FLB: Генпрокуратура предлагает фигуранту «дела томографов» Леону Зильберу вернуться из Израиля для «ужесточения наказания»
"Израильтянину не дают расплатиться за аферу с томографами
«Генпрокуратура обжаловала приговор Тверского суда в отношении гражданина Израиля Леона Зильбера. Он был признан виновным по громкому делу о попытке хищения $1 млн у компании Toshiba, получил наказание в виде крупного штрафа, выплатив который уехал на родину. Столь мягкий приговор объяснялся тем, что Зильбер заключил сделку со следствием и дал показания об аферах с поставками томографов в Россию.
Материалы в отношении еще одного фигуранта этого громкого дела, заключившего сделку с правосудием, — бывшего директора ФГУП "Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" Вадима Можаева – на днях поступили в Тверской суд.
Рассмотрение кассационной жалобы Генпрокуратуры на излишне мягкий, по мнению этого ведомства, приговор Леону Зильберу должно было состояться в Мосгорсуде 20 февраля. Однако слушания перенесли на 5 марта. Это связано с тем, что судья не успел изучить большой объем материалов уголовного дела. Сам Зильбер сейчас находится в Израиле. "Он обязательно прилетит на слушания в марте и будет на них присутствовать", — сообщил "Росбалту" адвокат Зильбера Анатолий Павлов. По его словам, ему не известна причина, по которой Генпрокуратура решила обжаловать приговор.
Напомним, во время слушаний в Тверском суде, прошедших в декабре 2011 года, было зачитано письмо заместителя генпрокурора Владимира Малиновского, в котором он подтвердил, что Зильбер выполнил все условия сделки с правосудием, оказал содействие как по делу, связанному с компанией Toshiba, так и по другим делам, которые касаются афер с поставками томографов для госучреждений. В результате председатель Тверского суда Игорь Алисов принял решение признать Зильбера виновным в покушении на мошенничество (статьи 30 и 159 УК РФ) и приговорил его к штрафу в 500 тыс рублей.
По словам Анатолия Павлова, в декабре 2011 года его доверитель перечислил эту сумму на счет судебного департамента, после чего уехал за границу.
Однако неожиданно Генпрокуратура посчитала такой приговор излишне мягким, поскольку другие фигуранты дела, тоже заключившие сделки со следствием, получили условные или реальные сроки наказания. Примечательно, что все эти события совпали с тем, что в Тверской суд поступило дело в отношении еще одного обвиняемого по "делу Toshiba" — бывшего директора ФГУП "Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" Вадима Можаева. Он тоже заключил сделку с правосудием и дал показания по ряду расследований. Рассматривать материалы будет судья Игорь Алисов, дата слушаний пока не назначена.
"Во время слушаний в Тверском суде представитель Генпрокуратуры никаких возражений приговору не высказывала, — отметил источник "Росбалта" в правоохранительных органах. — Однако потом началась настоящая "подковерная битва" вокруг дела в отношении генерала Минобороны Александра Белевитина, ниточки от которого тянутся к самым разным чиновникам. Показания против Белевитина дали фигуранты "дела Toshiba", в том числе и Зильбер. Вполне возможно, что с этой "битвой" и связана жалоба Генпрокуратуры".
Зильбер и Можаев являются фигурантом громкого дела о масштабной афере, связанной с поставками томографов для госучреждений. В 2010 году Главное контрольное управление (ГКУ) президента РФ начало проверку ситуации с закупкой медицинского оборудования. В августе глава ГКУ Константин Чуйченко доложил Дмитрию Медведеву о том, что в ряде регионов закупочные цены на томографы в 2,5-3 раза превосходят цены производителей. "Это не коррупционная составляющая, а циничное, хамское воровство государственных денег", — заявил глава государства.
ГКУ продолжило свою ревизию, которая закончилась в октябре 2010 года, по ее результатам было возбуждено 39 уголовных дел. Одним из чиновников, который участвовал в проверке, являлся начальник департамента ГКУ Андрей Воронин. Как выяснили сотрудники ДЭБ МВД РФ, он составил так называемый "черный список" поставщиков медицинского оборудования (в основном — представительств крупных зарубежных компаний), которые фигурировали в уголовных делах или попали под подозрение в связи с сомнительными сделками с томографами.
По данным оперативников, этот список Воронин передал своему знакомому — директору ФГУП "Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" Вадиму Можаеву, а тот подключил "к работе" руководителя представительства компании "РосЛинМедикал", гражданина Израиля Леона Зильбера.
Зильбер и Можаев стали рассказывать другим участникам рынка по поставкам томографов, что они попали в "черный список", но при помощи Воронина могут быть вычеркнуты из него. Стоимость такой услуги они обозначали в $1 млн, который необходимо перевести на счета офшорной фирмы. Для убедительности своих слов парочка приглашала на переговоры бывшего заместителя министра здравоохранения Алексея Вилькена (он занимал этот пост в 1992 году и в период с 1996 по 1999 годы), который пользуется большим авторитетом в медицинской среде. Он подтверждал серьезность ситуации и выступал гарантом того, что все стороны соблюдут условия сделки.
Когда в 2010 году мошенники обратились с предложением выйти из "черного списка" к директору московского представительства Toshiba Рустаму Бахтиозину, тот подал заявление в ДЭБ МВД РФБ. Представители иностранной компании начали записывать все переговоры. В ноябре 2010 года сотрудник Toshiba Андрей Рожков в помещении ресторана "Суши весла" на Лубянской площади передал Вилькену платежку, свидетельствующую, что требуемая сумма поступила на один из счетов в латвийском Trasta komercbanka. После этого бывший замминистра был задержан. Следом под стражу взяли Можаева, Зильбера и Воронина. Чиновник КРУ сразу заключил сделку со следствием и начал давать признательные показания. В апреле 2011 года Тверской суд Москвы приговорил его к минимальному сроку — трем годам лишения свободы.
После этого сотрудничать со следствием начали Зильбер, Вилькен и Можаев, ранее отрицавшие свою вину. В июне 2011 года Тверской суд изменил Зильберу меру пресечения с ареста на залог в 60 млн рублей.
А Алексей Вилькен, помимо подробностей этой истории, рассказал и много другого интересного. В частности, дал показания, что в 2009 году представлял в России интересы ЗАО "Дина Интернешнл", поставлявшего медоборудование марки Philips. Узнав, что Минобороны планирует объявить тендер на закупку томографа для военного госпиталя в Подольске, Вилькен вышел на руководство ГВМУ. Переговоры он вел с генерал-майором Александром Белевитиным и его подчиненным полковником Алексеем Никитиным. Те сообщили, что могут организовать победу в тендере "Дина Интернешнл", запросив за это "откат" в размере 10% от суммы сделки. Получив предоплату в 10 тыс. евро генерал и полковник так составили условия конкурса, что победить в нем могло только ЗАО, чьи интересы лоббировал Вилькен. Общая сумма контракта составила 120 млн рублей, из которых 180 тыс. евро бывший замминистра здравоохранения передал руководителям ГВМУ. Часть денег он вручил Белевитину в его служебном кабинете.
В июне 2011 года Белевитин и Никитин были арестованы, им предъявили обвинения по статье 290 УК РФ (получение взятки). Выяснилось, что к этому времени разговоры представителей Минобороны сотрудники ФСБ фиксировали на видео- и аудиоаппартару. Из записей стало ясно, что генерал и полковник обсуждали возможность устранения Вилькена в камере СИЗО как опасного свидетеля. Тогда бывшему замминистру здравоохранения была изменена мера пресечения на подписку о невыезде, он был взят под программу защиты свидетелей.
В сентябре 2011 года Вилькен был признан Тверским судом виновным по ст. 30 ч.3, ст.159 ч.4 (покушение на мошенничество в особо крупном размере) и приговорен к трем годам лишения свободы условно. Дело рассматривалось в особом порядке — без проведения судебного следствия. Суд учел, что Вилькен полностью признал вину, активно сотрудничал со следствием, помог выявить другие опасные преступления. Также было принято во внимание тяжелое состояние здоровья Вилькена и то, что в местах лишения свободы ему грозит опасность со стороны генерала Белевитина.
"Дело в отношении Белевитина набирает обороты и в ближайшее время по нему могут быть проведены новые задержания", — отметил источник "Росбалта" в правоохранительных органах». Александр Шварев, «Росбалт»
В ноябре 2011 года Агенство федеральных расследований FLB сообщало о том, что у столь «громкого» дела получается какой-то неотчетливый финал – обвиняемые один за другим заключают сделку со следствием и получают в лучшем случае условные сроки.
Последние "кремлевские вымогатели" договорились с судом
Чиновники, использовавшие гнев президента Медведева для махинаций с томографами, один за другим выходят на свободу
«Закончено расследование дел двух последних участников группировки бывшего начальника департамента контрольного управления (КУ) президента РФ Андрея Воронина, пытавшейся получить $1 млн у московского представительства концерна Toshiba. Директора ФГУП "Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" Вадима Можаева и бизнесмена Леона Зильбера, признавших свою вину, осудят в особом порядке. Ранее по той же схеме были осуждены Воронин и бывший замминистра здравоохранения России Алексей Вилькен. При этом все они в итоге оказались на свободе.
По словам оперативников, Зильбер и Можаев были участниками своеобразного "закрытого клуба" поставщиков томографов. Первый, долгое время занимался продажей медоборудования, производимого General Electric, а второй до прихода во ФГУП реализовывал аналогичную продукцию марки Siemens. Участники этого клуба имели обширные связи среди чиновников разного ранга, во время встреч они определяли цены на томографы, кто будет участвовать в каком конкурсе на поставку медоборудования и какими должны быть условия конкурсов, чтобы победителем гарантировано стала нужная фирма.
Начальник департамента контроля в социальной сфере контрольного управления президента России Андрей Воронин, директор федерального государственного унитарного предприятия «Дирекция единого заказчика-застройщика Росздрава» Вадим Можаев, бывший замминистра здравоохранения Алексей Вилькен и директор компании Rosslyn medical Леон Зильбер были задержаны за вымогательство осенью 2010 года.
Следственная часть главного управления МВД РФ по Центральному федеральному округу закончила следствие по делам Вадима Можаева и гражданина Израиля Леона Зильбера, направив в Генпрокуратуру РФ на утверждение обвинительные заключения . Они так же, как и их бывшие подельники Андрей Воронин и Алексей Вилькен, полностью признали свою вину в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 159 УК РФ (покушение на мошенничество в особо крупном размере в составе организованной группы), и заключили досудебные соглашения со следствием.
По условиям сделки адвокаты Зильбера и Можаева могут просить суд о так называемом особом порядке рассмотрения их дела без заслушивания свидетелей, а также оглашения и исследования доказательств. В этом случае, согласно требованиям Уголовно-процессуального кодекса РФ, наказание для них не может превысить трех четвертей максимального срока заключения, предусмотренного УК за мошенничество, то есть не более семи с половиной лет. А учитывая досудебную сделку, они могут быть приговорены только к половине этого срока. При этом у судьи остается право назначить им условное наказание как ранее не привлекавшимся к уголовной ответственности. Вероятнее всего, именно так и случится».
Главный фигурант громкого дела Андрей Воронин был задержан в конце ноября 2010 г. на своем рабочем месте в здании Контрольного управления президента РФ на Старой площади. Следствие установило, что чиновник и его сообщники воспользовались в своих целях громким коррупционным скандалом с госзакупками по завышенным ценам дорогостоящих медицинских томографов, когда президент России Дмитрий Медведев назвал эту ситуацию "циничным, хамским воровством государственных денег" и приказал провести тщательное расследование.
Воронин через своих посредников - Можаева и Зильбера - оповестил производителей медицинского оборудования о том, что в Росфинмониторинге в связи со скандалом создан черный список компаний, а попавшие в список фирмы больше не смогут участвовать в государственных тендерах. За исключение из списка он потребовал с каждой компании по 1 млн долларов.
В милицию обратился гендиректор московского представительства Toshiba Рустам Бахтиозин, после чего переговоры с вымогателями проходили под контролем оперативников. Все участники преступления были задержаны после того, как представитель Toshiba передал Вилькену, выполнявшему роль гаранта исполнения всеми сторонами своих обязательств, подтверждение о переводе 900 тыс долларов на указанный мошенниками счет в латвийском банке.
Воронин был уволен за грубое нарушение должностных обязанностей.
Воронин оказался единственным фигурантом дела, получившим реальный срок наказания. Несмотря на сделку со следствием, 5 апреля этого года он был приговорен Тверским судом к трем годам колонии общего режима. Чиновник пытался обжаловать приговор, по его мнению, "подрывающий веру в сам институт досудебного соглашения" в Мосгорсуде, но получил отказ. Правда, уже вскоре Андрей Воронин оказался на свободе по УДО.
На свободе сейчас находится еще один фигурант этого дела - бывший замминистра здравоохранения Алексей Вилькен. В конце сентября он был приговорен к условному сроку. Кроме того, Вилькен был взят под госзащиту как ценный свидетель по делу начальника Главного военного медицинского управления Минобороны РФ, генерал-майора Александра Белевитина, обвиненного в получении взятки. Бывший замминистра дал показания, что он выступал посредником в передаче денег генералу за обеспечение победы в конкурсе на закупку томографов. ФСБ заявило, что по результатам прослушки стало известно о том, что Белевитинов готовит убийство Вилькена. Однако обвинение генералу по этому пункту предъявлять не стали, а его защита заявила, что генерал стал жертвой оговора». Агентство Федеральных расследований FLB"