций крупных угледобывающих предприятий страны («Востсибуголь», «Читауголь», «Хакасуголь», корпорация «Сахалин», «Дальвостуголь» и ряд других), объединив их под управлением Сибирской угольной энергетической компании «Байкал-уголь» (СУЭК).
Главным конкурентом СУЭКа оказалась Красноярская угольная компания (КУК) – её продукция была намного дешевле, а запасы и объёмы добычи – крупнейшими в стране. Ценовая политика КУК совершенно не устраивала МДМ. И тогда Андрей Мельниченко разработал блестящую схему поглощения «Красноярскугля», после реализации которой группа МДМ стала безальтернативным держателем угольного запаса в регионе. Такие действия сейчас принято сравнивать с «рейдерскими захватами». МВД возбудило по этому поводу уголовное дело. В 2004 году оперативники вновь проводили обыски в МДМ Банке.
Но в конце концов администрация Красноярского края полностью утратила рычаги влияния на ценообразование в этой отрасли. Печальные итоги передела собственности не замедлили сказаться на экономике региона – цены на уголь взлетели на 100%!
После того, как президент «МДМ-Групп» Андрей Мельниченко стал одним из крупнейших владельцев угольных компаний, к его фигуре стали присматриваться западные аналитики, считая, что это юное дарование непременно ринется в большую политику. Однако, как считают наблюдатели, история с Михаилом Ходорковским вовремя снизила политические амбиции Мельниченко. Бизнесмен предпочёл «не высовываться», а заняться более перспективным делом – завоеванием отечественного рынка минеральных удобрений. И надо признать, за 11 лет, после создания компании «ЕвроХим» менеджерам Мельниченко удалось сделать её одним из крупнейших в мире производителей азотных и фосфатных удобрений. Годовая выручка ЕвроХима – около 4 млрд долларов, при этом рынок удобрений постоянно растёт, особенно после того, как Бразилия занялась выращиванием сырья для биотоплива, а в Индии и Китае начали внедряться инновационные аграрные технологии.
Росло потребление удобрений и в России, где государство стало активно субсидировать аграриев. Кстати, когда начался экономический кризис и у многих крестьянских хозяйств просто не стало свободных средств, «ЕвроХим» почувствовал падение доходов. Мельниченко тут же записался на встречу к Дмитрию Медведеву, во время которой умудрился «продавить» отмену экспортной пошлины (8,5%) на удобрения. С 1 февраля 2009 года пошлину обнулили.
Несмотря на такую внешнюю «гладкость» биографии, в жизни Мельниченко не раз возникали ситуации, которые в народе именуются «стрёмными». В 2002 году Центробанк требовал отстранить его от руководства Конверсбанком «в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями». К тому времени у Центробанка появилось право устанавливать квалификационные требования не только к менеджерам, но и к членам совета директоров, в том числе к их «деловой репутации». За чистоту банкирских рядов взялся первый зампред ЦБ Андрей Козлов, но довести дело до завершения не успел, поскольку вскоре был убит. Говорят, что, проживи Козлов подольше, очень многим нынешним воротилам банковской сферы пришлось бы лишиться своих постов.
А в далёком августе 1997-го в России были задержаны несколько человек, связанных с компанией «Шерхан», которая финансировала сеть афганского наркотрафика. После ареста учредителя фирмы афганца Мохаммеда Шерхана, оперативники выяснили, что отмывание денег «Шерхан» проводил через МДМ Банк. Кстати, среди задержанных были и сотрудники МДМ Банка, за которых тут же вступились партнёры Мельниченко – на тот момент уже депутаты Госдумы от ЛДПР – Ищенко и Кузнецов.
Неоднократно МДМ участвовал и в акциях, напоминающих «рейдерские захваты» – конечно, история с Конверсбанком и «Красноярской угольной компанией» – это, безусловно, самые крупные и успешные операции выпускника физматшколы, но были дела и помельче. Например, «заход» на Волжский трубный завод, который проводился в начале двухтысячных годов в партнёрстве с небезызвестным ЮКОСом.
Оказавшись в компании матёрых отечественных олигархов, Мельниченко очень быстро приобрёл привычки настоящего нувориша, который не стесняется демонстрировать своё умопомрачительное богатство, периодически подбрасывая светским хроникёрам сюжеты для репортажей и сплетен. Так, в 2005 году он с огромной помпой отпраздновал на Лазурном берегу свою женитьбу на югославской модели Александре Кокотович. Праздник обошёлся ему в 14 миллионов долларов, причём полмиллиона были потрачены только на услуги модного гламурного фотографа. В рамках культурной программы на вечеринке выступила поп-звезда Кристина Агилера, которая получила баснословный гонорар – 3,5 миллиона долларов за исполнение трёх песен.
Сегодня нашему герою 39 лет, но он уже занимает 17-е место в списке российских богачей по версии журнала Forbes. За последний год Мельниченко умудрился удвоить своё состояние с 4,4 до 8,6 миллиарда долларов. Он полон сил и креативных фантазий, которые вряд ли ограничатся покупкой даже такой роскошной яхты, как «А».
Офшорная гавань
По идее, «тонкий» намёк Владимира Путина на предстоящий «оброк» с любителей морской романтики и мегаяхт должен серьёзно взволновать их, однако, насколько выполнима угроза нашего главного борца за социальную справедливость? Попробуем разобраться…
Сам по себе налог на роскошь существовал ещё во времена Римской империи, и сегодня он работает во многих странах. У нас тема введения подобного налога тоже периодически возникает в зале заседания Госдумы. Депутатам уже предлагалось обложить этим налогом дачи, элитную недвижимость стоимостью свыше 15 млн рублей, автотранспорт, яхты и личные самолёты – дороже 2 млн рублей, картины, драгоценности, а так же другие предметы роскоши стоимостью свыше 300 тысяч рублей. Даже звучали предложения по его размеру – от 1 до 5% от рыночной стоимости налогооблагаемого имущества. И тут приводится в пример Европа, где в некоторых странах именно этот налог составляет до 60% бюджетных доходов. Например, во Франции необлагаемый порог налога на роскошь составляет 760 тыс. евро. Если гражданин обладает большим состоянием, то он обязан с суммы, превышающей этот порог, оплатить от 0,55 до 1,8 %. Что в этом случае делают прижимистые богатые французы? Правильно, уезжают жить и работать в соседнюю Бельгию. В результате французский бюджет теряет до 30 млрд евро в год. Многие страны сегодня предпочли заменить налог на роскошь повышенной ставкой НДС или применяют его к реально дорогим и не слишком насущным вещам, к которым относятся сверхмощные гоночные автомобили, яхты, бриллианты. Япония отменила этот налог в 1950 году, Ирландия — в 1974-м. В последнее время к ним присоединились Австрия, Италия, Финляндия, Германия, Дания, Люксембург, США.
Вот что говорит эксперт о судьбе налога: «Налог на сверхпотребление в большинстве европейских стран, в том числе в Америке, отменён. Как неэффективный. Эти страны прошли уже давно этот путь, они вводили этот налог, но всё это привело лишь к тому, что доходы и имущество начали уходить из страны за рубеж, а доходы, собранные от этого налога, не оказали существенного влияния на экономики стран Швеции, Германии, Франции, в том числе США. А что касается налогообложения такой недвижимости, то она облагается по месту нахождения — есть налоги на недвижимость, на те же яхты, и так далее». (Андрей Гольцблат, партнёр юридической фирмы Goltsblat BLP).
Такова мировая тенденция, и что-то мне подсказывает, что именно ей будут следовать наши народные избранники, поскольку в стенах Госдумы достаточно очень богатых людей. А пчёлы против мёда, как известно, не сражаются. Не случайно во время последнего голосования за поправки в Налоговый кодекс РФ, которые, по популистскому предложению «Справедливой России», предусматривали введение налога на предметы роскоши, они не прошли даже первое чтение. Всего за поправки проголосовали 115 человек при необходимом минимуме в 226. Несложно догадаться, что эти поправки не нашли поддержки у думского большинства, то есть, у партии «Единая Россия», в чьих рядах немало авторитетных бизнесменов.
Некоторые эксперты отмечают, что экономический смысл у налога на роскошь появится только в том случае, если он будет введён на покупку, а не на владение предметом роскоши, то есть будет носить разовый, а не периодический характер и не будет иметь обратной силы.
Есть и ещё один аргумент не в пользу налога на роскошь. Уж если беспечные французы научились уходить от него, то наших олигархов, закалённых в криминальных битвах и рейдерских налётах, уж точно не напугаешь каким-то налогом. Если вернуться к роскошной яхте Андрея Мельниченко, то вспомним о том, что существует международная практика использования офшорных компаний для владения торговыми судами и судами для отдыха. Эта практика очень хорошо развита в таких офшорных зонах, как Кипр, Сейшельские острова, Белиз, Панама, Гибралтар.
Вот что рассказывает нам рекламный буклет одной из таких компаний: «При использовании офшорной компании в качестве судовладельца Вы можете минимизировать или вообще устранить налоги на обслуживание судов, налог на собственность, а налог на прибыль, полученную от данного вида бизнеса, может быть минимизирован или вообще устранён. Офшорная компания поможет Вам иметь собственный флот, фрахтовать суда».
Так что, какие там яхты, если сегодня, по данным «Новой газеты», 9 из 10 российских судов, принадлежащих государственным компаниям, ходят под иностранными флагами! Причина тому очень проста: зарегистрировать судно в российском реестре не только накладно, но и практически невозможно. В странах с «удобным» флагом – Либерии, Панаме, Белизе, Вьетнаме – максимальное время, которое нужно потратить при регистрации, составит не более 5–6 рабочих дней. У нас же владелец судна должен его растаможить и заплатить пошлину в размере 24 процентов от стоимости корабля. И потом потратить около двух месяцев для того, чтобы попасть в морской регистр. А ведь это речь идёт не о прогулочных яхтах, а о многотонных сухогрузах и танкерах!»
«Владелец же яхты, даже самой наишикарнейшей, может за небольшую плату зарегистрировать свою «лодку» на далёком экзотическом острове и тихо хихикать, лёжа на большой круглой кровати в «трах-каюте», наблюдая по спутниковому каналу горячие дебаты в российской Госдуме. Ну а грозные намёки Владимира Путина скорее всего так и останутся предвыборными обещаниями, на которые всегда щедры все кандидаты в президенты», - полагает Кондрат Курудимов в свежем номере «Совершенно секретно». Кондрат Курудимов, «Совершенно секретно», № 3 (274) март 2012"